Диссертация (1139999), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Первая терапевтическая группа (получавшие АД+Т) в основном былапредставлена пациентами с невротической депрессией (65,0%) и в меньшейстепени рекуррентными и биполярными больными (25,0 и 10,0 % соответственно).Вторая терапевтическая группа, пациенты которой получали терапию АД+Т+НТ, восновном была представлена больными из клинических групп биполярной ирекуррентной депрессии, значительно реже – из группы невротической депрессии(52,3%, 38,6% и 9,1% соответственно). В третьей терапевтической группе81невротические, рекуррентные и депрессии при БАР были распределены примернов равной степени (33,3%, 30,6% и 36,1% соответственно).90%75%60%45%30%15%0%Клиническая группаНДРДРБАР65,0% *52,3% *38,6%25,0%10,0%АД+Т36,1%30,6% 33,3%9,1% *АД+Т+НТТерапевтическая группаАД+Т+АПр<0,05Рисунок 10. – Распределение Клинических групп депрессий втерапевтических группахДля оценки эффективности проводимого лечения,в терапевтическихгруппах регистрировали исходную тяжесть состояния и его изменения на 1-й, 2-й,4-й и 8-й неделях лечения по следующим показателям: балл по шкале MADRS; баллпо шкале ShARS, частота панических панических атак в неделю.
Во всех трехгруппах депрессии были легкой и умеренной выраженности, средний балл поMADRS составлял 24,5±4,0; 25,2±3,8 и 23,8±4,8 соответственно. Степень тяжестисопутствующих этим депрессиям панических атак, выражаемая средним баллом поShARS, составляла 67,5±13,8; 65,9±15,8; 63,3±14,2 баллов соответственно. Частотавозникновения панических атак в среднем составляла 6,0±2,3; 7,8±1,9; 7,0±2,5 разв неделю соответственно. Достоверных различий по этим исходным показателям втерапевтических группах не выявлено.На рисунке 11 представлена динамика состояния в виде редукции депрессиив терапевтических группах, выражающейся в уменьшении среднего балла по шкалеМАDRS.
Наибольшая эффективность в виде редукции тревожно-депрессивныхпроявлений наблюдалась в третьей терапевтической группе (АД+Т+АП) уже на82первой неделе терапии, в последующем лишь усиливаясь. Между первой и второйтерапевтическими группами (АД+Т и АД+Т+НТ соответственно) достовернозначимых различий выявлено не было. К 8-й неделе лечения показатель среднегобалла по шкале MADRS во всех трех терапевтических группах составлял менее 16баллов, что соответствовало отсутствию депрессии.*p<0,05Рисунок 11. – Динамика показателей по шкале MADRS в зависимости отиспользуемой терапевтической схемыДинамика состояния в виде уменьшения выраженности панических атак приприменении различных сочетаний психотропных препаратов, отражена на рисунке12.*p<0,05Рисунок 12.
– Динамика показателей по шкале ShARS в зависимости отиспользуемой терапевтической схемы83Максимальная эффективность в отношении проявлений тревоги в видевыраженности панических атак, отмечалась в третьей терапевтической группе. Вовсех трех терапевтических группах уже к концу 4-й недели лечения средний баллпо шкале ShARS составлял менее 30, что соответствовало отсутствию клиническивыраженного тревожного расстройства.Динамика уменьшения частоты панических атак (количества приступов внеделю) представлена на рисунке 13*p<0,05Рисунок 13. – Динамика частоты возникновения панических атак взависимости от используемой терапевтической схемыОбращает на себя внимание, что в терапевтической группе АД+Т на первойнеделе лечения отчетливо возникает учащение приступов тревоги, наряду суменьшением их выраженности и уменьшением выраженности тяжести депрессии.В дальнейшем, со 2-й недели наблюдается устойчивое уменьшение частотыпанических атак по мере развития действия антидепрессантов.
Учащениеприступов панических атак может быть объяснено общеизвестным побочнымдействием антидепрессантов в виде усиления тревоги в первое время приема,связанным с активацией серотонинергической нейромедиаторной системы.УчитываяличностныеособенностипациентовизгруппыНД,которые84максимально были представлены в данной терапевтической группе, этотнаблюдаемый феномен также можно объяснить ситуативно обусловленнойтревогой, связанной со стигматизирующей постановкой диагноза, началом леченияпсихотропными препаратами, неуверенностью в положительном результателечения, что находило отражение в жалобах пациентов. Во второй (АД+Т+НТ) итретьей (АД+Т+АП) терапевтических группах данного феномена не наблюдалось,при этом третья группа (АД+Т+АП) отличалась от первых двух максимальновыраженным уменьшением частоты панических атак уже на первой неделетерапии, с сохранением этой тенденции в дальнейшем, с практически полнойредукцией на 8-й неделе терапии. В завершение периода наблюдения отмечалиськрайне редкие незначительно выраженные эпизоды ситуативной тревоги, восновном наблюдаемые в первой терапевтической группе.Такимобразом,наиболееэффективнымоказалосьсочетаниеантидепрессанта и транквилизатора с антипсихотиком.
