Диссертация (1140292), страница 10
Текст из файла (страница 10)
52 сравнительно невысоким баллом по шкале диссоциации DES – 8 баллов(результат, характерный для больных с тревожными расстройствами).Увсехманифестировалабольныхпослевнастоящейгруппесамостоятельногореакцияоткладыванияобнаружениясимптомовонкологического процесса (объёмное образование, болезненность лимфатическихузлов и т. д.). При этом больные отмечал, что с первых минут обнаруженияопухоли они сохраняли отчётливую убеждённость в том, что она имеетзлокачественный характер. У нескольких больных (3 набл., 17,6%) отчётливомупериодуоткладыванияпредшествовалкратковременныйпериодпоискамедицинской помощи – больные обращались к знакомым докторам, однако неуточняли наличие у себя опухоли; вместо этого задавая неконкретные и общиевопросы, касательно проявлений опухоли.
Убедившись в злокачественнойприроде страдания они быстро прекращали поиск медицинской помощи.Фобический тип откладывания является наименее длительным (средняядлительность 10,8±8,6 мес.) а также наименее стойким по сравнению с другимитипами: относительно легко редуцируется при усилении симптомов опухолевогопроцесса (боли, интоксикация, нарушение функций органов).В ряде случаев (3 набл., 17,6%) после обращения к врачу формироваласьповторная реакция откладывания, связанная со страхом негативных последствийлечения.
При этом повторная реакция была значительно менее длительной: послеразъяснений неизбежности хирургического вмешательства пациенты откладывалисогласие на его проведение в пределах 1-3 месяцев.На госпитальном этапе фобическая реакция откладывания претерпевалаопределенные изменения. В первую очередь значительно редуцировалосьсобственно избегающее поведение – выполняя врачебные рекомендации в полномобъёме, пациенты сохраняли склонность к избеганию информации о заболеваниис целью предотвращения усиления тревоги: не читали историю болезни,делегировали родственникам общение с докторами, отказывались от любого родапопулярной медицинской литературы.
53 В остальном состояние больных на госпитальном этапе было сопоставимос симптомами тревожной нозогенной реакции, неоднократно описанной навыборке онкологических больных [5; 15; 22; 23].Преморбидныеформировалиськонституциональныенозогениисфобическимсвойства,наоткладыванием,базекоторыхпредставленыпреимущественно в рамках расстройств личности кластера С: тревожное (6 набл.,35%), избегающее (4 набл., 23,5%) и ананкастное (3 набл., 7,6%) расстройстваличности.
В остальных наблюдениях квалифицировано истерическое РЛ(тревожные истерики, 4 набл. (23,5%).На протяжении жизни таким больным свойственна нерешительность,робость, неуверенность в своих силах, зачастую приобретающая черты несвязанного с онкозаболеванием избегающего поведения. Такие личностиуклоняются от назначения на должности, требующие большей ответственности,занимают вторые роли в семье, сторонятся авантюр. Характерно лёгкоеформирование фобических реакций и отчётливых тревожных расстройств доразвития онкологического заболевания. Так почти у половины больных (8 набл.,47%) в настоящей группе на протяжении жизни хотя бы однократноустанавливался диагноз тревожного расстройства (панического расстройства,социофобии, генерализованного тревожного расстройства).Выявленные клиническим способом личностные особенности в даннойкогорте больных верифицируются при помощи опросника мини-Мульт – уизученных больных были выявлены пики по шкалам «ипохондрия» и«соматизация».По данным опросника ЛОБИ у больных с фобическим типом откладываниявыявлялись преимущественно ипохондрический и неврастенический типыреагирования, что соотносится с преобладанием у больных в этой групперасстройств личности тревожного круга.Необходимо также подчеркнуть преобладание при фобическом типебольных с явлениями невропатии (9 набл., 53%) – чувствительность к средовым 54 вредностям (жара, духота, резкие запахи), склонность к многочисленнымсоматизированным реакциям.Клинические особенности фобического типа откладывания иллюстрируетследующее наблюдение.Т.
И. В., 51 год.Онкологический диагноз: злокачественная семинома T2N3M0.Наследственность манифестными психозами не отягощена.Мать – воспитатель в детском саду. Отличалась пунктуальностью,поддерживала в доме идеальный порядок. Была тревожной, пеклась о здоровьеродных.Отец–военныйврач,профессор.Строгий,целеустремлённый,педантичный, склонный к перепроверкам. В преклонном возрасте несколько летскрывал наличие у себязлокачественного новообразования поджелудочнойжелезы, по надуманным поводам отказывался от госпитализации. Умер в возрасте56 лет вследствие массивного метастатического поражения.Сестра – по образованию юрист, в настоящее время замужем, не работает.По характеру пунктуальная, упрямая.Дочь–предприниматель.Отмечаетсясклонностькбытовымперепроверкам, перед важными мероприятиями (заключение сделок, проверки)страдает от трудностей засыпания. Замужем, есть дети.Сын – бухгалтер на режимном предприятии.
