Диссертация (1173782), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Из общего числа адвокатовв общей сложности 248 (105/143) адвокатов практикуют индивидуально внеадвокатских организаций. Это объясняется, например, тем, что в отдельныхрайонах количество адвокатов все еще мало, иногда это один адвокат на районили населенный пункт. Но здесь учитывается также и желание адвоката, которыйвправе выбрать для себя ту или иную форму организации своего труда, и кто-топредпочитает, имея статус адвоката, работать индивидуально.Вместе с тем следует признать, что такой рост количества адвокатов всеже не решил проблему соотношения количества адвокатов и населения всравнении со среднеевропейским.
На 100 тысяч населения приходится все ещеменее 18 адвокатов. В связи с изложенным мы поддерживаем предложения Ф.М.Аббасовой об упрощении правил принятия претендентов в Коллегию адвокатов,а также о введении в программу обучения на юридических факультетах новыхпредметов, таких как «Адвокатура Азербайджанской Республики» длябакалавров и «Функция защиты» для магистрантов.317Поскольку количество адвокатов пока недостаточно, предписание законаоб обязательном участии адвоката в судебном производстве по всем делам,включая не только уголовные, но и гражданские, и административные, не можетбыть реально обеспечено до изменения числа адвокатов.
Коллегия адвокатовАббасова Ф.М. Теоретические и практические проблемы осуществления принципа состязательности вуголовно-процессуальном законодательстве Азербайджанской Республики. Автореф. докт. дисс. Баку, 2011.317153принимает срочные меры по приему в адвокатуру новых членов. Открытыйприем и специализированные экзамены по отбору достойных претендентов далисущественное увеличение численности адвокатов. И этот профессиональныйотбор должен продолжаться для достижения, как минимум 5000 человек, чтообеспечит соотношение 50 адвокатов на 100 тысяч населения Азербайджана, истанет сопоставимым с другими европейскими государствами.Не менее важен и вопрос обеспечения квалифицированной юридическойпомощью лиц, не имеющих материальной возможности заключать с адвокатомвозмездное соглашение. Большинство обвиняемых не имеют финансовыхсредств для заключения договора с адвокатом по своему выбору, так что ихединственной надеждой остается дежурный адвокат по назначению.
Согласност. 92.1 УПК АР, в качестве защитника в уголовном процессе может участвоватьтолько адвокат, имеющий право на осуществление адвокатской деятельности натерритории Азербайджанской Республики, являющийся членом Коллегииадвокатов Азербайджана. Для этого необходимо иметь высшее юридическоеобразование, наличие не менее трех лет профессиональной практики иотсутствиесудимостей.318Однако,какотмечаютазербайджанскиеисследователи в зарубежных публикациях, на практике профессионалыподобного уровня, ставшие членами Коллегии адвокатов, не заинтересованы вработе в качестве защитников по уголовным делам.
Отмечается, что, как и вомногих других странах, в случаях, когда участие защитника в уголовном делеобязательно, УПК АР формально гарантирует обвиняемым, не имеющим средствдля оплаты услуг защитника, участие таких защитников по назначению органовследствия, прокуратуры и суда. Но вознаграждение за оказание таких услуг,выплачиваемое государством, является настолько низким, скорее номинальным,что члены Коллегии адвокатов рассматривают подобные назначения в качестведополнительной нагрузки, хотя такая нагрузка может составлять до двух дел вSadigova S.V. “Some aspects of the procedural role of defense lawyers in preliminary investigation”. (BakuUniversity News – Social and Political Series (in Azerbaijani).
2007, 1. – С. 82-83318154месяц.319 Следует существенно повысить материальное стимулирование дляадвокатов,оказывающихюридическуюпомощьпоназначениюгосударственных органов. Поэтому совершенно правомерно поставлен вопросне только об увеличении количества адвокатов в стране, но и о, как минимум,трехкратном увеличении суммы выплат адвокатам за юридическую помощь,оказываемую за счет государства. С 2001 года государственный гонорарадвоката за участие в уголовном судопроизводстве не увеличен.РаспоряжениемдополнительныхПрезидентамерахпоАзербайджанскойразвитиюадвокатурыРеспубликив«ОАзербайджанскойРеспублике» от 22 февраля 2018 года № 3707, Кабинету МинистровАзербайджанской Республики было поручено в двухмесячный срок обеспечитьувеличение втрое суммы, установленной в соответствии с частью 1 статьи 20ЗаконаАзербайджанскойРеспублики«Обадвокатахиадвокатскойдеятельности» за правовую помощь, оказываемую за счет государства лицам, неимеющим достаточных средств для оплаты услуг адвоката.
