Диссертация (1173589), страница 6
Текст из файла (страница 6)
– С. 35729воинской науки»1, в котором были подробно изложены вопросы подземноминного дела и технологии пороха.Но взрывчатые вещества, взрывные устройства и боеприпасы используютсяне только в военных и хозяйственных целях, но и преступных. К примеру, «в 1581г. польский король Стефан Баторий с целью физического устранения своегопротивника Ивана Шуйского отправил ему подарок – ларец, снаряжённыйзарядом пороха. Однако взрыва не произошло, так как Шуйский заподозрилподвох и велел вскрыть ларец со всеми предосторожностями.
Дважды взрывчатыевещества использовались для покушения на жизнь Наполеона. В первый раз – 24декабря 1800 г. – на пути следования кареты будущего императора взорваласьповозка, в которой находилась бочка с порохом. Во второй взрывное устройствосработало в руках его изготовителя во время приготовления»2.Как самостоятельного рода экспертиз, взрывотехнической экспертизы вРоссийской империи, не существовало. Однако отдельные исследования следоввзрыва, установления химических веществ, использованных для совершения этихпреступлений,ужепроизводились.Сериявзрывов,осуществленныхреволюционной организацией «Народная воля», была примером использованиявзрывныхустройствприсовершениипреступлений.Осенью1879г.народовольцы подготовили крушение царского поезда, заминировав полотножелезной дороги. Но это покушение не удалось; несмотря на мощный взрыв,обошлось без жертв. В феврале 1880 г.
революционером-народником Халтуринымбыла взорвана царская столовая в Зимнем дворце, погибло 11 солдат, несшихкараул в тот день. 1 марта 1881 г. взрывом бомбы убит император Александр II.Все преступления, связанные со взрывами в XIX в., были раскрыты, аисполнители и организаторы этих политических преступлений были осуждены иповешены.1Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки, в 2-х частях: Ч.
1. — СПб., 1777. — 236с.; Ч. 2 — СПб., 1781. — 231 с. [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/regulations/russr/1607_ustav/index.html (дата обращения: 06.03.2016).2Цит. по: Беляков А.А. Взрывчатые вещества и взрывные устройства (криминалистическая взрывотехника). – М.:Юрлитинформ, 2003. – С. 9.30ПомнениюЮргенаТорвальда,немецкогоисследователяисториикриминалистики, предпринятые немецким учёным-химиком Георгом Поппом в1907 и 1910 г.г. первые исследования взрывчатых веществ стали классическимобразцом реконструкции взрывного устройства. «Поппу удалось выяснить, какоевещество было использовано в случае взрыва в здании полиции в Оффенбахе-наМайне и в двух других случаях – при покушении на судью во Франкфурте-наМайне и при попытке взорвать ратушу во Фридберге»1.Во второй половине XIX в. значительное развитие получает судебнобаллистическаяэкспертиза.Зарождениееёсвязаносраспространениемогнестрельного оружия, одновременно с которым возникли не только случаинеосторожного, но и умышленного нанесения огнестрельных повреждений.
И чемактивнее совершенствовалось и шире применялось огнестрельное оружие, темчаще возникала необходимость исследования его самого, а также пуль, дроби,картечи и повреждений, им наносимых, для чего привлекались не только врачи,но и химики и оружейники2.В России, как указывал И.Ф. Крылов, эти исследования совпадают повремени с участием врачей в осмотрах трупов и относятся к середине XVII в.:учёный приводит сведения о первом врачебном осмотре в Москве трупа кравчегодатского принца Вольдемара, умершего от огнестрельной раны, полученной изпищали во время охоты.
По указу царя «досмотреть» труп кравчего на посольскийдвор были направлены врачи Сибилист, Белов и Граман. В своём заключении(«скаске») результаты исследования они описали так: «...Кравчий ранен изпищали, рана под самым правым глазом, и оне доктуры в ту рану щупом щупали,а пульки не дощупались, потому, что рана глубока, а то подлинно, что пулька вголове»3.1Торвальд Ю.
Следы в пыли. Развитие судебной химии и биологии. – М.: Юридическая литература, 1982. – С. 84.Неретина Н.С. От научных лабораторий к судебно-криминалистическим. Развитие судебной экспертизы в XVIII –XIX веках // Актуальные проблемы российского права. — 2015. – № 2 (51). – С. 159-160.3Крылов И.Ф. Избранные труды по криминалистике. – С. 540.231Первое уголовное дело, в котором судебно-баллистические исследованиябыли использованы как доказательство, относят к концу XVIII в1.
