Автореферат (1152653), страница 3
Текст из файла (страница 3)
и 2016 г.2006,млрд м3778,0135,51114,8296,389,6436,52850,62006, удельныйвес, %27,34,839,110,43,115,31002016,млрд м3968,0171,91029,9512,3138,2722,53542,92016, удельныйвес, %27,34,929,114,53,920,4100Прирост,2006-2016,%24,426,9-7,672,954,265,524,3Северная АмерикаЛатинская АмерикаЕвропа и ЕвразияБлижний ВостокАфрикаАТРВсегоВ том числе:ОЭСР1433,750,31644,146,414,7не ОЭСР1417,049,71898,853,634,0ЕС490,117,2428,812,1-12,5СНГ582,520,4546,715,4-6,1Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2017. – Режим доступа:https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html(дата обращения: 09.10.2017).В то же время в 2016-2017 гг.
отмечается тенденция падения и сближенияуровней региональных цен на газ в Европе, Азии и Северной Америке врезультате глобального снижения спроса, а также различного влияниянациональных факторов и масштабном развитии СПГ торговли. Пока цена нанефть остается ключевым фактором, определяющим поведение цен на газ. Рядэкспертов полагает, что цены на нефть будут находиться на достаточно низкомуровне в течение долгого времени, однако их влияние на конъюнктуру рынкагаза ослабевает по мере либерализации международной торговли даннымэнергоресурсом.
Последовательное расширение СПГ торговли остаетсяосновным механизмом глобализации рынка газа, однако на современном этапе13онасдерживаетсясуществующимуровнемтехнологическогоиинституционального развития отдельных сегментов газовой отрасли.2.
Определены и проанализированы риски и вызовы, возникающиедля российских компаний-экспортеров природного газа на современномэтапе развития мировых энергетических рынков.Понятие риска в экономике является комплексным и неоднозначным,однако в целом риск подразумевает состояние неопределенности, при которомвозможно возникновение убытков или неполучение прибыли, по сравнению стем сценарием, когда такая вероятность отсутствует, или ситуация не возникает.Существуют множество классификаций рисков по видам: в зависимости отвремени, основных факторов, источника и сферы возникновения риска,характера последствий в случае реализации рискованной ситуации и других. Длянефтегазовой отрасли, которая характеризуется высокой капиталоемкостью,технологической сложностью и динамичностью развития, транснациональнымхарактером деятельности крупных нефтегазовых компаний, в большей илименьшей степени свойственны все возможные виды рисков.
Для нефтегазовойотрасли особенно острыми рисками являются экономические, политические итехнологические.В последнее десятилетие Россия оказалась перед весьма серьезнымивызовами. Как показало исследование конъюнктуры региональных газовыхрынков, произошла существенная трансформация мирового спроса в связи сориентациейрядакрупнейшихтрадиционныхимпортеровгазанасамообеспечение, переход на новые технологии добычи и переработкиэнергетических ресурсов. В этих условиях главным приоритетом в развитии ТЭКявляется его качественное обновление. Стратегия в области внешнейэнергетической политики России должна быть направлена на адаптациюповедения российских компаний на рынках топливно-энергетических ресурсовк новым тенденциям развития, а также содействие формированию общих рынковэнергоносителейЕвразийскогоэкономическогопространства.Призначительном снижении энергоемкости российской экономики предполагается14сохранить текущую долю газа в структуре энергопотребления, а также увеличитьдолю нетопливной энергетики.
Перспективным рынком сбыта энергоносителейстановятся страны АТР, где в долгосрочной перспективе будет расти спрос нетолько на внешние поставки СПГ, но и нефть. Потребление газа к 2035 г. вразвивающихся странах Азии на треть будет обеспечиваться за счет импорта.Однако, как отмечается в работе, стратегический поворот российскихэкспортеров газа на Восток не следует рассматривать как отказ от интеграции сзападными странами, а скорее как дополнительную возможность развитьэнергетический и промышленный потенциал восточных территорий РФ.
Вдиссертации было установлено, что к числу внешних вызовов для российскихэкспортеров природного газа можно отнести недостаточную диверсификациюрынков сбыта энергоресурсов и товарной структуры экспорта, изменениережима функционирования оптовых рынков газа в Европе с принятием Третьегоэнергетического пакета, факторы неопределенности динамики спроса в АТР,санкции ЕС и США против России, введенные в 2014 г.Как показало исследование, западные санкции не оказали существенноговлияния на текущие производственные показатели нефтяной и газовой отраслейРФ за 2014-2016 гг., вместе с тем в случае их сохранения в долгосрочнойперспективеможетзамедлитьсяреализацияпроектовнашельфе.Импортозамещение оборудования и технологий в нефтегазовой отрасли к 2020г.
сможет значительно снизить зависимость от импорта, однако необходимостьпоиска альтернативных внешних поставщиков будет сохраняться в течениенеопределенноговремени.Российскийнефтегазовыйсекторчастичноадаптировался к санкциям за счет твердой позиции в переговорах синостранными партнерами, частичной переориентации на партнерство с АТР иотдельныхмергосударственнойполитики,носистемныепроблемытехнологического отставания требуют эффективного решения.3. Проанализированы основные этапы эволюции энергетическойполитики ЕС и выявлены особенности современной трансформацииинституциональной структуры газового рынка ЕС.15Как показало проведенное исследование, развитие торговли газом вЕвропе с 1950-х проходило в фарватере интеграционных процессов и былообусловлено целями формирования единой энергетической политики и единогоэнергетическогорынкаобъединеннойЕвропыинеобходимостьюгосударственного вмешательства в регулирование предложения на рынках угляи стали.