Во исполнении этогораспоряжения,постановлениемКабинетаМинистровАзербайджанскойРеспублики от 03 мая 2018 года № 202 было внесено изменение в постановлениеКабинета Министров Азербайджанской Республики «О размере сумм,подлежащих выплате защитникам, переводчикам, специалистам и экспертам» от01 февраля 2001 года № 31, увеличения вознаграждения, выплачиваемогозащитнику за оказание юридической помощи в случаях, предусмотренныхстатьями 193.2 и 193.4 УПК АР, установлено в размере 6 манатов (примерно 3,5$) за каждый рабочий час, тогда как до этого было 2 маната (примерно 2,5 $ до,а после 2016 года 1,2 $)320.
Очевидно это сумма еще недостаточна для того, чтобыБакинские адвокаты соглашались ехать по назначению в отдаленные районы, атакже для стимулирования адвокатов в случаях назначения их защитником.Полагаем целесообразным в этой ситуации предложить некоторыеорганизационные меры, например, создание адвокатскогообразования,Nazim Ziyadov. “Choosing for juries. Application and development of juries in old and new jury trial countries”.Maklu.
Antverpen/Apeldoorn/Portland. 2013, 154320http://www.e-qanun.az/framework/2641; http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5942319155специализированного на оказание квалифицированной юридической помощи поназначению, через практику в котором должны будут проходить все вновьпринятые адвокаты. Такая организация снимет проблему «ангажированности»отдельных адвокатов правоохранительными органами, что существенно снижаетгарантии состязательности процесса. Наличие такого адвокатского образованиядолжно стать единственной формой привлечения адвоката по назначениюлюбым правоохранительным органом или судом Азербайджана. Его местомдислокации может быть г. Баку, но возможно создание его филиалов в наиболеекрупных или удаленных районах страны.
Опасность недостаточного опыта уновых адвокатов организационно могла бы быть нивелирована участием в такихобразованиях определенного процента высококвалифицированных адвокатов,оказывающих в первый год практики методическую помощь начинающимадвокатам, за что Республиканская Палата адвокатов должна была быдоплачивать им некоторую ставку за методическую работу из отчисляемыхдругими адвокатами средств.Рахман Бадалов и Ниязи Мехди в своей зарубежной публикации отмечают,что в тех условиях, которые сложились в подавляющем большинствеазербайджанских судов, влиятельным адвокатом является тот, кто преуспел взакулисных интригах и внесудебных договоренностях.
Каждому известно, что уадвоката весьма мало шансов на защиту своего клиента только путемиспользования правовых аргументов, что порождает низкое доверие общества ксудебной системе,321 поэтому предлагаемые изменения представляются краненеобходимыми.Кромеуказанногоорганизационногоивповесткеднястоятматериально-техническогоидругиеукреплениявопросыадвокатуры.Обсуждаются меры и пути повышения квалификации действующих адвокатов,признание регулярного повышения квалификации обязанностью адвоката,определение периодичности, содержательного наполнения программ, места и321The political institutions of azerbaijan: a dichotomy between text and reality.
By rahman badalov and niyazimehdi. Http://www.idea.int/europe_cis/upload/badalov+mehdi_en.pdf156форм их проведения. В этом ряду важное место занимает создание вАзербайджане системы «электронного суда», т.е. обеспечение адвокатов врамках судебно-правовой реформы доступом к электронной системе «Asan Imza.Одновременно начинается работа по предоставлению, ремонту и обновлениюзданий и помещений, занимаемых адвокатурой; закупка и оснащение ихкомпьютерной и др. техникой.§2.Правоприменительныеаспектыреализациипринципасостязательности в азербайджанском уголовном судопроизводстве.Наряду с организационными аспектами обеспечения состязательности иравноправия сторон в уголовном судопроизводстве, не теряют своейактуальности и совершенствование содержательных аспектов состязательности.Ф.М.
