Диссертация (1140054), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Сеченова.Института13Соответствие диссертации паспорту научной специальностиПредставленная диссертация соответствует шифру научной специальности14.01.11 – нервные болезни, а также области исследования, согласно пункту 12паспорта научной специальности «нервные болезни» (Неврология нарушений снаи бодрствования)ПубликацииОсновное содержание диссертационного исследования отражено в научныхработах соискателя, в том числе в 7 статьях по теме диссертации, среди которых 2обзорных статьи и 2 статьи с результатами исследования, опубликованные вжурналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.Объем и структура диссертацииРабота изложена на 135 страницах текста, состоит из введения, 3 глав –обзора литературы, эмпирической части (материалы и методы, полученныерезультаты), обсуждения результатов; выводов, практических рекомендаций,списка литературы и приложений.
Библиографический указатель содержит 145источников литературы: 30 отечественных и 115 иностранных источника. Вработу вошли 11 таблиц, 5 диаграмм14Глава 1. Обзор литературы1.1. Определение и критерииИнсомния – распространенное заболевание, котороехарактеризуетсясубъективным ощущением недостаточности ночного сна. Диагностическиекритерии ХИ (в соответствии с Международной классификацией нарушений сна3) включают:1.Любые жалобы на количество и качество ночного сна.oПресомнические: трудности засыпанияoИнтрасомнические:частыеночныепробуждения,трудностизасыпания после ночного пробужденияoПостсомнические: раннее утреннее пробуждение, отсутствие чувствабодрости утром2.Наличие достаточного времени и подходящих условий для сна.3.Ухудшение дневного самочувствия в связи с жалобами на сон: этижалобы могут включать как дневную сонливость и ухудшение настроения, так иголовную боль и расстройство функций ЖКТ, однако чаще всего пациентыжалуются на ухудшение памяти и внимания, снижение работоспособности,чувство усталости и/или обеспокоенность своим ночным сном.4.Жалобы беспокоят пациента не реже 3 раз в неделю.5.Жалобы сохраняются не менее 3 месяцев [22].1.2.
ЭпидемиологияРаспространенность эпизодических жалоб на нарушения сна в популяциидостигает 33%, увеличиваясь до 50-65% среди людей старше 65 лет [1].Результаты отечественных исследований распространенности инсомническихжалоб соответствуют данным мировой литературы. По результатам опроса 5,5тысяч жителей Москвы 45% респондентов отметили неудовлетворенностьночным сном [2]. Опрос 1500 жителей республики Чувашия показал, что 20%выборки отмечают частые или постоянные нарушения ночного сна [3].15Хроническая инсомния (ХИ), наблюдается у 4,4-6,4% людей в популяции[1], что сопоставимо с распространенностью сахарного диабета. Вместе с тем,далеко не все пациенты имеют четкое представление о том, кто и какимобразом должен лечить ХИ.
Это приводит к гиподиагностике и неправильномулечению нарушений сна с неконтролируемым приемом бензодиазепиновыхснотворных препаратов.1.3. Актуальность проблемыСиндром инсомнии является важным фактором травматизации на рабочемместе или при управлении автомобилем [4], а также причиной экономическихпотерь, связанных с лечением, пропуском работы и неполным выполнением своихрабочих обязанностей из-за плохого сна накануне [5]. Дневные проявленияинсомнии,втомчиследневнаясонливость,серьезноотражаютсянаработоспособности, даже если человек не берет выходной после бессонной ночи.Это явление носит название презентеизм (от англ.
present — присутствовать) –сотрудник присутствует на рабочем месте, но в силу плохого самочувствияработает менее эффективно, чем обычно. В исследовании 10.000 сотрудниковкрупных американских компаний было показано, что последствия презентеизмачаще становятся причиной увольнений по сравнению с абсентеизмом (отсутствиена рабочем месте из-за болезни). Годовые потери рабочего времени из-запрезентеизма при бессоннице в среднем составили 11.3 дня, а денежный ущербкомпаний, связанный с неудовлетворительным выполнением сотрудникомрабочих обязанностей $2,280 на человека, что превышает затраты страховыхкомпаний и ущерб работодателей при абсентеизме [23].Показано, что у лиц, страдающих инсомнией, оказывается в 3 раза меньше«эффективных» рабочих дней, чем у здоровых в связи с явлениями абсентеизма ипрезентеизма [3].Как правило, дневное ухудшение работоспособности пациенты связывают ссонливостью.
