Диссертация (1140011), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Так, после леченияувеличилось количество женщин, у которых заболевание незначительновлияет на повседневную активность и сексуальную жизнь и уменьшилось счрезвычайно сильным и очень сильным влиянием на жизнь.803.5.6. Переносимость различных методов лечения и отдаленныерезультаты терапии АГА у женщин с метаболическими отклонениямиВажным аспектом проведения терапии и в оценке ее эффективностиявляется регистрация нежелательных явлений (НЯ). В связи с тем, что всеженщины с АГА (80/100%) не зависимо от группы применяли местнуютерапию с использованием 2% раствора миноксидила, то основнымиосложнениями, которые были зарегистрированы это были нежелательныеявления, связанные с его применением. Помимо этого также былизарегистрированы НЯ от применения системной терапии (таб.
№19).Таблица №19Нежелательные явления, зарегистрированные во время леченияженщин с АГАГруппа I(n=27)Группа II(n=28)Группа III(n=25)Дерматит в/ч головы14/51,85%15/53,57%13/52,00%Рост нежелательных волос9/33,33%11/39,28%19/76,00%Себорея4/14,81%2/7,14%16/64,00%Отеки7/25,93%--Тромбоз вен2/7,41%--11/40,74%---4/14,28%-ПоказательУвеличение массы телаДиареяВо время лечения в среднем половина женщин отмечали появлениесухости и эритемы на коже волосистой части головы. У 7/8,75% пациентокместная реакция носила интенсивный характер, что потребовало временногоотказа от наружной терапии, и было связано с обильным нанесениемраствора миноксидила на кожу. Рост нежелательных волос в третьей группебыл зарегистрирован у подавляющего большинства больных, а в группах, где81применяласьсистемнаясоответственно,чтотерапиядостовернотолькоу9/33,33%меньше,чемприи11/39,28%монотерапиисиспользованием 2% раствора миноксидила.
Такая же тенденция отмечалась ив отношении явления гиперпродукции кожного сала. Так перхоть иповышенная жирность кожи в большей степени выявлялась у женщин изтретьей группы (16/64,00%) и у 4/14,48% – из первой группы и у 2/7,14% вовторой группе, что потребовало отмены КОКа.
Отеки, тромбоз вен нижнихконечностей и увеличение массы тела наблюдалось в группе, гдеприменялась комплексная терапия с использованием комбинированногоорального контрацептива, а диарея – в группе, где в качестве системногопрепарата применялся метформин. В целом НЯ не являлись серьезными и нетребовали полного прекращения проводимой терапии за исключением 2-хженщин из первой группы с тромбозом вен.На заключительном этапе исследования проводился анализ отдаленныхрезультатов лечения (через 6 месяцев после окончания терапии) (таб. №20).Таблица №20Отдаленные результаты терапииСтепень тяжестиАГАГруппа I(n=27)ПЛ6 месГруппа II(n=28)ПЛ6 месГруппа III(n=25)ПЛ6 месI степень15/55,56%7/25,93%*11/39,29%9/32,14%10/40,00%11/44,00%II степень4/14,82%16/59,26%*2/7,14%5/17,85%*9/36,00%12/48,00%III степень1/3,70%1/3,70%003/12,00%2/8,00%Отсутствие КПАГА7/25,93%3/11,11%*15/53,57%14/50,00%3/12,00%-* различия достоверны по сравнению с показателями после лечения при значениях р≤0,05Из таблицы следует, что единственной группой, где не былодостоверных различий по количеству женщин без клинических признаковАГА через полгода после окончания лечения, была вторая группа, где82применялась комплексная терапия с использованием метформина и раствораминоксидила.
Однако во всех группах, кроме третьей, увеличилоськоличество больных со второй степенью алопеции, а достоверноеуменьшение пациенток с первой степенью обнаружилось только в группе I.Таким образом, наиболее стабильный клинический результат был отмечен вовторой группе больных, но тенденция к возникновению рецидива отмечаласьу всех пациенток.83ГЛАВА IVОБСУЖДЕНИЕ4.1. ЗаключениеАлопеции по настоящее время остаются чрезвычайно актуальнойпроблемой, занимая в структуре дерматологической патологии значительныйудельный вес [17].