Данное сочетаниеобеспечивало быструю редукцию всей симптоматики, как тревожной, так идепрессивной, и при этом не приводило к учащению приступов тревоги на первойнедели терапии, что представляется важным для формирования комплаенса сучетом личностных особенностей пациентов данной группы.Терапевтическая группа, в которой пациенты получали нормотимик,значимых достоверных различий по редукции проявлений тревоги, депрессии ичастоте панических атак за период наблюдения не имела. Назначение нормотимиканикак не влияло на скорость редукции симптоматики на купирующем этапелечения.Однаконазначениенормотимикаоправданодляэндогенныхдепрессивных больных с паническим атаками с профилактической целью, дляпредотвращения рецидивов в дальнейшем, на этапе поддерживающей терапии.
Приназначениинормотимика,уженаэтапекупирующейтерапииможноруководствоваться выявленными ранее признаками, характерными для депрессийпри РДР и БАР (реактивность настроения, гиперсомния и гиперфагия).85Общепринятая схема лечения, включающая лишь антидепрессант итранквилизатор, показала меньшую эффективность в отношении скоростиредукции тревожно-депрессивных проявлений. Вместе с тем, у пациентов,получавших данную схему, отмечалось учащение приступов тревоги в первые днилеченияи,какследствие,возникаланеобходимостьвболеечастомдополнительном приеме транквилизатора для их купирования, что способствоваломеньшейкомплаентности,большейустойчивостиагорафобическогоограничительного комплекса, неуверенности в успехе терапии у этих больных.86Глава 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо данным различных источников отмечается высокая распространенностьдепрессий, сочетающихся с паническими атаками.
Проблема сочетания этихсостояний является значимой и актуальной, но в то же время недостаточноизученной, что не в последнюю очередь определило предмет нашего исследования.Данная проблема носит медико-социальный характер. В результате многихисследований установлено, что депрессии с паническими атаками имеют рядклинико-психопатологических, в том числе атипичных, проявлений, в зависимостиот нозологической принадлежности.
При этом, окончательного представления опсихопатологическом содержании таковых депрессивных состояний, различныхпо нозологической принадлежности, нет. При лечении этих расстройств, нередкоосуществляемом без учета клинических особенностей, отмечается ряд сложностей,среди которых наиболее распространенными являются: усиление тревоги напервых этапах терапии, что может существенно снижать комплаентность, с учетомличностных особенностей пациентов; замедленный терапевтический ответ;формирование резистентности и зависимости от широко применяемых в данномслучае бензодиазепинов.
Кроме того, чрезвычайно широкая распространенностьтревожныхпаническихрасстройстввпрактикеврачейсоматическихспециальностей, требует предложения ряда диагностических признаков, наосновании которых врач-соматолог сможет выявить депрессивное состояние длясвоевременногооказаниядиагностическиеиспециализированнойпомощи.психофармакотерапевтическиеусилияНередковсеоказываютсясконцентрированными лишь на феномене паркосизмальной тревоги, в то время каквне фокуса внимания остаются существующие клинико-психопатологическиеособенности депрессий, на фоне которых возникают панические атаки,позволяющиеосуществитьправильнуюдиагностикусболееточнойнозологической квалификацией и в зависимости от этого выбрать наиболееподходящую терапию.
Не вызывает сомнений, что депрессивные расстройства, прикоторых развиваются панические атаки, требуют подробного и пристального87многофакторного анализа клинической картины и применяемых подходов влечении. Отсутствие единого мнения относительно клинико-психопатологическиххарактеристик депрессий с паническими атаками и терапии этих расстройств,определило актуальность и дало основание для проведения этого исследования.Настоящее исследование было направлено на комплексное изучениеклинико-психопатологических особенностей депрессий с паническими атаками сразработкой эффективной терапевтической программы данных состояний. Былиизучены клинические особенности этих депрессивных состояний, частотавстречаемости и выраженность отдельных симптомов, наследственный анамнез,преморбидныечертыличностипациентовиэффективностьразличныхприменяемых психофармакотерапевтических схем.Критериями включения в исследование являлись: наличие депрессивногорасстройства легкой или умеренной степени тяжести в сочетании с паническимиатаками в рамках депрессивного эпизода (F32 по МКБ-10), или рекуррентногодепрессивного расстройства (F33 по МКБ-10), или в рамках депрессии прибиполярном расстройстве (F31 по МКБ-10), или же рамках расстройства адаптации(F43.2поМКБ-10);возрастпациентастарше18лет;добровольноеинформированное согласие пациента на участие в исследовании.
Критерияминевключения являлись: возраст пациента до 18 лет, острые галлюцинаторнобредовые состояния различной этиологии, психотический регистр психическихрасстройств, малопрогредиентная шизофрения, злоупотребление психоактивнымивеществами, наличие острых соматических и неврологических заболеваний,нежелание или неспособность пациента подписать информированное согласие научастие в исследовании, беременность, кормление грудью.В исследование были включены 100 пациентов, из них 53 (53,0%) мужчиныи 47 (47,0%) женщин.