Выявление объективной связи между дневной сонливостью приинсомнии и когнитивно-поведенческими функциями методологически сложно,16что связано с минимальными и, в то же время, сложными для анализаизменениями. Поэтому ранние исследования демонстрировали противоречивыерезультаты [24]. Однако мета-анализ 2012 года показал, что пациенты синсомнией испытывают дефицит кратковременной, эпизодической памяти ипроблемы при решении задач [25].Помимо ухудшения качества жизни, сокращение времени ночного снаассоциировано с повышенным риском сердечно-сосудистых и метаболическихзаболеваний [6]. Согласно другим данным, наличие всех критериев ХИнеобязательно, риск развития артериальной гипертензии при любых жалобах наночной сон повышается на 5-20%, а общий риск смерти от сердечно-сосудистыхзаболеваний в течение 20 лет – на 45% [7].
Причиной этих заболеваний, вероятно,является повышение тонуса симпатической нервной системы, нарушенияциркадианныхритмоворганизма,гиперактивностиренин-ангиотензин-альдостероновой системы [8].ХИ ассоциирована с такими метаболическими заболеваниями, как сахарныйдиабет 2 типа, метаболический синдром. Патогенетическая связь между ними иукорочением времени сна или его фрагментацией опосредуется развитиеминсулинорезистентности [9], повышением уровня пептида, ответственного заувеличение аппетита (грелин) и уменьшением пептида, снижающего аппетит(лептин) [10].Предполагают, что хроническое сокращение времени сна может приводить кнедостаточной реализации функции глимфатической системы ЦНС, удаляющейтау-белок и бета-амилоид, накапливающихся в течение бодрствования. Такимобразом, ХИ может играть роль в развитии нейродегенеративных заболеваний,связанных с накоплением патологического белка [11, 12, 26]ХИ у пациентов с онкологическими заболеваниями развивается в 2 разачаще, чем в популяции [13].
Она возникает в результате комплексноговоздействия самого заболевания, сопутствующих аффективных расстройств ипобочных эффектов терапии и значительно влияет на прогноз17ХИ имеет высокую коморбидность с тревожными и депрессивнымирасстройствами[27].64%пациентасгенерализованнымтревожнымрасстройством сообщают о нарушениях сна, причем у 44-73% пациентов этинарушения начались после начала тревожного расстройства и лишь у 16-18% – до.Выявленный риск развития инсомнии при тревожном расстройстве составляет1.39-4.24. Наличие инсомнии, с другой стороны также сопровождаетсяувеличением риска возникновения тревожного расстройства в 1,43-3,64 раза.Около 20% пациентов с инсомнией имеют симптомы тревожного илидепрессивного расстройства [28]. Лечение одного из коморбидных расстройствзачастую оказывает благоприятный эффект на другое расстройство, что былопоказано в исследовании E.
Mason и A. Harvey (2014) [14]. Связи междупсихическими расстройствами с нарушением сна представляются настолькосложными, что в клинической практике почти невозможно определить, какоесостояние является основным, а какое – его осложнением. Инсомния можетпредшествоватьтревожномурасстройству,появлятьсяодновременноссимптомами тревоги или дебютировать в уже развернутой картине тревожногорасстройства [29]. При обследовании пациентов с нарушениями сна у 50%выявляются ассоциированные симптомы психического неблагополучия [15], в19,3–33% - клинически значимое тревожное расстройство [16]. В то же время до70% пациентов с генерализованным тревожным расстройством жалуются нанарушения сна [17].Сложности определения того, какое расстройство является первичным,послужило одной из причин того, что в третьей классификации расстройств сна2014 года 9 ранее выделявшихся клинических и этиопатогенетических подтиповинсомнии (адаптационная, психофизиологическая, парадоксальная, инсомния,связанная с нарушениями гигиены сна, идиопатическая, детская поведенческаяинсомния, инсомния при психических, соматических заболеваниях и призлоупотреблении психоактивными веществами) были объединены в 3: острая,хроническая и инсомния, не классифицируемая, как острая или хроническая [22].18Внезависимостиоттого,являетсялиинсомнияфактором,способствовавшим развитию психического заболевания, или развивается на фонеимеющихся заболеваний, её лечение должно проходить с учетом сопутствующейпсихопатологии.1.4.
Патогенез инсомнииПатогенез ХИ описывается 3П-моделью, предложенной в 1987 годуШпильманом. Такое название она получила в связи с тем, что рассматривает тригруппы факторов, ответственных за развитие инсомнии: предрасполагающие(predisposing), провоцирующие (precipitating) и поддерживающие (perpetuating)[18] (Рис.1).Горизонтальная ось соответствует времени, вертикальная - интенсивностидействия каждого из 3-х факторов развития инсомнии. Пунктирной линиейобозначено гипотетическое пороговое значение интенсивности воздействияфактора, при превышении которого возникают клинические проявлениянарушения снаРисунок 1.















