Диссертация (1140011), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Фототрихография проводилась наприборе Aramo SG для проведения данного обследования в теменной ивисочной области волосы сбривались с помощью триммера на небольшомучастке волосистой части головы – до 1см2. Через 2-3 суток на выбритыеучастки наносился краситель, после смывания которого, проводилисьизмерительные процедуры прибором.В связи с частым формированием аффективных отклонений упациенток АГА в рамках данной диссертационной работы проводилосьпсихологическоетестированиесопределениемстепенитревожно-депрессивного синдрома по шкалам Гамильтона и качество жизни припомощи опросника, разработанного Finlay AY – ДИКЖ. Впервые вдерматологическойпрактикеприменилосьисследованиеотношенияпациенток к заболеванию при помощи опросника Бехтеровского института(ЛОБИ) который был разработан с целью диагностики типов отношения кболезни и других, связанных с нею личностных отношений у больныххроническими заболеваниями.После завершения первого этапа все больные были разделены на двегруппы в зависимости от проводимой терапии.
Больные группы I (n=27)получаликомплекснуюкомбинированноготерапиюоральногосиспользованиемконтрацептива,современногосодержащего20мкгэтинилэстрадиола в форме бетадекс клатрата и 3 мг дроспиренона (Джес) по1 таблетке в день и раствора миноксидила 2% – 2 раза в день местно втечение 6 месяцев; в группе больных II (n=28) проводилась комплекснаятерапия с использованием метформина (Глюкофаж) по 1000 мг в день ираствора миноксидил 2% – 2 раза в день местно также в течение 6 месяцев.Группу контроля III составили 25 женщин с АГА, которым проводиласьтолько местная монотерапия с использованием 2% раствора миноксидилатакже 2 раза в день 6 месяцев.87Базовым программным обеспечением для выполнения статистическогоанализа в данном исследовании являлась Statistica 8.0.
Полученные данныебыли представлены в зависимости от вида распределения с помощьюописательной статистики (среднее значение, стандартное отклонение,медиана, минимальное и максимальное значения, размах, квартили,распределение – для количественных переменных, число, доля, числовалидных случаев – для качественных переменных).Межгрупповоесравнениевдвухнезависимыхгруппахдляколичественных показателей производился с помощью дисперсионногоанализа ANOVA или с применениемt-критерия Стьюдента для 2-хнезависимых выборок или критерия Краскелла-Уоллиса при получениираспределений, не соответствующих нормальному закону. Качественныепоказатели оценивались при сравнении критерия χ2.с поправкой Йетса нанепрерывность, для вычисления которого прибегали к построению «сетки2х2» и «3х2», а также точный критерий Фишера для небольших выборок.Статистически значимыми считались отличия при р<0,05(95% уровеньзначимости) и р<0,01 (99% уровень значимости).Все женщины, вошедшие в исследование, предъявляли жалобы напоредение волос.
Помимо этого 47/58,75% пациенток испытывалинеудобства из-за повышенной жирности кожи волосистой части головы,29/36,25 – вследствие жирности кожи лица и верхней части туловища.51/63,75 больных отмечали симптомы акне на коже лица и туловища,21/26,25% – повышенный рост волос на лице и конечностях, а 49/61,25% –быстрое увеличение массы тела.В большинстве случаев первые симптомы андрогенетическойалопеции женщины начинали отмечать в период от 20 до 27 лет, однакодругие признаки андрогенной дерматопатии были зарегистрированы снаступлениемменархеилизанесколькоменструальной функции.88летдоформированияГенетическое обследование выявило, что АГА определялась у49/61,25% матерей больных.Гинекологический анамнез и обследование выявило достовернобольшее количество заболеваний органов малого таза у женщин с АГА, чем вгруппе сравнения. Наиболее часто был диагностирован эндометриоз ибесплодие,дисфункциональныеобщеклиническомобследованииматочныевыявлялиськровотечения.заболеванияПрищитовиднойжелезы и ожирение, патология сердечно-сосудистой системы, заболеванияжелудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата.
Отсутствиесопутствующей соматической патологии у женщин без признаков АГАрегистрировалось в три раза чаще.Оценка степени тяжести андрогенетической алопеции по шкалеЛюдвига-III показала, что у большинства (39/48,75%) пациенток былазарегистрирована I степень поредения волос, и в равной степени – II степень(21/26,25%) и III степень (20/25,00%), с достоверными признакамизависимости тяжести АГА от возраста, что было подтверждено даннымикорреляционного анализа.При клиническом обследовании женщин, вошедших в исследование,определялась степень гирсутизма.
Преимущественно определялась IIгирсутизма (15,37±1,09 баллов) с его выявляемостью у 52,50% женщин сАГА и только у 2/8,00% в группе сравнения. При этом не была определеназависимость тяжести алопеции от степени гирсутизма.Оценкауглеводногоандрогенетическаяалопецияинсулинорезистентности:статусауосновнымидостоверноженщинвыявила,являетсяхарактеристикамичтомаркеромнарушенийуглеводного статуса у больных женщин уровень глюкозы до и посленагрузки не отличался от средних значений в группе сравнения, однако,анализ уровня инсулина выявил его элевацию у 85,00% больных сдостоверным превышением его средних значений в группе сравнения, как донагрузки, так и после.89Жировой обмен у женщин с АГА характеризовался достовернымповышениеЛПНПитенденциейкповышениютриглицеридовихолестерина, а также снижением ЛПВПИнтересно, что, несмотря на то, что АГА является клиническимпризнаком гиперандрогении отклонения в гормональном статусе былиустановлены только у 22,50% больных, что проявлялось повышением уровняЛГ, ДГЭА-С и лептина и снижением ПССГ (р≤0,05).Распределение пациенток при АГА и метаболических отклонениях поиндексу массы тела показало, что нормальные значения данной величины(18-25 кг/м2) определялось у достоверно меньшего количества женщин(19/23,75%), чем в группе сравнения (19/76,00%) (р≤0,05).
