Диссертация (1173874), страница 5
Текст из файла (страница 5)
С. 45.32РГ. № 130. 2001.24Помимо указанного выше, защита публичного интереса достигается спомощью воздействия на кредитные организации путем применения БанкомРоссии определенных законодательством мер. Во избежание увеличениянаносимого ущерба применения подобных мер должно быть максимальнооперативным, в ином случае защита публичного интереса как реализацииодной из целей банковского надзора не будет эффективной.По мнению Л. Т.
Казакбиевой, цели банковского надзора, а именноподдержание стабильности банковской системы и защита прав вкладчиков икредиторов, являются двумя самостоятельными, взаимообуславливающими ивзаимодополняющими целями33.Как было указано ранее, защита прав вкладчиков и кредиторов невходит в сферу только частных интересов. Е.
Б. Лаутс не выделяет защитуинтересов вкладчиков и кредиторов как отдельную цель, признавая ееважность, но считает, что «цель защиты интересов вкладчиков и кредиторовявляется более узкой и может быть включена в более общую цельобеспечения стабильности банковской системы»34. Однако представляетсяцелесообразным выделять ее отдельно и считать относящейся к публичномуинтересу ввиду того, что устойчивость банковской системы в целом зависитот стабильности кредитных организаций и уровня доверия населения к ним.Массовое изъятие вкладов влияет не только на конкретную кредитнуюорганизацию, но и на весь банковский сектор. То есть для достижениястабильности системы необходимо снизить риски банковской деятельности.Таким образом, основной целью осуществления банковского надзораявляется защита банковской системы от проявлений неустойчивости, в томчисле от кризисных явлений и их последствий.
Специфической цельюбанковского надзора является предотвращение нарушений прав и законныхинтересов вкладчиков и кредиторов в числе иных публичных интересов, а33Казакбиева Л.Т. Банковский надзор как финансово-правовая категория: дисс. … канд. юрид. наук. М.,2004. С. 51.34Лаутс Е.Б.
Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. М: Издательство ВолтерсКлувер, 2008. С.9.25также защита банковской системы общества, поэтому Банк России долженобладать инструментарием для достижения указанных целей. Для реализациипоставленных перед ним целей Банку России была предоставленавозможность оперативно реагировать на действия/бездействие кредитныхорганизаций путем применения к ним мер воздействия.1.2.
Правовой статус Банка России как органа банковского надзораПоложениями главы X Закона о Банке России установлено, что БанкРоссии представляет собой орган банковского надзора. Статья 56 Закона оБанке России закрепляет функционал Банка России в данной сфере путемуказаниядвухосновныхнаправленийдеятельности:осуществлениепостоянного надзора за соблюдением кредитными организациями ибанковскими группами законодательства Российской Федерации и актовБанка России, а также анализ деятельности банковских холдингов ииспользование полученной информации для целей банковского надзора.Как орган банковского надзора Банк России наделен функциейприменения мер воздействия к кредитным организациям. Целесообразностьего наделения данными полномочиями можно определить, проанализировавего статус и выявив особенности.Из статьи 1 Закона о Банке России следует, что основой правовогорегулирования статуса Банка России является Конституция РоссийскойФедерации и Закон о Банке России, а также другие федеральные законы.
Егоосновная функция, закрепленная статьей 75 Конституции РоссийскойФедерации, заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля.Указанная функция Банка России осуществляется независимо от другихорганов государственной власти. При этом никаким нормативным актом незакреплено его положение в системе ветвей государственной власти,логически невозможно сделать однозначный вывод о его отношении к одной26из них. Между тем определение его положения необходимо для обоснованиявозможности самостоятельного применения мер воздействия к кредитныморганизациям, учитывая их влияние на экономику как страны в целом, так иотдельных лиц.Правовой статус Банка России был предметом исследований такихученыхкакМ.В.Баглай35,П.Д. Баренбойм36,Я.А.