Поэтому первым шагом на пути формирования Энергетическойполитики Европейского Союза (ЭПЕС) является заключение двух отраслевыхдоговоров: об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) от1951 г. между Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами иЛюксембургом и Европейского агентства по атомной энергии (Евратом) от 1957г. Другие отрасли ТЭК были подчинены правовому режиму Римского договора1957 г. о Европейском экономическом сообществе.На протяжении второй половины ХХ столетия энергетическая политика ЕСпрошла ряд этапов своего развития.
К началу XXI века основным приоритетомэнергетической политики ЕС стало формирование общих рынков электроэнергиии природного газа. По инициативе Европейской Комиссии (ЕК) разрабатываютсяДирективы первого поколения, нацеленные на либерализацию внутреннегорынка энергии и создание условий для поставок энергоносителей ─ Перваяэлектроэнергетическая директива (1996 г.) и Первая газовая директива (1998 г.),составившие Первый энергетический пакет. В 2003 г. принимаются Втораяэлектроэнергетическая директива и Вторая газовая директива (Второйэнергетическийпакет),дополненныеРегламентомодоступекэлектроэнергетическим сетям, которые конкретизируют цели в области созданиявнутреннего рынка энергии.
В 2007-2008 гг. Е выступает с пакетом мер посозданию новой энергетической политики для ЕС. Акцент делается на важностиразвитияэнергетическойинфраструктурыдляповышенияуровняэнергобезопасности и солидарности стран-членов, ставится стратегическаязадача по созданию низкоуглеродной экономики к 2050 г. В июле 2009 г., вусловиях развивающегося мирового финансово-экономического кризиса, ЕКпринимает Европейскую энергетическую программу восстановления на162010‒2011 гг. В этом же месяце Совет Европы и Европарламент одобряютТретий энергетический пакет (ТЭП), который составляют три регламента (осоздании Агентства по взаимодействию регуляторов энергетики, об условияхдоступа к сетям в целях трансграничного обмена электричеством и об условияхдоступа к сетям транспортировки природного газа) и две директивы (об общихправилах для внутреннего рынка электроэнергии и для внутреннего рынкаприродного газа).
Анализ результатов имплементации положений ТЭП,составляющего юридическую базу реформирования европейского газовогорынка, позволил сделать вывод о незавершенности проводимых реформ, ихзначительном отставании от намеченных сроков и наличии целого комплексапротиворечий, сдерживающих его внедрение. Первоначальная цель, котораябыла сформулирована как создание высококонкурентного рынка газа в Европе,пока не достигнута и трансформировалась в задачу создания институциональноймоделигазовогорынка,адаптированнойкновымэкономическимиполитическим реалиям.
При этом продолжающееся внедрение некоторыхрегламентов ТЭП и инициативы энергетической политики ЕС последних летпорождают риски как для ЕС, так и его партнеров. Закрытый характер исубъективизм вывода объектов газотранспортной инфраструктуры из-поддействия ТЭП, приоритет мелким и средним инфраструктурным проектам,дискриминация в отношении российских газопроводов при принятии решения овыводе из-под ограничений ТЭП и применении требования свободного доступасвидетельствует о несовершенстве европейского газового законодательства инеэффективном использовании имеющихся мощностей, а также примененииоткрытых дискриминационных мер к поставщикам газа из-за пределов ЕС.Анализ текущей деятельности Европейской комиссии доказывает, что возврат кприоритету энергобезопасности сопровождается высокой политизированностьюэнергетическогодиалогаРоссиииЕС,сложностямивкоординацииэнергетической политики стран-членов при реализации принципа «говоритьодним голосом».174.
Проведён анализ сценариев прогноза российских поставок газа вЕвропу в соответствии с прогнозами долгосрочной динамики европейскогорынка.Европейские страны являются основными импортерами российского газа(90% экспорта). С 2006 г. компания ПАО «Газпром» получила исключительноеправо на поставку газа за пределы России. ПАО «Газпром» экспортирует газболее чем в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Анализ динамики экспортав страны Европы и дальнего зарубежья свидетельствует о том, что в2006-2016 гг. поставки возросли с 161,5 до 222,5 млрд. м3, при значительномснижении до 152,8 в 2014 г., что обусловлено, в основном, приостановкой отборагаза Украиной во втором квартале 2014 г., сократившей закупку газа из Россиипо сравнению с 2013 г. на 50%2. Поставки газа из России играютисключительную роль для стран ЕС. Доля России на газовом рынке (без учетавнутренней торговли) составляет наибольшую долю – 39,7% по стоимости,38,2% – по физическим объемам импорта. (Таблица 2).Таблица 2. Импорт природного газа в ЕС по основным партнерам, 2016, %СтранаСтоимость импорта,%Чистый объем импорта,%Россия39,738,2Норвегия34,135,8Алжир15,214,3Катар5,15,8Нигерия2,12,1Ливия1,41,5Другие2,42,3Источник: Официальный сайт ЕС.