Диссертация (1140836), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Заманская и соавт. (2009) установили, что концентрация β-ХГЧпри физиологическом течении гестации в сроки 7-8 недель составляет всреднем 125 000 МЕ/л и достоверно превышает аналогичные показатели принеблагоприятных исходах беременности (85 000 МЕ/л). Авторы необнаружилидостоверныхфизиологическомиразличийосложненномвсодержаниитечениигестации.PAPP-АприКрометого,статистически значимых различий не выявлено и при сравнительном анализекоэффициентов МоМ. Особый интерес представляют данные о беременных свысокой концентрацией PAPP-А (>2,0 МоМ) в анализируемые сроки. Вотличиеотданныхлитературы,свидетельствующихотом,чтосвойственному снижению уровня PAPP-А в сыворотке крови матери приразличныхосложненияхбеременностипредшествуетегоподъем.25Повышение содержания данного белка было отмечено как у женщин сфизиологическим, так и с осложненным течением гестации: у 11,1%здоровых беременных, у 12% пациенток с СЗРП, у 22% женщин снеразвивающейся беременностью и у 13,3% с врожденными порокамиразвития.
При неразвивающейся беременности, ВПР и СЗРП повышениеконцентрации PAPP-А сопровождалось снижением уровня β-ХГЧ, причем упоследних эти изменения были наиболее выражены. Наоборот, низкимуровням PAPP-А соответствовали высокие уровни β-ХГЧ. Авторы сделаливыводы,чтовыявленныеособенностиисключаютцелесообразностьизолированного определения лишь одного из описанных маркеров иобосновывают необходимость использования сочетанного теста (PAPP-А и βХГЧ) для дифференциальной диагностики физиологической и осложненнойбеременности. Было показано, что физиологическому течению беременностисвойственны однонаправленные изменения данных маркеров: низкимконцентрациям PAPP-А соответствуют низкие уровни β-ХГЧ, высокиеуровниPAPP-Асопровождаютсяповышениемсодержанияβ-ХГЧ.Разнонаправленные изменения PAPP-А и β-ХГЧ позволяют прогнозироватьосложненное течение беременности.Однако представленные выводы носят противоречивый характер и неимеют четко выверенного статистически цифрового эквивалента.Характеристика маркеров неблагоприятных перинатальных исходов, неиспользуемых в повседневной практике.В последние годы доказано, что в формировании полноценнойгемодинамической системы при беременности значительную роль играютфакторы роста.
С появлением учения о факторах роста, которыепредопределяют будущие особенности развития плаценты, наметилось новоенаправление в изучении плацентарной недостаточности (Бурлев В.А. и соавт,2002, 2007; Некрасова Е.С. и соавт., 2007; Тимохина Е.В., 2012; ЧерепановаИ.А., 2016).Изменение в продукции и функционировании ФР, оказывающих26влияние на рост и развитие плаценты, приводит к морфологическим ифункциональным изменениям в плаценте и проявляется в нарушениисостояния, роста плода и развитии СЗРП (Kyriakakou M., 2009; ТарабринаТ.В., 2010). Инсулиноподобные факторы роста (ИФР), или соматомедины,представляют собой группу факторов роста, которые структурно похожи наинсулин и имеют широкие митогенные и метаболические эффекты.
ИФР-I(соматомедин С) наиболее активный в отношении роста соматомедин —образуется в печени и в других тканях. Инсулин и ИФР-1 в высокихконцентрациях могут перекрестно связываться как с рецепторами инсулина,так и с рецепторами ИФР-1. В отличие от инсулина, который имеет тканевуюспецифичностьисинтезируетсятолькоподжелудочнойжелезойинекоторыми участками мозга, ИФР-1 синтезируется почти во всех тканях вразличные периоды развития (Harris T.G., 2006; Martos-MorenoG.A, 2009).Система инсулиноподобных факторов роста, их связывающих белков ирецепторов участвует в процессах, связанных с ростом и развитиеморганизма, поддержанием нормального функционирования многих клетокорганизма, обладает выраженным антиапоптотическим эффектом. Это однаиз наиболее сложных эндокринных систем организма (Baxter R.C., 1995).Уровень ИФР-1 постоянно растет начиная с момента рождения,достигая максимума в возрасте от пубертатного периода приблизительно до40 лет, после чего плавно снижается. Во время беременности уровень ИФР-1в материнской крови увеличивается.
Известно, что данный фактор ростаимеет ключевое значение в поддержании фетального роста (GentiliS., 2009).Следовательно,снижениееговыработкиубеременныхможетспособствовать задержке внутриутробного роста плода. J. Zhou и соавт. еще в1999 году обнаружили достоверно более низкие уровни ИФР-1 впериферической крови у беременных с СЗРП. А.Н.
