Диссертация (1173804), страница 31
Текст из файла (страница 31)
За периодс момента вступления в силу Закона об основах общественного контроля и доноября 2017 года Общественной палатой Российской Федерации былопроведено 210 общественных экспертиз, большая часть из которыхреализуется в формате «нулевого чтения»343. В то же время, отмечаетсянеравномерноераспределениепрактикиреализацииэкспертизывдеятельности общественных палат субъектов Российской Федерации, чтоуказывает на необходимость повсеместного ее внедрения344.Дляреализацииобщественнойэкспертизыпривлекаютсяобщественные эксперты, отбираемые ее организатором345. В то же время,общественные эксперты не включены в перечень субъектов общественногоконтроля, то есть субъект реализации данной формы общественногоконтролянеявляетсясубъектомобщественногоконтроля.Этодополнительно указывает на необходимость изменения законодательногоподхода к определению субъектов общественного контроля.Кроме того, устанавливается, что в случаях, предусмотренныхфедеральными законами, проведение общественной экспертизы являетсяСм.
о контроле в сфере правотворчества: Зубарев С.М. Указ. соч. С. 110.Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год. М.,Общественная палата Российской Федерации, 2017. С. 64.344См.: Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год.М., Общественная палата Российской Федерации, 2015. С. 181-182.345См.: ч.
1 ст. 23 Закона об основах общественного контроля.342343156обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектоврешений, документов и других материалов346. С точки зрения обеспеченияпрозрачности нормотворческой деятельности такой подход представляетсявполне обоснованным. Но к общественному контролю такая деятельностьотносится только в том случае, если она инициируется гражданами.Установленные законом случаи, когда организатором выступают органы иорганизации, в отношении которых и должен осуществляться контроль, неследует рассматривать в качестве формы реализации общественногоконтроля. Факт привлечения общественности к осуществлению экспертизыявляется необходимым, но недостаточным. Только в случае инициативногоучастия представителей общественности можно говорить об общественномконтроле.Общественная экспертиза обеспечивает контроль в отношение однойиз важных функций органов публичной власти – правотворческой.Реализация данной функции оказывает непосредственное влияние назаконность и эффективность деятельности подконтрольных органов иорганизаций и, соответственно, такая экспертиза обеспечивает достижениецели общественного контроля.Такжереализацияобщественнойэкспертизызавершаетсяформированием итогового документа, содержащего выводы, общественнуюоценку социальных, экономических, правовых и иных последствий, а такжепредложения и рекомендации по вопросам, в отношении которыхпроводилась общественная экспертиза347.
Следовательно, общественнаяэкспертизатакжесоответствуеттребованиямкформамреализацииобщественного контроля.Помимо указанных к формам реализации общественного контроля всоответствии346347сдействующимзаконодательствомСм.: ч. 2, 3 ст. 22 Закона об основах общественного контроля.См.: ч. 9 Закона об основах общественного контроля.относятсяформы157взаимодействия институтов гражданского общества с органами публичнойвласти.
К ним Закон об основах общественного контроля относит:1)общественные обсуждения;2)общественные (публичные) слушания;3)иные формы взаимодействия.Общественное обсуждение представляет собой публичное обсуждениеобщественно значимых вопросов, а также проектов решений органовпубличной власти, иных органов и организаций, осуществляющих всоответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, собязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанныхоргановиорганизаций,объединений,интересыпредставителейкоторыхгражданзатрагиваютсяиобщественныхсоответствующимрешением348.Представляется, что обсуждение общественно значимых вопросов не вполной мере относится к форме реализации общественного контроля.
Вопервых, необходимо определить, как соотносятся общественно значимыевопросы, которые могут выноситься на общественные обсуждения, собъектом общественного контроля. Думается, что не все общественнозначимые вопросы связаны с деятельностью подконтрольных органов иорганизаций. Кроме того, законодатель, вновь используя категорию«общественная значимость», не уточняет ее содержание. Во-вторых, самфакт обсуждения не обеспечивает законность и эффективность деятельностьподконтрольныхорганов.Законодательноустановленавозможностьучастников такого обсуждения свободно выражать свое мнение и вноситьпредложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.
В тоже время, итоговый документ, формируемый в результате общественных348См.: ч. 1 ст. 24 Закона об основах общественного контроля.158обсуждений, в соответствии с действующим законодательством не содержитникаких рекомендаций и предложений349.Если говорить об общественном обсуждении проектов решенийподконтрольных органов и организаций, то по своей сути, оно во многомсовпадает с общественной экспертизой, за исключением того, чтообщественнаяэкспертизавобязательномпорядкеподразумеваетпривлечение эксперта по определенным вопросам.С практической точки зрения для удобства реализации общественногоконтроля представляется возможным совместить данные формы.
