Автореферат (1155708), страница 4
Текст из файла (страница 4)
до настоящего времени.Во втором параграфе «Развитие законов и обычаев войны в Древности» отмечается, что уже в эпоху первобытно-общинного строя наблюдаютсяобычные нормы, которые по своему содержанию являются гуманитарными. Наналичие обычных норм гуманитарного характера при первобытно-общинномстрое указывают находки археологов.
Изучение останков людей эпохи неолитасвидетельствует, что раненым во время боевых действий оказывалась медицинская помощь.В данном параграфе отображены правила ведения боевых действий вДревнем Египте, Вавилоне, цивилизации Шумеров, Хеттского царства, ДревнейГреции, Древнем Риме, Древнем Китае, Древней Индии, основанные на правовых и философских источниках разных времен. Указанное позволяет авторуприйти к выводу, что старт развитию процесса защиты жертв войны, ограничению методов и средств ее ведения был успешно дан в древние времена.В третьем параграфе «Развитие законов и обычаев войны в Средневековье» описывается этап истории человечества, богатый на жестокие и кровопролитные войны.
В параграфе анализируются политико-правовые учениямыслителей Средневековья, положения древнегерманского права, правил поведения рыцарства, религиозных традиций и учений христианской церкви, ислама; указывается вклад в гуманитарное развитие права войны России, разбираются понятия и критерии «справедливой войны», отображаются развитие типоввойск, условия формирования постоянно действующей армии.
Автором отмечается прогресс в развитии гуманитарных идей, касающихся смягчения жестокостей войны. Носителями идей такого рода были религиозные деятели, монархи и рыцари.В четвертом параграфе «Развитие законов и обычаев войны в Новое иНовейшее время» анализируются договорная практика государств по вопросам мирного разрешения международных споров и гуманизации правил ведения боевых действий; отмечаются идеи мыслителей и политиков данного этапа15истории, а также отображается процесс кодификации международного гуманитарного права.Автор приходит к выводу, что международное гуманитарное право прошло огромный путь в своем развитии и испытало на себе влияние различныхтрадиций (философских, этических и религиозных), но высшей точки своегоразвития оно еще не достигло.Глава II «Факторы, влияющие на развитие международного гуманитарного права» состоит из четырех параграфов и посвящена анализу деятельности частных военных и охранных компаний, вооруженных групп в современном международном гуманитарном праве (на примере вооруженных конфликтовна территории Сирии и Украины), содержания под стражей по соображениямбезопасности и изучению такого актуального явления, как «гибридная война».В первом параграфе «Деятельность частных военных и охранныхкомпаний» исследуется тенденция, проявляющаяся с середины XX в., выраженная в поручении государствами исполнения своих функций по применениювооруженной силы частным военным и охранным структурам.
Автор указывает, что количество ЧВОК значительно увеличивается на международном рынкеуслуг, особенно после событий, произошедших 11 сентября 2001 г. Регламентация деятельности частных военных и охранных компаний является одной изсамых неразрешенных и актуальных проблем в современном международномгуманитарном праве, так как, выходя за рамки четкой правовой регламентации,можно значительно ослабить защиту, которая предоставляется нормами международного гуманитарного права. Автором исследуются вопросы статусаЧВОК и их сотрудников, а также прав, обязанностей и ответственности ЧВОКза нарушение норм международного гуманитарного права в условиях вооруженных конфликтов.Диссертантом анализируются положения Женевских конвенций 1949 г.
иДополнительных протоколов к ним 1977 г., проекта возможной Конвенции очастных военных и охранных компаниях, рассматриваемого в рамках Советапо правам человека ООН, «Документа Монтре о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта» 2008 г., Модельного закона о ЧВОК162008 г. Также рассматриваются вопросы регулирования деятельности ЧВОК врамках СНГ.Автор считает, что жесткое регулирование деятельности ЧВОК на территории государств их регистрации, распространение законов государства пребывания на персонал частных военных и охранных компаний, немедленное судебное преследование в судах государства пребывания при совершении правонарушений являются эффективными механизмами в деле предотвращения серьезных нарушений международного гуманитарного права частными военными иохранными компаниями, а также их персоналом.
Необходимость международно-правового регулирования деятельности ЧВОК, а, по мнению автора, и ограничение этой деятельности, также вызвано растущей активностью такого родакомпаний.Во втором параграфе «Вооруженные группы в современном международном гуманитарном праве» автор отмечает, что мир в настоящий момент находится в состоянии «глобальной войны». Далее приводится примерный списокактивных вооруженных конфликтов, протекающих в настоящее время.
Авторотмечает, что международное гуманитарное право обладает достаточным потенциалом для эффективной защиты жертв вооруженных конфликтов, обеспечениясохранности и безопасности объектов гражданского и медицинского назначения,культурных и исторических ценностей при условии соблюдения участникамивооруженного конфликта норм, определяющих ограничения в выборе средств иметодов ведения войны и обеспечивающих предупреждение серьезных нарушений международного гуманитарного права и неотвратимость наказания за такиенарушения государств, международных организаций и индивидов.Автором рассматриваются действия вооруженных групп в вооруженныхконфликтах немеждународного характера в XXI в. на территории востока Украины и в Сирии на предмет их соответствия требованиям норм международного гуманитарного права.Проведен анализ практики создания подразделений национальной гвардиина территории разных государств на разных этапах истории, тщательно изученозаконодательство Украины по данному вопросу.
