Диссертация (1145567), страница 40
Текст из файла (страница 40)
В качестве базы исследования были взяты данные по 68 промышленным отраслямИрландии в период 1974–1995 гг. Следуя модели Маркузена-Венейблза, авторы пытаютсяоценить два эффекта от ПЗИ: горизонтальный начальный эффект конкуренции (в моделиотрицательный, представляет собой вытеснение местных фирм иностранными) ивертикальный нисходящий эффект (в модели положительный, представляет увеличениеспроса со стороны ТНК на продукцию поставщиков отрасли).В качестве показателя для оценки горизонтального эффекта конкуренции авторывыбирают отношение числа занятых в отечественных фирмах к числу занятых виностранных фирмах в одной и той же отрасли.
Этот показатель должен снизиться послеприхода ТНК, во-первых, из-за потери местными фирмами доли рынка, во-вторых, из-заперетекания части работников от местных фирм к иностранным. Проанализировав данныепо Ирландии, авторы, вопреки предположениям, не обнаружили падения этогопоказателя. Авторами предполагается, что причиной этому явилось то, что ТНК вИрландии инвестировали в те отрасли, которые до этого не существовали (электроника,фармацевтика и т. д.).В работе также проводится оценка нисходящего эффекта от приходаиностранных фирм на местных поставщиков. Этот эффект также оказываетсяположительным и статистически значимым. Критерий положительного эффекта – ростзанятости в местных фирмах – поставщиках отрасли.Алтомонте и Резмини [Altomonte and Resmini, 2001] эмпирически оцениваютвертикальные внешние эффекты в польской экономике в период 1990-1997 гг. В работеиспользуются данные по фирмам 21 отрасли, находящихся в 16 территориальныхобластях.
Авторы обнаруживают положительные и статистически значимые какнисходящие, так и восходящие эффекты на объем продаж местных фирм от прихода ТНК,однако эффект самоподдерживающегося развития местных фирм, описанный в моделиМаркузена-Венейблза, не подтверждается: эффект вытеснения транснациональных фирмместными обнаружен не был.186Горизонтальный отрицательный эффект конкуренции оказывается статистическинезначимым в модели. Как в отрасли конечного, так и промежуточного товаровнаблюдается положительная взаимосвязь между количеством ТНК и местных фирм,однако статистически значима она только в отрасли конечного товара.Блалок [Blalock, 2001] рассматривает влияние ТНК на местных поставщиковотрасли, принимающей ПЗИ на примере промышленности Индонезии 1988-96 гг.
Вкачествекритерияпроизводительностиположительныхместныхвнешнихэффектовфирм-поставщиков.Внешнийпринимаетсяэффектростоказываетсязначимым и положительным.В работе Схорза и Ван дер Тола рассматривается влияние прямых иностранныхинвестиций на экономику в Венгрии в период 1997–1998 гг. [Schoors and van der Tol,2002]. В качестве базы данных по предприятиям взяты данные 1084 средних и крупныхфирм Венгрии из 39 отраслей промышленности.Сначала авторами анализируется влияние увеличения доли иностраннойсобственностивпромышленностинапроизводительностьтруда.Ростпроизводительности той группы предприятий промышленности, которые имеютиностранное участие, положителен и статистически значим.
Гипотеза, что ПЗИ оказываютотрицательноевлияниенаместныефирмы,неподтверждаетсярезультатамиисследования. Положительные эффекты от ПЗИ (перенимание опыта местными фирмамии рост квалификации персонала) перевешивают отрицательные эффекты (падениеобъемовпродажместныхфирм).Чистыйположительныйэффектоказываетсязначительно выше в наиболее открытых машиностроительных секторах экономики, когдарост производительности труда усиливает экспортный потенциал отрасли.Далее авторы делят эффекты от ПЗИ на внутриотраслевые и межотраслевые(горизонтальные и вертикальные). Анализ данных показал, что вертикальные эффектыболее статистически значимы, чем горизонтальные.
Однако положительное влияниеоказывают только нисходящие эффекты от производителя конечного товара кпоставщику, восходящие же эффекты имеют статистически значимое отрицательноевлияние.Смарцинска [Smarzynska, 2004] анализирует горизонтальные и вертикальныеэффекты на компании Литвы за период 1996–2000 г. Горизонтальные эффекты от ПЗИобнаружены не были, однако было выявлено сильные нисходящие эффекты от ТНК напроизводительность местных фирм, являющихся поставщиками отраслей-реципиентовПЗИ.187Среди факторов, влияющих на величину внешнего эффекта, в работе выделяютсяследующие.
Во-первых, при увеличении расстояния между фирмой – реципиентом ПЗИ иее поставщиком сила эффекта ослабевает. Во-вторых, больший эффект оказывают ПЗИ,ориентированные на местный рынок, чем на экспорт. Также было выявлено, что формаПЗИ (стопроцентная доля иностранного участия или совместное предприятие) не влияетна величину эффекта.Работа Батры, Мориссет, Сагги [Batra, Morisset and Saggi, 2005] являетсяэмпирической проверкой теоретической модели Лин и Сагги [Lin and Saggi 2005].Объектом исследования являются фирмы Малайзии за период 1996–2000 гг.Оценивая вертикальные эффекты от ПЗИ на принимающую экономику, авторыобнаруживают положительные восходящие эффекты на производительность предприятийпринимающей экономики, однако статистически значимое влияние на поставщиков(нисходящие эффекты) выявлено не было.