Одним из самых распространенных видов пореденияволос является андрогенетическая алопеция (АГА), которая встречается всреднем от 12% до 40% у женщин в зависимости от возраста, способствуяформированиюкосметическихдефектовисоциальнойдезадаптациибольных. Косметическая составляющая болезни играет ключевую роль иявляется поводом обращения женщин к врачам различных специальностей.Важным аспектом является тот факт, что начало клинических проявленийАГА у женщин приходится на период 20-30 лет, когда женщины находятся внаиболеетрудоспособномвозрасте,атакжекрайнеактуальнакоммуникативная деятельность пациенток с целью формирования семейныхотношенийирожденияпотомства.Психологическиеотклонения,возникающие в результате потери и истончения волос обуславливают нетолько формирование замкнутости и отчужденности, а также и формируютдевиантное поведение у больных, что в свою очередь может оказыватьвлияние как отношение с родственниками и сослуживцами [19].На сегодняшний день подтверждена ведущая роль отклоненияметаболизма андрогенов в развитии АГА, что прежде всего определяетсяактивностью фермента 5α-редуктазы и дигидротестостерона.
Также былавыявлена прямая зависимость между уровнями инсулина и андрогенов исделан вывод, что причиной гиперандрогенемии является гиперинсулинемия(Vloten WA, Haselen CW, Zuuren EJ, 2002; Кузнецова И.В., 2005).Лечение андрогенетической алопеции является сложной задачей ичасто не приводит к успеху. Разработка комбинированной терапииандрогенетическойалопециисучетом84метаболическихотклоненийоткрывает перспективы лечения данного заболевания без использованиясильнодействующих препаратов.Целью настоящего исследования являлась оптимизация терапииандрогенетическойалопецииуженщинсучетомметаболическихотклонений.Для реализации цели на кафедре кожных и венерических болезнейМГМСУ им А.И. Евдокимова была разработана программа исследования,которая была одобрена на локальном этическом комитете и проблемнойкомиссии.
При проведении скрининга было обследовано 210 женщин централечебнойкосметологииандрогенетической«Даная»алопецииисклиническимивыявленнымисимптомамиметаболическимиотклонениями. В результате отбора пациенток в соответствии с критериямивключения и несоответствии с критериями исключения в исследование быловключено 80 больных женщин с АГА и 25 здоровых женщин (безклинических проявлений АГА и другой дерматологической патологии),которые составили группу сравнения.Возраст больных колебался от 23 до 45 лет, а показатели среднеговозраста больных – 37,42±4,06 лет, что соответствовало возрасту женщин изгруппы сравнения – 36,24±4,58 лет (p≥0,05). При этом в исследуемой группепреобладали женщины в возрасте от 31 до 40 лет, то есть они находились какв репродуктивном возрасте, так и в период наибольшей работоспособности.Исследование социального статуса показало, что большинство женщинс АГА и метаболическими отклонениями имели высшее образование –63/78,75%, занимали управляющие должности – 34/42,50%, реже являлисьслужащими – 26/32,50% или рабочими – 12/15,00%.
То есть активнаясоциальная позиция женщин, вошедших в исследование, диктоваланеобходимость косметического комфорта.Все женщины и в группе сравнения прошли строго регламентируемыйплан обследования в рамках данного исследования. Регистрация данныханамнеза больных женщин с андрогенетической алопецией проводилась на85основании результатов опроса и данных амбулаторных карт, при которойпроизводилсяучетсведенийопродолжительностизаболеванияигенетической предрасположенности.
Пристальное внимание было уделеножалобам больных, где учитывались и другие симптомы андрогенныхдерматопатий. Все подверглись общеклиническому обследованию у врачейспециалистов.При осмотре больных врачом дерматовенерологом проводиласьдифференциальная диагностика АГА с другими типами поредения волос,оценка тяжести данного типа алопеции в соответствии с шаблоном ЛюдвигаIII, выявлялась степень гирсутизма, наличие симптомов себореи исеборейного дерматита, акне.В рамках лабораторного обследования больных проводилась оценкапоказателей биохимического исследования крови с оценкой углеводногостатуса и чувствительности тканей к инсулину на основании анализа данныхуровня базальной и постпрандиальной гликемии и иммунореактивногоинсулина (ИРИ) до и после нагрузки с использованием стандартногоперорального глюкозотолерантного теста (ПГТТ), с расчетом индексаинсулинорезистентностиHOMA-IR.Биохимическоеисследованиепроводилось с целью выявления отклонений в липидном обмене при помощиопределения уровня общего холестерина, триглицеридов, липопротеидоввысокой очень низкой и низкой плотности.Учитывая знания о патогенезе АГА, проводилось исследование половыхстероидов,пролактина,тиреотропногогормона,кортизола,адренокортикотропногогормона,свободноготироксина,половыхлептинаистероидсвязывающих глобулинов.В рамках обследования женщин с целью выявления признаковметаболических отклонений определялся индекс массы тела, объемвисцерального жира и объем талии.Трихоскопия проводилась при помощи дерматоскопа PICCOLIGHT D2.5 V и заключалась в оценке трихоскопических признаков АГА с целью86дифференциальнойдиагностикиформыоблысенияиподтверждениядиагноза андрогенетической алопеции.















