Диссертация (1139999), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Во всехпроцедурах статистического анализа уровень статистической значимости рпринимался равным или менее 0,05.35Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ3.1 Клинико-психопатологические особенности невротическихдепрессий с паническими атакамиПервую клиническую группу составили 30 больных невротическойдепрессией с паническими атаками, из них 22 женщины (73,3%) и 8 (26,7%)мужчин. Средний возраст пациентов данной группы составил 29,4±7,4 лет.Изучаласьнаследственнаяотягощенность,личностныеособенностипациентов данной группы, основные показатели течения заболевания, клиническаяструктура депрессии, ее отдельные психопатологические проявления.Наследственность не была отягощена по психическим расстройствам у 13(43,3%) пациентов этой группы. У остальных в анамнезе отмечались указания нанаследственнуюотягощенностьаффективными,тревожно-фобическимирасстройствами, злоупотреблением алкоголем и психоактивными веществами (10%, 16,7 % и 30 % соответственно) (Рисунок 2).Невротические депрессии с паническими атаками, n=100%злоупотребление алкоголоеми ПАВ30,0%16,7%10,0%43,3%тревожно-фобическиерасстройствааффективные(депрессивные)депрессивные расстройстваРисунок 2.
– Наследственная отягощенность больных невротическимидепрессиями с паническими атаками36Выявлены особенности течения заболевания в данной группе. Так, среднийвозраст начала заболевания составил 26,5±3,9 лет. Регистрировался один (1,3±0,6)депрессивный эпизод продолжительностью в среднем 9,74±4,1 месяцев. Впервыеза специализированной психиатрической помощью обратились 76,7% пациентовгруппы, повторно – 23,3%. Амбулаторно лечились 66,7%, в условиях стационара –23,3% пациентов.При изучении преморбидных личностных черт пациентов данной группы,отмечены следующие особенности: преобладали психастенические и истерическиечерты личности (50 и 36,7 % соответственно), в свою очередь гипертимные ишизоидные черты были представлены незначительно (10 и 3,3 % соответственно)(Рисунок 3).Невротические депрессии с паническими атаками, n=100%3,3%психастенические10,0%истерические50,0%36,7%гипертимныешизоидныеРисунок 3.
– Структура преморбидных личностных особенностей уобследованных больных невротической депрессией с паническими атакамиДепрессии данной клинической группы были легкой и средней степенитяжести. Средний балл по MADRS составил 21,9±4,3. Психопатологическидепрессия проявлялась снижением настроения, психической и двигательнойактивности, сочетаясь с соматическими и вегетативными проявлениями.37В структуре депрессии преобладал тревожный компонент, отчетливопроявляющийся у 83,3% пациентов данной группы в виде гипотимии,сочетающейсясощущениемнеопределеннойугрозыинадвигающейсякатастрофы, несчастья, с диффузным разлитым чувством внутреннего напряжения.Значительно реже, - в 16,7% случаев были представлены меланхолическиесимптомы в виде нестойких жалоб на тоскливость, уныние, печаль.В 73,3% случаев пациенты отмечали выраженное снижение интересов,жалуясь, что они забросили свои увлечения, стали меньше интересоватьсяпроисходящем в рабочем коллективе, в семье, перестали следить за музыкальными,театральными, книжными и кинопремьерами, без чего раньше не обходились.Описанное снижение интересов сочеталось с явлениями ангедонии: в 23,3 %случаев пациенты отмечали отчетливое снижение способности получатьудовольствие от прежде радостных и приятных занятий, в остальных случаяхпациенты в той или иной мере сохраняли способность увлечься любимым делом,общением с близкими и родными, по их образному выражению, «немногоотвлекаясь» от своего состояния и «преодолевая депрессию».В структуре депрессий достаточно часто были представлены снижениесамооценки и идеи самообвинения (70,0% и 43,3% соответственно).
Так, прирасспросе пациенты корили себя за то, что в последнее время не справлялись сосвоимиобязанностями,отмечаяпрофессиональнуюнесостоятельность,развившуюся, по их мнению, за время болезни, не уделяли должного вниманиясвоим близким. При этом, в 40% случаев декларируемая профессиональнаянесостоятельность была в изложении жалоб четко связана с таким проявлением,как трудности в концентрации внимания, выражающиеся в «невозможностисосредоточится», в «сбивчивости при изложении своих мыслей», «голова кипит,хватаюсь за все и не могу выделить важное».Многие пациенты отмечали нарушения сна: трудности при засыпаниивстречались у 60% исследуемых, ночные пробуждения - у 50%, ранние утренние38пробуждения - у 10%. При этом пациенты жаловались, что перед сном в тревогечасто вспоминали события прошедшего, беспокоились о событиях предстоящегодня, живо представляя свои возможные неудачи.