Аббасова отмечает, что в азербайджанском уголовном судопроизводствепрактические проблемы состязательности связаны с обвинительным уклономсудей; нехваткой у следователей, прокуроров и судей достаточной тактическойподготовки и профессионализма для эффективной реализации состязательныхначал на досудебных и судебных стадиях; отсутствием системы научнообоснованныхпрактическихрекомендацийдлясотрудниковправоохранительных органов.322 С такой оценкой трудно не согласиться.Ксожалению,сложившаясявсистемеуголовнойюстицииАзербайджанской Республики практика пока не обеспечивает должной степениуважения к стороне защиты, а адвокат не имеет реальных шансовпрофессионально состязаться с государственным обвинителем и бытьуслышанным беспристрастным судьей.
Не случайно делегация Института правчеловека Международной ассоциации юристов (IBAHRI) указывает намножество сообщений о том, что лица, содержащиеся под стражей, испытываютв Азербайджане серьезные проблемы с получением эффективной юридическойпомощи и представительства, несмотря на соответствующие положенияАббасова Ф.М. Теоретические и практические проблемы осуществления принципа состязательности вуголовно-процессуальном законодательстве Азербайджанской Республики.
Автореф. докт. дисс. Баку, 2011.322157азербайджанского уголовно-процессуального законодательства.323 Хотя статья14 УПК АР гарантирует право на получение юридической помощи от защитникауже с момента задержания или ареста, на практике большинство содержащихсяпод стражей не получают незамедлительную юридическую помощь, и могутвоспользоваться услугами адвоката по назначению только к началу судебногоразбирательства. Как минимум по двум делам, рассмотренным ЕвропейскимСудом по правам человека, было обращено внимание на то, что необеспечениеазербайджанскими властями доступа к юридической помощи арестованнымнарушило их право на юридическое представительство в соответствии соСтатьей 6(3)(c) Конвенции.324Какотмечалосьвотчетеомониторингесудебныхзаседаний,подготовленном еще в 2011 году Координатором проекта ОБСЕ в Баку, поцелому ряду дел подсудимые жаловались, что помощь адвоката по назначениюсостояла лишь в том, чтобы судья, рассматривающий дело по существу, непредпринимал никаких действий, и в большинстве таких случаев «назначенныйгосударством адвокат не заявлял никаких ходатайств в ходе судебного заседанияи оставался пассивным на протяжении всего процесса».325 И это обусловлено нетолько недостаточным количеством адвокатов или низкими гонорарамиадвокатов за оказание бесплатной юридической помощи.
Существенное влияниеприобретает и сформировавшаяся безнадежность усилий адвоката, когда егоходатайства, заявления, позиции остаются без должного внимания и интереса состороны суда.Проведенное нами изучение и обобщение практики по 546 уголовнымделам, рассмотренным по первой инстанции судами различного уровняАзербайджанской Республики, демонстрирует, что ходатайства заявлялисьадвокатами чуть более чем в 10% случаев, возражения против незаконных323Azerbaijan:FreedomofExpressiononTrial.April2014.http://www.ibanet.org/Document/Default.aspx?DocumentUid/Azerbaijan(April2014).pdf324Хусейн и другие против Азербайджана (Huseyn and others v Azerbaijan), Applications nos 35485/05, 45553/05,35680/05 and 36085/05 (ECtHR, 26 July 2011; revised 26 October 2011) [171–173]; Асадбейли и другие противАзербайджана (Asadbeyli and others v Azerbaijan), Applications nos 3653/05, 14729/05, 20908/05, 26242/05,36083/05 and 16519/06 (ECtHR, 11 December 2012; revised 11 March 2013) [133].325OSCE, Offce in Baku, Trial Monitoring Report (2011) 35.158действий стороны обвинения заявлялись лишь по 2% изученных дел.