В этомслучаенаобсуждениебудетвыноситьсяэкспертноемнениепоопределенным вопросам, и общественность будет иметь возможностьознакомиться сразу с позициями субъекта общественного контроля,общественного эксперта и подконтрольного органа или организации. Такойподходобеспечитобсуждаемомуформированиевопросуисистемногоприведеткпредставленияподготовкепообоснованныхрекомендаций и предложений.Последней формой реализации общественного контроля, отраженной вЗаконеобосновахобщественногоконтроля,являютсяпубличные(общественные) слушания.
Они представляют собой собрание граждан,организуемое субъектом общественного контроля или подконтрольнымиорганамииорганизациями,дляобсуждениявопросов,касающихсядеятельности указанных органов и организаций и имеющих особуюобщественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека игражданина, права и законные интересы общественных объединений и иныхнегосударственных некоммерческих организаций350.Вновь законодательно закрепляется необходимость общественнойзначимости деятельности и ее связи с правами и свободами человека игражданами, правами и законными интересами общественных объединений.349350См.: ч. 3, 5 ст.
24 Закона об основах общественного контроля.См. ч. 1 ст. 25 Закона об основах общественного контроля.159Такой подход вносит неопределенность в решение вопроса о том, вотношении какой именно деятельности может быть применима даннаяформа.Общественные(публичные)слушаниясвязанысобсуждениемвопросов, касающихся деятельности подконтрольных органов и организаций.В связи с этим, считаем, что они совпадают с общественной экспертизой,предметом которой выступает, среди прочего, оценка, анализ и проверкарешений и проектов решений подконтрольных органов, что и являетсявыражением их деятельности.Соответственно, все формы реализации общественного контроляосновываютсянавзаимодействиипредставителейобществасподконтрольными органами и организациями.
В то же время, проведенноеисследование показало, что из установленных форм не все соответствует темтребованиям,которыеоснованынасущностныххарактеристикахобщественного контроля. Законодательное установление широкого перечняформ реализации общественного контроля существенно повысит его роль впроцессе построения гражданского общества и правового государства. В тоже время, важно соответствие возможных форм реализации такойконтрольной деятельности ее сущностным признакам.Таким образом, проведенное исследование нормативно-правовогорегулирования механизма реализации общественного контроля позволяетсделать ряд выводов.
Во-первых, массив нормативных правовых актовотражают сущность некоторых элементов, которые можно относить ксистеме общественного контроля: цель и задачи общественного контроля;принципыобщественногоконтроля;непосредственносаммеханизмреализации общественного контроля, включающий в себя субъекты, объект иформы реализации общественного контроля.Во-вторых, были выявлены неточности закрепления указанныхэлементоввнормативныхправовыхактах,определяющихосуществления контрольных мероприятий по инициативе граждан.порядок160В-третьих, для устранения выявленных неточностей сформированподходкпониманиюцелиобщественногоконтроля,обосновананеобходимость двойственного подхода к определению задач и принциповтакого контроля.В-четвертых, с учетом представленного понимания цели, задач ипринциповобщественногокорректировкиконтролянормативно-правовогообосновываетсярегулированиянеобходимостьмеханизмаегореализации (предложена классификация субъектов общественного контроля,которые в полной мере соответствуют сущности данной формы участияграждан в осуществлении публичной власти; скорректирована система формегореализации,которыеобеспечиваютреальнуювозможностьвзаимодействия граждан и подконтрольных органов и организаций).В заключении, основываясь на сформированном представлении осистеме общественного контроля в Российской Федерации, считаемдопустимымпониматьподобщественнымконтролеминициативнуюдеятельность граждан, обусловленную их возможностью оказывать влияниена деятельность в публично-правовой сфере для обеспечения ее законности иэффективности.
Данное определение отражает специфику такого контролякак элемента системы гражданских инициатив в Российской Федерации.С учетом выявленных особенностей системы общественного контроля,а также исходя из тех сущностных признаков, которые присущи ему какодному из возможных проявлений гражданских инициатив, необходимовыработать конкретные направления его дальнейшего развития в РоссийскойФедерации.Однимизтакихнаправленийявляетсянеобходимостьмодернизации конституционно-правовой модели его реализации, которая быгарантировала реальную возможность граждан выступать инициаторамиконтрольных мероприятий в публично-правовой сфере, о чем и пойдет речьдалее.1613.2.Реализация общественного контроля: модернизацияконституционно-правовой моделиДля общественного контроля характерны особенности, которые быливыявлены в ходе исследования его системы.