Авторы объясняют последний факт тем, чтоприход ТНК вызывает отрицательный горизонтальный эффект конкуренции и общийспрос на продукцию отрасли поставщиков снижается.Далее авторы включают в модель трансферт технологий от ТНК к местнымпоставщикам. В этом случае влияние на поставщиков становится статистически значимыми положительным.
Среди прочих факторов, влияющих на размер эффектов, были такжевыявлены уровень таможенной защиты в отрасли – поставщике полуфабрикатов, доляэкспорта в производстве ТНК и количество поставщиков отрасли – импортера ПЗИ.В статье Дамияна и др. исследуется влияние ПЗИ в 10 наиболее успешных впривлечении ПЗИ странах Центральной и Восточной Европы: Болгарии, Чехии, Эстонии,Венгрии, Литвы, Латвии, Польше, Румынии, Словакии и Словении.
Базой явилисьпанельные данные по 8000 фирм этих стран за 1995–1999 гг. Результаты исследованияоказались неоднозначными [Damijan, Knell, Majcen and Rojec, 2003].В Эстонии, Венгрии, Словении производительность фирм с зарубежнымучастием росла быстрее, чем производительность местных фирм.
В Литве и Румыниипроизводительность росла быстрее только в тех компаниях, где доля ТНК составлялаболее 50 %. В Чехии и Польше рост производительности ТНК отставал от ростапроизводительности местных фирм.Положительныегоризонтальныевнешниеэффектынаместныефирмыобнаружились в Чехии, Польше, Румынии и Словакии. В остальных странахположительные внешние эффекты оказались статистически незначимыми.188Положительные нисходящие внешние эффекты обнаружены в Чехии, Польше,Словении. В Литве и Латвии нисходящие внешние эффекты оказались отрицательными, вБолгарии оказались положительными только у фирм с иностранным участием, значимоевлияние на местные фирмы выявлено не было.Авторы объясняют неоднозначность полученных результатов отчасти слабостьюстатистических баз по странам переходных экономик, отчасти – разными темпамиреструктуризации и привлечения ПЗИ в рассматриваемых странах.В работе Яворсик, Сагги и Спаратареню рассматривается, зависит ли знаквертикальных эффектов от ПЗИ в Румынии от страны, откуда поступают ПЗИ [Javorcik,Saggi and Sparatareanu, 2004].
В соответствии с утверждениями модели Родригес-Клер,вертикальные внешние эффекты будут возрастать с увеличением расстояния междустраной базирования ТНК и страной – реципиентом ПЗИ [Rodriguez-Clare, 1996].Действительно, анализ показал, что инвестиции в Румынию со стороны ТНК из США иАзии оказывает положительное влияние на местных поставщиков, так как большая частькомплектующих закупается внутри страны. ПЗИ со стороны европейских ТНК, напротив,оказывают отрицательное нисходящее влияние на местных поставщиков, так какевропейские компании основную часть комплектующих закупали и закупают натерритории Европы, а отрицательный горизонтальный эффект конкуренции от ПЗИснижает спрос на продукцию поставщиков.
Отрицательный эффект усиливается наличиему Румынии соглашений с ЕС о льготном обложении тарифами импорта со стороны стран –членов ЕС.Работа Юдаевой и др., оценивает вертикальные внешние эффекты от ПЗИ вроссийскойэкономике[Yudaeva,Kozlov,MelentievaandPonomareva,2003].Анализируются данные по промышленным предприятиям за 1992–1997 гг. В целоминостранные фирмы оказываются более производительными, чем российские, однако ихвлияние на местные зависит от размера местных фирм. Используя панельную регрессиюдля анализа, авторы обнаруживают значимые положительные внутриотраслевые внешниеэффекты.
Оценивая вертикальные внешние эффекты, авторы выявляют, что иностранныеинвесторы негативно влияют как на своих поставщиков, так и на своих потребителей.Причиной этому называется технологическая отсталость местных фирм, находящихся ввертикальной взаимосвязи с фирмой – реципиентом ПЗИ. В качестве факторов, влияющихна знак внешних эффектов от ПЗИ, в работе рассматривается уровень образованияместного населения и географическая отдаленность местных фирм от фирмы –189реципиента ПЗИ.
В исследуемой базе данных оба фактора являются статистическизначимыми.Кнеллер, Пису рассматривают влияние ПЗИ на экспортную деятельность фирмпринимающей экономики [Kneller and Pisu, 2007]. Считается, что если компании в страненачинаютбольшеэкспортировать,тоэтоследствиеихувеличившейсяконкурентоспособности. Авторы пытаются выяснить, влияют ли как-то ПЗИ на этотпроцесс.