Стрижаков и соавт. (2009)доказали, что низкий уровень ИФР-1 во втором триместре гестации являетсяпрогностическим маркером ранних нарушений в функционировании системы«мать-плацента-плод». Установлено, что у пациенток, беременность которых27впоследствии осложнилась СЗРП, уже в 16-22 недель зарегистрированпониженный уровень ИФР-1 (ИФР-1 < 120 нг/мл), по сравнению снеосложненной беременностью: при развитии СЗРП I степени на 26%, IIстепени – на 28 %, III степени – на 41 %.
При развитии СЗРП III степениимеют место наиболее выраженные изменения продукции ИФР-I: егоуровень, начиная с 29-30 недель гестации, становится на 55% ниже нормы, азатем стабилизируется на значениях, более низких, чем во втором триместре(в 2,2 раза ниже, чем при неосложненной беременности), что, по-видимому,отражает срыв компенсаторных возможностей фетоплацентарной системы.Следует отметить, что прогностическую роль может играть определениеИФР-I в крови беременной на сроке не позднее 22 недель (Тимохина Е.В.,2013).
В периферических тканях ИФР-1 является основным посредникомдействия соматотропного гормона (СТГ). Несмотря на то, что СТГ являетсяглавным регулятором роста, он оказывает лишь незначительное влияние нарост плода, а также на рост в раннем постнатальном периоде (RandhawaR,2005). Это связано, прежде всего, с малым количеством рецепторов к СТГ вэти периоды. Скорость роста в младенческом возрасте, в том числе такназываемый «догоняющий рост», характерный для большинства детей,перенесших СЗРП, в значительной степени определяется секрецией ИФР-1.Уровни ИФР-1 в этот период зависят от качества и объема питания, секрецииинсулина и в меньшей степени от концентрации СТГ.
В нашей стране З.М.Исмаилова и соавт. (2009) оценивали влияние ИФР-1 на внутриутробный ипостнатальный рост у детей, родившихся с СЗРП. Это исследованиепоказало, что уровни ИФР-1 в пуповинной крови у детей с СЗРП снижены всравнении с детьми с нормальной массой тела при рождении. Это можетслужить подтверждением роли ИФР-1 в стимуляции внутриутробного роста.Таким образом, снижение уровня ИФР-I может являться раннимпрогностическиммаркером,характеризующимначальныепризнакинарушений в функционировании системы «мать-плацента-плод» при СЗРП.В настоящее время доказано, что значение витамина D для организма28человека заключается не только в его влиянии на процессы формированиякостной системы, но и во многих внекостных процессах (Реушева С.В. исоавт., 2013; BaggerlyC.A., 2015; SeidaJ.C., 2014; Wacker M., 2013).
Дефицитвитамина D затрагивает широкий спектр острых и хронических заболеваний(Спиричев В.Б., 2011). Высокий процент женщин репродуктивного возрастаиспытывают дефицит витамина D, а беременные женщины подвержены ещеболее высокому риску (Мальцева Л.И. и соавт., 2013, 2015; RachelE., 2011;HollisB.W., 2011; De-RegilL.M., 2016).Около 95% витамина D3 (холекальциферола) синтезируется в коже подвоздействиемультрафиолетовогоизлучения.Холекальциферолвзаимодействует с сывороточным витамин D-связывающим белком и черездвухступенчатый ферментативный путь с участием 25-гидроксилазы печении 1a-гидроксилазы (CYP27B1) экстраренальных тканей и тканей почекпреобразуется в биологически активный гормон кальцитриол-1а, 25(OH)2D3.В разных органах и тканях витамин D оказывает свое действие путемсвязывания с рецептором витамина D (VDR).
Регуляция экспрессии VDRявляется одним из основных механизмов, посредством которых клеткимишени реагируют на кальцитриол и меняют режим функционирования(HolickM.F., 2013). Витамин D играет ключевую роль в метаболизме костнойткани и минерального гомеостаза. Активные формы витамина D-25(OH)D3 и1а,25(OH)2D3 — играют решающую роль в других биологических процессах,включая регуляцию клеточного роста, дифференцировку и модуляциюметаболических процессов (Evans K.N., 2004). Поскольку VDR и 1aгидроксилаза обнаружены в тканях репродуктивных органов, включаяяичники, матку, плаценту, яички и гипофиз, очевидна ассоциация роливитамина D с репродуктивным здоровьем.
Витамин D регулирует более 3000генов, многие из которых играют значимую роль в развитии плода, в томчисле ингибирование клеточной пролиферации и индукции конечнойдифференцировки, ангиогенеза и продукцию ренина, стимуляцию выработкиинсулина и производство макрофагов, индукцию апоптоза (BodnarL.M. etal,292007, 2010; HolmesV.A. etal, 2009; JohnsonD.D.
etal, 2011).ДефицитвитаминанеблагоприятнымиDисходамивовремягестации,беременноститакимикаксвязансплацентарнаянедостаточность, СЗРП, преэклампсия, гестационный сахарный диабет,преждевременные роды. Метаболизм витамина D усиливается во времябеременности и лактации. Витамин D регулирует основные гены-мишени,связанныесимплантацией,играетрольвформированиииммунотолерантности (KovacsS.C., 2008).