При этомколичество женщин с АГА со значениями ИМТ более 27кг/м2было38/47,50%, а в группе сравнения – 1/4,00% (р≤0,05). Таким образом,клиническиепризнакиметаболическихотклоненийуженщинсандрогенетической алопецией наблюдаются у большинства больных ивстречались достоверно чаще, чем у женщин без признаков поредения волос.У 100% больных женщин с АГА и метаболическими отклонениями притрихоскопическом исследовании регистрировались миниатюризированныеволосы, реже – перипиллярные желтые пятна и фокальная атрихия.Результаты фототрихограммы выявили снижение плотности волос втеменной зоне у больных АГА. У здоровых женщин соотношение плотностиволос в исследуемых областях было обратнопротивоположным сувеличением плотности волос в теменной области и истончением взатылочной области.
Было также установлено, что при АГА наблюдаетсянарушение соотношение процента анагеновых и телогеновых волос в ТО –1,49±0,95 с увеличением роста веллюсоподобных волос до 22,18±2,05% посравнению с показателями в группе сравнения – 8,35±1,27 (р≤0,05) присодержании веллюсоподобных волос 4,64±1,06% (р≤0,05). Сравнительныйанализ средних значений диаметра волос показал достоверное его снижениев ТО при АГА по сравнению с ЗО и значениями в группе сравнения как в ТО,90так и в ЗО. Таким образом, проведение фототрихограммы позволилоустановить морфометрические особенности роста волос при АГА у женщин.Было проведено изучение психологического статуса больных женщинс АГА и метаболическими отклонениями. Установлено, что у женщин приданном заболевании имеется в большинстве случаев коморбидность поаффективным расстройствам, которая характеризовалась депрессией легкойстепени не зависимо от тяжести течения алопеции.
Отмечался также итревожный синдром, выраженность которого имела прямую зависимость оттяжести АГА. Интересно отметить, что при проведении тестированияпациенток не было установлено прямой корреляционной зависимостипоказателей ДИКЖ, хотя степень влияния заболевания на качество жизнибыло достаточно значительным.Помимо оценки психосоциального статуса был проведен опрос с цельювыявления типа отношения женщин к заболеванию. Было установлено, чтоженщины с АГА имеют преимущественно сенситивный и неврастеническийтипы отношения к заболеванию. Подобное отношение к АГА обуславливалонедоверие к врачам и снижение приверженности пациенток к лечению.Среди них доминировало мнение о том, что их состояние волос не поддаетсякоррекции и заболевание неизлечимо.
При этом страх полной потери волосотмечался крайне редко.Послепроведениескрининговогообследованиябольныебылиразделены на три группы путем рандомизации. В сформированных группах (Iи II) проводилась комплексная терапия с топическим использованием 2%раствора миноксидила 2 раза в день у всех больных. Помимо этого в группе I(n=27) применялась терапия с системным использованием комбинированногоорального контрацептива Джес непрерывно 1 раз в день в течение 6 месяцев,а в группе II (n=28) – препарат Глюкофаж в дозе 1000 мг в сутки также втечение полгода.
Группу III (контроль) составили 25 женщин с АГА,которые проходили лечение с использованием монотерапии препаратомминоксидил 2% раствор местно 2 раза в день 6 мес.91В результате проведенной терапии наиболее быстро прекращениевыпадения волос отметили женщины второй группы. Уже через 2 месяца отначалалечениятолько32,14%пациентокэтойгруппыотмечалипродолжение выпадения волос по сравнению с первой и третьей группой, гдена этом этапе терапии в большинстве случаев продолжалась потеря волос.Через полгода отмечалась та же тенденция: количество пациенток,предъявлявших жалобы на выпадение во второй группе в 10 раз быломеньше, чем в остальных группах.Клиническая оценка симптомов АГА в динамике на фоне терапиипоказала, что в наибольшем проценте случаев устранение КП АГА былозарегистрировано во второй группе, где использовалась комплексная терапияс метформином и миноксидилом.
В первой группе количество женщин времиссии после лечение также было достоверно больше, чем в контроле, номеньше, чем во второй, а процент женщин со II и III степенью АГА висследуемых группах был достоверно меньше, чем при монотерапииминоксидилом (р≤0,05). Было отмечено, что комплексная терапия такжеспособствовала снижению выраженности гирсутизма, чего не наблюдалосьпри монотерапии.Анализ динамики показателей метаболического статуса установил, чтоиспользование метформина в комплексной терапии АГА привело не только кнаилучшим клиническим результатам, но и способствовало нормализациипоказателей обмена углеводов и жиров.