Гейвандов37,Д.А. Кобзарь38, Е.Н. Пастушенко39, Т.Э. Рождественская40 и других.В теории выделяют несколько точек зрения, среди которых, на нашвзгляд, наиболее аргументированными представляются следующие:1) Банк России - федеральный органом государственной власти,наделенный особым статусом;2) Банк России – независимый орган, полномочия которого по своейправовой природе относятся к функциям государственной власти.Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, чтогосударственная власть делится на законодательную, исполнительную исудебную, органы каждой из ветвей власти осуществляют свою деятельностьсамостоятельно. Исходя из прямого толкования данного положения, всеорганы государственной власти относятся к одной из трех ветвей власти всвязи с наделением их полномочиями.
Учитывая, что они перечислены встатье 11 Конституции РФ и их перечень является закрытым, включение внего Банка России, представляется противоречащим положениям даннойстатьи.Как было указано ранее, законодателем закреплено, что Банк Россиидействует независимо от других органов государственной власти. Из этого35М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации: учебник.
М.: Норма, 2013. С.417.П.Д.Баренбойм, О.Е.Кутафин. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционнойэкономики России. В сб.: Очерки конституционной экономики: Статус Банка России/Отв. ред.П.Д.Баренбойм, В.И.Лафитский. М.: «Юридический дом «Юстицинформ», 2001. С. 19.37Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции,полномочия. М., 1997. С.17-26.38Кобзарь Д.А.
Компетенция Банка России как элемент его конституционно-правового статуса: скрытыйконфликт // Банковское право. 2005. № 5. С.11-14.39Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовыеаспекты теории: дисс. ... д-ра юрид. наук, Саратов, 2006. С.38-8740Рождественская Т.Э. Теоретико-правовые основы банковского надзора в Российской Федерации: дисс. …д-ра юрид.
наук. М., 2012. С.100-122.3627следует, что он имеет к ним отношение. Таким образом, исходя избуквального толкования вышеуказанных норм Конституции РФ, можнопредположить, что Центральный Банк РФ является федеральным органомгосударственной власти, статус которого в системе разделения властей неопределен.М.В. Баглай определяет Банк России как «государственный орган,который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ниот Федерального Собрания, ни от Правительства РФ»41. При этом средиособенностей, характеризующих подобный статус Банка России, он отмечаетнаделение его правом издавать нормативно-правовые акты, обязательные длявсех участников правоотношений в банковской сфере.СтоитособоотметитьпозициюКонституционногоСудаРФ,изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 №268О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверкеконституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» 42.
Верховый СудРФ высказал мнение о том, что наделение Банка России полномочиями повнесудебному отзыву лицензии на осуществление банковских операцийставит кредитные организации в неравное положение относительно другихгражданскоправовых субъектов, лицензии, подтверждающие право наосуществление деятельности которых, могут быть отозваны только порешению суда. Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, полномочияБанка России относятся к функциям государственной власти в связи свозможностьюприменениямергосударственногопринуждения.Конституционный Суд РФ выделяет нормотворческие полномочия БанкаРоссии как предполагающие его исключительные права и обязанности поустановлению обязательных для всех лиц правил поведения по вопросам,41М.В.
Баглай. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, ИНФРА-М, 2013.С. 417.42Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2001.28относящимся к его компетенции и требующим правового регулирования43.Приэтомуказанозаконодательстванапопреимущественноеотношениюкприменениеобщемуспециальногозаконодательствуолицензировании деятельности.Некоторые ученые, в том числе В.М. Столяренко, обосновывалинеобходимость теоретического выделения иных ветвей государственнойвласти, а именно, «денежно-кредитной власти» 44, отмечая, что Банк Россииобладает «монопольным правом денежной эмиссии, управления денежнымобращением,храненияиуправлениязолотовалютнымирезервамигосударства, регулирования банковской системой в целях обеспеченияустойчивости национальной валюты, независимый от других органовгосударственной власти при осуществлении своих функций»45.Однако большинство ученых не находят оснований для обособленияотдельной ветви власти.