19 января 1784г. в английском Престоне, крупнейшем городе графства Ланкашир, был убит иограблен Эдвард Калшоу. Жертва была найдена с огнестрельной раной в голове, ав ране обнаружился бумажный пыж, изготовленный из обрывка газеты. Поподозрению в совершении этого преступления был арестован 18-летний ирландецДжон Томс. При обыске у него в кармане была найдена газета, из которой и былвырван именно тот кусок, который пошел на изготовление пыжа.Первый уголовный закон, связанный с экспертным исследованием (по сути,а не по названию) огнестрельного оружия, был издан австрийским императоромИосифом I. В нем говорилось, что во время следствия «необходимо установитьорудие убийства, заметить качество пули и, если возможно, сопоставить её сраной»2.Следователи всё чаще со второй половины XIX в. начинают прибегать кпомощи специалистов.
Причем в особенно сложных случаях к участию врасследовании привлекают известных учёных. Немало судебно-медицинскихисследований огнестрельных ран провел профессор Медико-хирургическойакадемии, член Медицинского совета Министерства внутренних дел Н.И.Пирогов. Основоположник русской военно-полевой хирургии внёс значительныйвклад в развитие судебно-баллистической экспертизы, его исследования касалисьхарактера огнестрельных ран и обстоятельств применения огнестрельногооружия.В конце XIX в. появляются и первые попытки обобщить научные знания вобласти исследования огнестрельного оружия. В 1873 г.
во Франции выходитруководство для медиков, фармацевтов, химиков, экспертов и адвокатов«Судебная химия: открытие ядов, исследование огнестрельного оружия, анализ12Newton David E. DNA Evidence and Forensic Science. – New York, 2008. – Р. 81.Россинская Е.Р. Профессия – эксперт. (Введение в юридическую специальность). С. 76.32золы, подделка документов, монет, сплавов, съестных припасов и определениепятен» Альфреда Наке, на русском языке книга издана в 1874 г.1В книге кратко рассмотрены ядовитые вещества и дан обзор способов ихобнаружения, отражены вопросы, связанные с исследованием принадлежностиволосчеловекуилиживотному.Даныметодическиерекомендациипоисследованию огнестрельного оружия, изучению документов, подвергшихсяподчисткамиотмываниюхимическимиреактивами,показаныспособыраспознавания кровяных пятен.
По сути книга представляет собой сборникметодик по судебной экспертизе, где указывается как порядок проведенияисследования, так и перечисляются необходимые реагенты и приборы.В 1879 г. публикуется работа лекаря Н.Н. Щеглова, посвященная судебномедицинскому исследованию огнестрельных повреждений2. Уделяя большоевниманиевопросаммедицины,вкнигеавторомтакжеприводитсяиклассификация снарядов и огнестрельного оружия, имевшего распространение вто время, демонстрируются результаты проведённых опытов на определениедальности выстрела.Специальные познания в области филологии также начинают активноиспользоваться при расследовании преступлений. Поначалу перед первымиэкспертами, в качестве которых в начале XVII в. в России выступали подьячиесначала Ивановской площади, затем дьяки и подьячие в приказах, ставились целиопределения исполнителя документа путем сличения написания букв.
Уже ксередине XVIII в. в качестве экспертов привлекаются учителя чистописания,секретари, нотариусы и делопроизводители. Основная их задача сводилась кустановлению исполнителя исследуемых документов. Проведение же судебныхэкспертиз по установлению авторства по признакам письменной речи до началаXIX в. развивалось значительно медленнее.1Наке Альфред. Судебная химия: открытие ядов, исследование огнестрельного оружия, анализ золы, подделкадокументов, монет, сплавов, съестных припасов и определение пятен: руководство для медиков, фармацевтов,химиков, экспертов и адвокатов.
– М.: ред. «Природы», 1874. – 143 с.2Щеглов Н.Н. Материал к судебно-медицинскому исследованию огнестрельных повреждений. – М. тип. Т. Рис,1879. – 73 с.33«В истории судебной экспертизы известны случаи успешных исследований,связанных с тщательным анализом содержания, языка и стиля рукописей, гдеизучение почерка не имело и не могло иметь решающего значения дляопределения автора документа»1.Георг Герстенбергк – известный собиратель рукописей Шиллера, – продалколлекционерам и книготорговцам более 400 неизвестных ранее рукописей поэта.Это вызвало у покупателей большие сомнения в их подлинности, и Герстенбергкупредъявили обвинение в подлоге.















