Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 92
Текст из файла (страница 92)
А. Бердяев, И. А.Ильин, Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.) были высланы изСоветской России. За рубежом они продолжали выступать как представители русскойрелигиозной культуры, которую невозможно было развивать в условиях гоненийпротив религиозных деятелей, пролеткультовских тенденций в области культурнойполитики и неуклонно усиливавшегося идеологического диктата, не признававшегоправа на разномыслие даже внутри марксизма.1.
Экзистенциальный персонализм Н. А. БердяеваНиколай Александрович Бердяев (1874—1948) — наиболее известный в мире русскийрелигиозный философ XX в. В эмиграции им были написаны книги, принесшие емумировую известность: «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы»(1924); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931); «О рабстве исвободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939); «Истоки и смыслрусского коммунизма» (1937); «Русская идея» (1946) и др. В 1947 г. ему былоприсуждено звание почетного доктора Кембриджского университета (до него этойчести были удостоены два других великих деятеля русской культуры — И.
С.Тургенев и П. И. Чайковский). Мировоззрение Бердяева представляет собойперсоналистическую разновидность экзистенциальной философии, т. е. философиичеловеческого существования. Проблемы личности, свободы и творчества, смыслажизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву,«личность вообще первичнее бытия», бытие — воплощение причинности,необходимости, пассивности, дух — начало свободное, активное, творческое.Личность прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявлениечеловеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь вее отношении к Богу.Центральная категория бердяевского философствования — понятие свободы. Свободаистолковывается им не как врожденная, природная или социальная способностьчеловека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферыбытия — космос, общество и самого человека.
Свобода первична, беспредпосылочна ибезосновна. Для объяснения ее сущности Бердяев использует понятие Ungrund(безосновность, бездна), принадлежащее немецкому мистику XVII в. Якобу Бёме,истолковывая его, однако, по-своему. Бёме учил об Ungrund как о «темном начале»Бога, объясняющем муки мира,403происхождение зла. Бердяев настаивает на том, что Ungrund — это состояниебездны, «добытийственности», «ничто», которое уже обладает свободой. Онопредшествует Богу, связано с Богом. Бог, в свою очередь, из добытийственнойсвободы творит мир и человека, обладающего свободой и потому принципиальноравного Богу в творчестве и независимого от него.По Бердяеву, человек как носитель первоначальной свободы есть носитель новизны,прибавления бытия, реальности, добра или зла.
Свобода человека заключена именнов творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе между ними. Поскольку человекрожден из добытийственнои свободы и сам обладает свободой (в этом он равенБогу), то задача философа заключается в том, чтобы обосновать не теодицею(оправдание бытия Бога), а антроподицею (оправдание человека). Для Бердяева«искание смысла первичнее искания спасения». Поэтому его христианскиепредставления существуют в непременном окружении и сопряжении с философскимперсонализмом.Религиозный персонализм дополнен у Бердяева учением о «коммюнотарности» —метафизической и мистической разновидности коллективизма, выработанной, по егомнению, русской народной жизнью и философской мыслью, начиная со славянофилов.«Коммюнотарность» противопоставляется созданной теории и практикеиндивидуализма, современной дегуманизированной машинной цивилизации Запада.Философия истории Бердяева проникнута мотивами эсхатологии.
Рассматривая тритипа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, илиметаисторическое), он озабочен предсказанием того, как «метаистория входит висторию», обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильнопроявились в его последних работах.Труды Бердяева содержали критику социалистических преобразований в СоветскойРоссии.
Однако он одновременно выступал и в качестве критика капитализма ибуржуазного общества. Гуманизм как продукт западной цивилизации, считал Бердяев,завершил полный цикл своего развития и перерос в свою противоположность.Современный гуманизм клонится к «царству Антихриста», доказательством чегоявляются бесчеловечные события XX в. — мировые войны, революции, социальныеконфликты.404Важно отметить, что за рубежом Бердяев выступал как патриот, представительрусской культуры, противник различных форм русофобии. Его перу принадлежатглубокие исследования, посвященные А.
С. Хомякову, К. Н. Леонтьеву, Ф. М.Достоевскому.2. Философия всеединства С. Л. ФранкаСемен Людвигович Франк (1877—1950) — создатель религиозно-философской системы,явившейся продолжением в XX в. метафизики всеединства В. С. Соловьева. В своемидейном развитии он эволюционировал от «марксизма к идеализму». В 1922 г. былвыслан из Советской России.Уже в первой своей работе, опубликованной за рубежом, — «Крушение кумиров»(1923) он осмысливает масштабные проблемы человеческого и социального бытия XXстолетия.
