диссертация (1169149), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Произошедшая в последние годы трансформация мирового и российского медиапространства, средств массовой информации и средств их доставки, увеличивающаяся социальная, политическая и конфессиональная неоднородность аудитории вступает в противоре-13чие с традиционными подходами воздействия на медиапространство. Этапроблема особенно сказывается как на дегуманизации общества, так и на реализации социально значимых национальных проектов.Хронологические рамки диссертационного исследования. Началодиссертационному исследованию было положено в 2008 году после окончания работы над кандидатской диссертацией, которая показала недостаточнуюразработанность инновационных подходов в социологии управления применительно к данной области.
В целом хронологические рамки с учетом предварительного осмысления проблемы могут быть расширены до 1998 года –публикации первых статей по теории рекламы и началом чтения курса «Медиапланирование» в Институте молодежи (Высшей комсомольской школе).Эмпирическая база исследования. Исследования, проведенные приучастии или под руководством автора, первичные и вторичные данные мониторинговых кампаний, статистические данные социологических исследовательских компаний:1.Мониторинговое исследование «Телевидение глазами телезрите-лей: Региональная часть» (2008 г.). Генеральная рассматриваемая совокупность: все население России в возрасте старше 15 лет. Выборка исследования: 3 212 респондентов.
Заказчик: Аналитический центр «Видео Интернешнл». Исследование в описываемой региональной части включало городас населением менее 100 тысяч человек с разделением по субъектам федерации и проводилось под авторским наблюдением и руководством автора.2.Исследование «Российская медиакарта» (2005−2008 гг.). Метод:дневниковое исследование аудитории национальных и региональных телекомпаний, радиостанций, а также центральных и местных печатных изданийв различных городах России, представляет (репрезентирует) население 12+.Объем выборки 3 240 респондентов в 27 городах с населением сто тысяч+( 120 респондентов в каждом городе).
Заказчик: АЦВИ. Исследование 2008года проводилось под руководством автора.143.Исследование "Телевидение в малых городах России" (2009 −2011 гг.). Цель исследования – предоставление информации о домашнемсмотрении ТВ в малых городах России, репрезентирует постоянное городское население в возрасте от 18 лет и старше отдельных городов.
Исследование проводилось в 22 городах, объем выборки 8 800 человек, или 400 человекв каждом городе. Метод сбора данных: телефонный опрос CATI. ЗаказчикАЦВИ. Проводилось компанией TNS под руководством автора.4.«Потребительский рынок 150 малых городов России» 2010 −2011 гг. Заказчик АЦВИ. Проводилось под руководством автора.5.Исследование ТВ Индекс определяет характеристики аудиториителеканалов, программ, рекламных блоков и рекламы. Представляет население России 4+ городов от 100 тысяч + и более (65 802,83 тыс. респондентов).Отдельно представлено население 29 городов в возрасте 4+ (6302 человека,не менее 200 человек в каждом городе).6.«Национальное исследование читательской аудитории» NRSкомпании Mediascope/TNS/Gallup с генеральной совокупностью населенияРоссии в городах с численностью населения свыше 100 тыс.
чел. от 16 лет истарше - 56,99 млн. чел. Выборочная совокупность 110, 7 тыс. чел.7.СоциологическийопросгородскогонаселенияMediascope/ТНС/Гэллап Радио Индекс (Mediascope/TNS/Gallup Radio Index).Представляет городское население в возрасте 16+ (78,13 млн. человек). Выборочная совокупность 80 тыс. человек в год.8.Исследование населения крупных городов «Комкон-2» Россий-ский индекс целевых групп R-TGI проводится регулярно с 1995 года и определяет тенденции в потреблении товаров и услуг.
Годовая выборка R-TGI составляет 18 000 домохозяйств (36 000 респондентов). Всего 62,5 млн. человек в городах с населением более 100 тысяч жителей (46% населения РФ ввозрасте 10 лет и старше). Проводится в 70 городах, представляющих все 12макрорегионов РФ159.Социологический опрос «Телевидение глазами телезрителей»проводимое в 2000 – 2015 годах репрезентирующее все население России ввозрасте старше 15 лет (имеющие дома не менее одного телевизора). Выборка: 2 100 респондентов (2000–2006 гг.); 3 212 респондентов (с 2007 г.).
Заказчик – АЦВИ. Региональная часть 2008 г. проводилась под руководством автора.10.Статистические данные Росстата, результаты исследованийФонда «Общественное мнение», Ассоциации коммуникационных агентствРоссии, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, ряда других исследовательских организаций.Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в разработке социологической концепции управления российским медиапространством, а также в разработке системно-деятельностного подхода кэффективному управлению медиапространством и контролем реализацииуправленческих решений, и заключается в следующем:1.