Ночные пробуждения возникалибеспричинно, либо же пациенты связывали их с кошмарными сновидениями.Ранние утренние пробуждения с отсутствием чувства сна, разбитостью,невозможностью вновь уснуть отмечались достаточно редко.Суицидальныетенденции наблюдались достаточно редко (6,1%) ивыражались лишь в мыслях соответствующего содержания, декларируемыхдемонстративно с определенной аггравацией своего состояния, и не доходящих донамерений и попыток.Более половины пациентов группы для облегчения своего состояния(уменьшения тревоги и напряжения) прибегали к употреблению алкоголя.Следует отметить, что наряду с вышеописанными признаками депрессии, вклинической картине в той или иной мере отмечались и различные атипичныесимптомы. Реактивность настроения выражалась в обратимости гипотимии в ответна реальные или предполагаемые положительные для пациента события.Выраженностьэтогосимптомабыларазличной:отнезначительногоикратковременного улучшения настроения, умеренного «отвлечения» от болезни, домаксимальновыраженного,ввидекратковременнойокрыленности,воодушевления, ощущения выздоровления.
Умеренно выраженный, этот признаквстречался в 23,3%, а в максимальном своем выражении – в 13,3% случаев.Больные также жаловались на выраженную усталость, сопровождающуюсяощущением движения с усилием, с отягощением, так называемый «свинцовыйпаралич». Отмечались также нарушения сна по типу гиперсомнии, выражающиесяв повышенной сонливости днем, увеличением общего времени сна.
Такой признак,как необходимость большего времени для перехода к полному бодрствованиюпосле пробуждения, в группе встречался незначительно и имел умеренно39выраженный характер, проявляясь лишь в виде незначительной сонливости,непроходящей усталости и увеличения времени для перехода к полномубодрствованию после утреннего пробуждения.Гиперфагия проявлялась в виде повышения аппетита и с постоянным частымупотреблением пищи, или же с эпизодическими приемами пищи в большихколичествах. Умеренно выраженный, этот симптом встречался у 13,3% пациентовгруппы.Личностная сенситивность, проявлялась в чувствительности к неприятию вмежличностныхвзаимоотношениях,вобидчивости,впредвосхищениинегативной, отрицательной оценки себя и своих поступков, в обвиненииокружающих, прежде всего близких, например родственников и коллег вравнодушии, некомпетентности в сравнении с самим пациентом и по отношению кнему, в формировании ограничительного и избегающего поведения с желаниемвнимания, признания его индивидуальности и исключительности.
Личностнаясенситивностьпредставляласобойслияниепатохарактерологическихистерических черт с гипотимией, встречаясь в 28,6 % случаев.Депрессиямданнойгруппынебылисвойственныклассическиепатологические циркадианные ритмы с ухудшением своего состояния утром и впервой половине дня, с некоторым улучшением к вечеру, напротив в 16,7% случаевотмечались атипичные инвертированные ритмы с ухудшением состояния во второйполовине дня, к вечеру. Сами пациенты связывали это с «усталостью от людей, отработы».
Сезонности в развитии депрессий данной группы не отмечалось.Средний балл тяжести панических атак по оценочной шкале тревоги Шиханасоставил 68,8±13,4, что отражало клинически выраженный уровень тревожногорасстройства.Представляем клиническую иллюстрацию: пациентка с невротическойдепрессией, в рамках которой развивались панические атаки.40Клиническая иллюстрация №1Больная Л., 29 лет.Анамнез (со слов больной, ее матери и по данным медицинскихдокументов): Отец военнослужащий, злоупотреблял алкоголем, неоднократнолечился у наркологов. По характеру требовательный, упрямый, вспыльчивый.Мать - преподаватель музыки, дружелюбная, добрая, жизнерадостная, активная.Беременность матери протекала без патологии, роды в срок, без осложнений.Пациентка единственный ребенок в семье.
С матерью отношения близкиедоверительные, «привязана к ней» Росла и развивалась нормально. Перенеславетряную оспу, без осложнений. Посещала детский сад, нравилось проводитьвремя в основном в компании сверстников, за подвижными играми. Когдапациентке было 7 лет, ее мать развелась с отцом из-за его злоупотребленияалкоголем. От второго брака матери у пациентки есть сводная сестра, отношения сней всегда были хорошие дружеские.
С отчимом отношения не сложились, как самаутверждает, в дальнейшем часто ревновала мать к нему, укоряла его в том, что необеспечивает на должном высоком уровне их материальное состояние. В школупошла с 7 лет, адаптировалась легко, быстро завязав множество знакомств ивыстроив дружеские отношения с большинством окружающих. Училась судовольствием, на отлично и хорошо, всегда стремилась получать высокие оценки,«быть лучше». Нередко, в случае если учителя не оценивали ее знаниймаксимальными оценками - обижалась, расстраивалась, в разговоре с матерьюобвиняла их в непомерно завышенных требованиях по отношению к ней. Вколлективе всегда стремилась к лидирующему положению, активно участвовала вобщественной жизни класса, нравилось готовить вечера, выступать на них, быть вцентре внимания.