Проведенный анализ позволяет отнести лиц, входящих в состав Национальной гвардии Украины, добровольческих подразделений, подчиняющихся МВД и Министерству обороныУкраины, к категории комбатантов, что требует от них соблюдения норм меж17дународного гуманитарного права. При этом отмечается участие в боевых действиях некоторых подразделений, демонстрирующих отсутствие над нимиполноценного контроля властей и отличающихся жестокостью на занятых имитерриториях по отношению к мирному населению. По мнению автора, длядостижения полного контроля над всеми подразделениями, выступающими настороне действующего правительства Украины в вооруженном конфликте навостоке Украины, действующему правительству необходимо продолжать политику расформирования и судебного разбирательства над участниками подразделений, совершивших нарушения норм международного гуманитарногоправа.Также в параграфе рассматривается деятельность вооруженных групп ввооруженном конфликте на территории Сирии и Ирака.
Особое вниманиеуделено «Исламскому государству» (ИГ или ИГИЛ)32 – террористическомудвижению, переросшему в полноценную организацию. Для понимания угрозы, которую представляет данная террористическая организация, а также широкую географию ее деятельности, приведены примеры некоторых террористических актов, совершенных ею в недавнее время. Деятельность данной организации сопровождается систематическим нарушением норм международного гуманитарного права практически всех типов. Более того, другие оппозиционные к правительству Сирии вооруженные группы ведут боевые действия друг с другом, а также с правительственными войсками, при этом отрицаядля себя обязательность соблюдения норм международного гуманитарногоправа.По мнению автора, дополнительным способом борьбы с незаконными вооруженными формированиями, в составе которых воюют граждане различныхгосударств, помимо вооруженной борьбы, было бы обращение стран, максимально пострадавших от деятельности террористических организаций, особенно от ИГ, в ООН с просьбой рассмотреть возможность создания трибунала илиже самостоятельного создания трибунала ad hoc для привлечения к ответственности членов этой организации, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права.32Деятельность данного движения признана террористической, запрещена в Российской Федерации решением Верховного Суда от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С, вступившего в силу 13.02.2015 //Сайт ФСБ РФ.
URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 15 декабря 2016 г.).18В третьем параграфе «Содержание под стражей по соображениямбезопасности как актуальное явление в современном международном гуманитарном праве» исследуется тенденция содержания под стражей лиц посоображениям безопасности. Однако такая исключительная мера, выраженная визоляции, по мнению автора, очень широко практикуется и вне рамок вооруженного конфликта из-за угрозы национальной/государственной безопасностигосударства.Названную изоляцию можно квалифицировать как «интернирование».Данный термин может быть разъяснен как задержание иностранных гражданвоюющим или нейтральным государством во время вооруженного конфликта.Автором анализируются положения, связанные с вопросами интернирования наоснове Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, атакже Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г., касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Дополнительные протоколы Iи II) 1977 г.
Также автором рассматриваются положения Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., отмечаются и нормы обычного права, регулирующие данный вопрос.Автором анализируется Законодательство и судебная практика США поданному вопросу, а также продолжающаяся деятельность тюрьмы США в заливе Гуантанамо.По мнению автора, предотвращение произвола и нарушение закона можетбыть обеспечено тщательным контролем за такими задержанными лицами. Приэтом важную роль в процессе пересмотра таких дел играют не только государства, но и международные организации в рамках осуществления мониторингаза соблюдением прав человека.В четвертом параграфе «Гибридная война как разновидность современного вооруженного конфликта» автором исследуются проблемные аспекты, возникающие перед международным гуманитарным правом, вызванные гибридными войнами. Гибридная война подразумевает использование военных иневоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности, захват инициативы и получение психологических преимуществ, используемых в дипломатических действиях; масштабные и стремитель19ные информационные, электронные и кибероперации; прикрытие и сокрытие военных и разведывательных действий; в сочетании с экономическим давлением.Автором отмечается, что главная цель гибридной войны, в отличие от войныклассической, – ослабить государственность противника с намерением ее разрушить или поставить под латентный внешний контроль или управление, нанестисущественный ущерб его безопасности преимущественно невооруженнымисредствами.
Указанное явление рассматривается автором через призму истории имеждународного права. По мнению автора, решение Международного СудаООН по Делу «Никарагуа против США», находившееся на рассмотрении Суда7 лет – с 1984 по 1991 г., является примером признания ответственности государства за действия, характерные для гибридной войны, признаки которой можно найти в конфликте между США и Никарагуа.Автор приходит к выводу, что гибридные войны можно отнести к разновидности современных вооруженных конфликтов, представляющей собой многомерный конфликт с большим количеством участников и сил, преследующихразные цели и использующих самые разные средства: военные, дипломатические, экономические, а также инструменты так называемой «мягкой силы».