Показано, что качества медиапространства эпохи индустриализма,формируют индивидов как объектов управления, а базовые характеристикисложно-рефлексивного медиапространства эпохи рефлексивного модернаформируют индивидов как акторов;2. Обосновано, что на этапе рефлексивного модерна в системном подходе получает обоснование деятельностная составляющая, что позволяет более валидно интерпретировать рефлексию медиапространства через диагностику рефлексии как институциональных структур, так и отдельных акторов;3.
Выделен конфигуратор, базовый элемент, системно-деятельностногоанализа, позволяющий использовать его при диагностике всех составляющих,всех элементов сложно-сетевого медиапространства и определена функциональная структура сложно-сетевого медиапространства, состоящая из четырехкрупных структурных элементов: Медианосителей, Аудитории, Контента иСимволического пространства–МАСК;164. Показано, что Россия имеет одну из самых сложных в мире организацию сети сложно-сетевого рефлексивного медиапространства, сетевой характер медиапространства оказывает на россиян амбивалентное, в том числе идегуманизирующее, воздействие, а формирование гуманистического социумав процессе становления единой социо-техно-природной реальности замедляется из-за того, что процессы рефлексии сталкиваются с новыми скоростямисоциальных изменений, что приводит к новым турбулентностям и разрывам всоциуме;5.
На основе системно-деятельностного подхода выстроена многоуровневая система российского сложно-сетевого рефлексивного медиапространства, на каждом уровне которой действуют все четыре структурных элементаМАСК; проведена кластеризация, позволившая типологизировать сложносетевое медиапространство городов России по ряду признаков, выделив десять кластеров, которые были объединены в три достаточно однородныегруппы для стандартизации управленческих решений, что включено в предлагаемую парадигму управления;6. Показано, что управление сложно-сетевым медиапространствомдолжно быть организовано по-новому, необходимо учесть, как сложностьстановящихся информационно-цифровых реалий, так и востребованность ихгуманизации, и что для реализации гуманистического стержня социальногоуправления сложно-сетевым медиапространством существуют методы воздействия на структуру К системы МАСК для стимулирования производстварешающего эти задачи контента;7.
Определено, что предлагаемая парадигма гуманистического управления востребована существенными изменениями социально-групповой структуры аудитории всех средств массовой коммуникации в контексте учета ценностно-гуманистического контента СМИ, асимметриями в федеральных и региональных сложно-сетевых российских медиапространствах, «цифровымразрывом», цифровым неравенством между поколениями и между различны-17ми группами социума, которые используют разный языковой дискурс; чтоодним из эффективных средств управления сложно-сетевым медиапространством является управление через целенаправленные воздействия на медиахолдинги, которые владеют как традиционными медиа, так и сложносетевыми структурами;8.
Показана историческая ограниченность позитивистского управленияСМИ и востребованность в предлагаемой парадигме управлении индикаторовсоциогуманистического толка, в том числе и фактора «направленности на человека», проанализированы кейс-стади по продвижению гуманистическихценностей здорового образа жизни и целе-коммуникационной стратегии в области здравоохранения; предложены медиаиндикаторы, позволяющие успешно решать задачи обеспечения наилучшей доставки информационного сообщения заданным аудиториям, разработана модель информационных кампаний на основе формально-прагматических показателей.Положения, выносимые на защиту:1. Медиапространство эпохи индустриализма имело достаточно четкиеграницы, определяемые национальными культурами; функционировало вовремя, измеряемое определенной системой единиц отсчета; все смыслопроизводящие институты создавали практически единые ценности и нормы, чтоформировало в целом предсказуемое поведение людей; общий характер пространства был детерминирован трендами флуктуации между идейной и чувственной культурами; формировало индивидов как объектов управления.
Медиапространство эпохи рефлексивного модерна представляет собой сложнуюоткрытую социальную систему, создающуюся в процессе целостного коммуникационного взаимодействия ряда смыслообразующих институтов рефлексивного типа; не имеет рельефно выраженных границ, его структуры и функциональность определяются глоболокальными реалиями, функционирующими во вневременном времени; состоит из многообразия смыслопроизводящихинститутов, включающих в себя массовую самокоммуникацию; рефлексив-18ный характер медиапространства способствует утверждению нелинейныхтрендов развития: «текучести» социума (З.