Крушение нравственных идеалов, «кумиров» революции, кризис политики,культуры, столь характерные для европейской жизни, свидетельствует о том, чтопроизошли радикальные изменения в самих основах человеческого существования.Культура сама по себе, понятая как простое накопление материальных и духовныхценностей, оказалась бессильной в улучшении жизни человека. Доказательство этойее неспособности заключается в том, что Европа с ее высокой культурой сталаареной разрушительной мировой войны. Тема кризиса человека, культуры, гуманизмасближает Франка с другими представителями русской религиозной философии XX в., втом числе с Бердяевым. Однако общая направленность философствования Франкасущественно отличается от бердяевской.Если главным философским ориентиром для Бердяева является персонализм, то дляФранка таковым оказывается онтологизм.
В центре философии Франка — проблемаосмысления бытия и через бытие — осмысление человека. Задача, как видно,противоположная бердяевской, ибо у Бердяева — наоборот: бытие познается черезчеловека. Бердяев критиковал философскую ориентацию Франка, считая, чтоонтологии «нужно противопоставить философию духа, познаваемого в человеческомсуществовании».
Онтологическая направленность философии Франка ярко выразилась водной из его фундаментальных работ, опубликованной посмертно, — «Реальность ичеловек» (1956). Если сравнить ее название с названиями произведений Бердяева,то уже здесь видна принципиальная разница (ср. работы Бердяева: «Я и миробъектов. Опыт философии одиночества и общения» (1934); «Дух и реальность.Основы богочеловеческой духовности» (1937) и др.). В своих философскихпостроениях Франк ставит на первое место «реальность», тогда как Бердяев —понятия «Я» и «дух» (что для него одно и то же).405Как и Бердяев, Франк использует в своей философии понятие Я.
Бёме «Ungrund»,однако связка реальность — человек — свобода здесь выстроена в другом порядке.Для Франка на первом плане — не антроподицея, как у Бердяева, а теодицея. Онпонимает Ungrund не как добытийственную свободу, а как «чистую безосновность»,как «некое призрачное, мнимое бытие, как реальность псевдобытия». Франк, вотличие от Бёме, не включает это начало (Ungrund) в существо Бога (как еготемную сторону), а усматривает его только в отрыве от Бога. Бог как высшаяреальность не совпадает с предметной действительностью — окружающим человекамиром. Понятие «реальности псевдобытия» (Ungrund) в соотнесении с человекомнужно для Франка главным образом для того, чтобы снять с Бога ответственность затворящееся в мире зло и таким образом оправдать его существование. Значит, злоидет от этой реальности, оно первичнее человека и его свободы.
Это лишаетчеловека свободы, удерживает его в отрыве от Бога. Вот почему только с Богом какс высшей реальностью человек обретает себя как личность, получает свою подлиннуюсвободу. Человек у Франка оказывается существом трагически раздвоенным,обреченным на то, что русский философ называет неискоренимым дуализмом. Ведьнаряду с истинно духовным существом как личностью в человеке наличествует«мнимое самочинное Я» и существует вечный раздор между «духовным началом» вчеловеке и «слепотой мирских сил» в нем. Этот дуализм, по Франку, вечен, он неподдается окончательному разрешению и даже осмыслению, подобно тому как неподдается рациональному объяснению явление первородного греха, т.
е. отрывчеловека от Бога. Двойственность человека, как видно, в итоге происходит отдвойственности реальности и этой раздвоенностью определяется.Социальная философия Франка изложена в работе «Духовные основы общества» (1930)— одном из самых выдающихся сочинений русской мысли XX в. Основной противник, скоторым борется Франк в этой книге, — точка зрения философского и социальногосингуляризма. Сингуляризм, или социальный атомизм, представляет общество какхаотическое нагроможде406ние индивидов, преследующих собственные цели. Однако общество — не простосовокупность отдельных «я» и не некое отдельное «я», а соборное единство «мы».Критика сингуляризма сопрягается у Франка с критикой идеи «чистого субъекта»,ведущей свое происхождение от Декарта и его принципа Cogito ergo sum (мыслю,следовательно, существую).