Строгий, скрытный,целеустремленный.Больной родился от нормально протекавшей беременности, развивался повозрасту. В детстве по характеру отличался замкнутостью, тяжело сходился сосверстниками. Будучи полным подвергался постоянным насмешкам, не могпостоять за себя.Был боязливым – в течение всей жизни отмечались многочисленные страхи– опасался глубокой воды (на отдыхе никогда не заплывал на глубину), избегал 55 летать на самолетах, из-за страха полета не пользовался воздушным транспортомопасался застрять в лифте.Был ответственным, зачастую вместо встреч с друзьями по поручениюстарших тратил все свободное время на домашние дела.В школу пошел в 7 лет, в коллективе сверстников первоначальноадаптировался с трудом, однако тянулся к ним, хотя и был на вторых ролях.Училсяхорошо,тщательноготовилсяповсемпредметам,испытывалвыраженную тревогу перед контрольными и зачетами, будучи охваченнымволнением мог всю ночь не спать.С 12 лет стал менее робким, появились друзья.
С целью сбросить вес иобрести хорошую физическую форму занялся спортом – боксом и тяжелойатлетикой. Значительных спортивных успехов не достиг, физическая нагрузкасама по себе не нравилась, занимался лишь чтобы улучшить фигуру. Подостижении желаемой физической формы к 20 годам, активные занятия спортомпрекратил, в дальнейшем ограничивался непродолжительной утренней зарядкой.В возрасте 18 лет влюбился в знакомую, был впечатлён ее уверенностью всебе. Вскоре женился. В семье был на вторых ролях, решение всех важных дел,контроль за финансами делегировал супруге. Сам помимо работы занималсяприготовлением пищи, следил за домом, заботился о детях.В интересах был ограничен, нравилось смотреть юмористические,исторические программы по телевизору, читал романы, классиков.
При этом былсентиментальным, после прочтения трогательного сюжета мог прослезиться. Изопасения спровоцировать тревогу избегал остросюжетных телевизионныхпередач.Послешколыокончилстоматологическийинститут.Косвоениюспециальности подходил ответственно, боялся навредить больным, стремилсятщательно выполнять врачебные манипуляции.К карьерному росту не стремился, боялся ответственности, довольствовалсяневысокимположением,несопряжённымсбольшойответственностью.Пользовался репутацией безотказного помощника, освоив компьютер, налаживал 56 технику свои коллегам.
Был совестливым, в конфликтной ситуации всегда шел напопятную.На протяжении жизни отличался повышенной тревогой за здоровье – приминимальном недомогании, болях обращался к врачу, аккуратно принималрекомендованнуютерапию,находилсянабольничномстолько,сколькопредписывал врач, сокращая при этом всякую физическую активность. Передлюбым обследованием волновался, неизменно представлял, будто обнаружаттяжелое заболевание.Всю жизнь опасался развития тяжёлого заболевания (рака, аутоиммунногопроцесса). Из страха заразиться гепатитом, СПИДом был особо аккуратен наработе, неукоснительно контролировал процесс дезинфицирования оборудования.С 50 лет страдал артериальной гипертензией, при этом регулярно измерял АД,ходилнапрофилактическиеобследования,педантичнопринималрекомендованную антигипертензивную терапию.В возрасте 45 лет узнал о том, что отец болен онкологическимзаболеванием.
Немедленно снизилось настроение, испытывал выраженнуютревогу за его судьбу. Сон и аппетит при этом не нарушались, продолжалработать. Настроение было сниженным в течение трех месяцев (два месяца досмерти отца и месяц после).Состояние ухудшилось после известия, что отец умер – еще большеснизилось настроение, испытывал тоску по нему с локализацией в загрудиннойобласти. Несколько снизился аппетит, нарушился сон по типу трудностейзасыпания.
Наряду с этим появились опасения, что как и отец может заболеть иумереть от злокачественного новообразования.После того, как настроение спустя месяц после смерти отца выровнялось,стал еще более тревожным в отношение собственного здоровья, чаще посещалврачей.
Временами зачитывался в интернете информацией о злокачественныхопухолях. Общее самочувствие при этом было удовлетворительным, продолжалработать, заниматься привычными делами. 57 В декабре 2014 года (больному 50 лет) самостоятельно обнаружил в областияичка уплотнение. Немедленно сам понял, что страдает новообразованием яичка.После дополнительно ознакомления с соответствующей литературой утвердилсяв своих опасениях.Сознавая,чтонеобходимокакможноскорееобратитьсязаквалифицированной медицинской помощью все же решил повременить с этим.Каждый раз обдумывал, когда идти в больницу и каждый раз давал себе ещенесколько дней на то, чтобы морально подготовиться.
В итоге откладывалпервичный визит к врачу в течение четырёх месяцев.Стал испытывать выраженную тревогу перед любыми медицинскимиманипуляциями, самим антуражем больниц. Стойко нарушился сон – каждуюночь просыпался по несколько раз с мыслями тревожного содержания касательнопрогноза заболевания. С целью улучшения качества сна стал выпивать на ночьодну-две рюмки водки, хотя до этого был равнодушен к алкоголю.Снизилось настроение без суточной динамики, сложившаяся ситуацияпредставлялась безвыходной.
Продолжал справляться с работой, однакодистанцировался от коллег, те начали раздражать своим весельем, шутками,стремился побыть в одиночестве.Понесколькоразперечитывалинформациювинтернетеопредполагающемся заболевании, неизменно приходил к выводу, что прогнозпредставляется плохим. Помимо самого заболевания боялся осложненийпредполагаемого лечения – опасался не проснуться после наркоза, тяготилсявозможнымоперативнымудалениемяичка,побочнымиэффектамихимиотерапии.Стал испытывать тянущие боли в области яичка, которые усиливались навысоте тревоги, временами испытывал тошноту, головокружение.Родным о наличии заболевания первое время не сообщал, боялся, что тезаставят его обратиться к врачам против его воли.















