Диссертация (1138953), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Стабильность правовых явлений в контексте правовых ценностей: понятие, признаки, способы достижения // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 4 (5). С. 15-19.338См.: Милинчук Д.С. Коллизии как одна из причин препятствий для создания единообразного применениянорм права в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского. 2018. № 3. С. 133-139.151 нормы права, посредством которой будет урегулировано общественное отношение.Природа коллизионного права МЧП отличается от внутринациональных коллизий. Как уже отмечалось ранее, в большинстве случаев коллизионность национального права говорит о несовершенстве нормотворческойюридической техники, недоработках законодателя и т.д. Коллизия же в МЧПможет возникнуть даже в том случае, если национальное право каждой страны идеально. Коллизия национального права «живет» независимо возникающих споров в отношении регулируемых правом общественных отношений.Такая коллизия может быть даже никогда не обнаружена, существовать лишьна бумаге, не сталкивая интересы субъектов права.В международном частном праве коллизии не существует до тех пор,пока не возник конкретный спор, затрагивающий имущественные или личные неимущественные интересы участников правоотношения.
Таким образом, коллизии в МЧП невозможны, в принципе, если не возникло общественное отношение. Т.е. международные частные правовые коллизии возможны лишь в форме конкуренции.Тем не менее, хотя природа возникновения коллизий в национальном имеждународном частном праве разные, «механизм» действия коллизионногоправа един. Его задачей является поиск применимой нормы права.Стоит сказать и о способах, посредством которых эта задача можетбыть достигнута.
В силу природного различия коллизий в МЧП и национальном праве не идентичен и набор средств, применяющихся для решения коллизий.В международном частном праве возможны коллизии фактические,возникшей из противоречий разных правопорядков, т.е. в МЧП мы всегдаимеем дело с разрешением коллизий. Коллизии в международном частномправе нельзя устранить или предотвратить, поскольку для этого нам пришлось бы упорядочить все нормы права и создать единое мировое право,одинаковое для всех стран, что невозможно в силу национальных, культур-152 ных и иных различий. Единственные средства, которые могут помочь в достижении этой задачи – это коллизионные нормы и судебные решения.
ВМЧП невозможно применение толкования, мониторинга и других юридических средств и техник для ликвидации коллизий в праве. Да их и невозможноликвидировать в отличие от национального права, поскольку они не наносятвреда целостности правовой системы государства.Что же касается национальных коллизий, то их присутствие в правовыхи законодательных системах представляет собой действительную проблему,приводящую в итоге к подрыву веры в закон и правопорядок. Поэтому внациональном законодательстве, помимо разрешения коллизий, важную рольеще играют и такие задачи, как устранение вовремя обнаруженных в законодательстве коллизий и осуществление ряда мер по их предотвращению (См.Приложение 2. Способы предотвращении и разрешения юридических коллизий).Все эти аспекты не могут не отражаться и на содержательной сторонеструктуры национального и международного частного коллизионного права.Очевидным является факт, что ограничить круг субъектов, объектов и методов коллизионного национального права невозможно, мы не можем предсказать, когда и в какой сфере появится коллизия.
В международном частномправе эти вопросы являются более определенными. Участниками правоотношений могут быть только физические и юридические лица339, в редкихслучаях государства340. Объекты правоотношений также ограничены предметом правового регулирования международного частного права и возможнытолько в рамках него341.339См., напр.: Международное частное право: Учебник / Л.
П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева идр.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 11;Международное частное право: Учебник. В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. – М.: Статут, 2015 и др.340См.: Гл. 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г № 51-ФЗ.341Так, например, Г.В. Петрова определяет предмет МЧП как совокупность международных имущественных и личных неимущественных отношений с участием частных и публичных субъектов различной национальной юрисдикции, регулируемые международными унифицированными правовыми нормами и принципами, международными обычаями, национальными и международными коллизионными нормами, доктринами и судебной практикой (См.: Международное частное право : учебник для бакалавров / под общ. ред.
Г.В. Петровой. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. С. 23.153 Однако, не смотря на эти различия, на наш взгляд, эти правовые образования все же представляют собой единую систему. Известный исследователь международного частного права Л.П. Ануфриева отмечает, что «эволюции подверглась <…> квалификация принадлежности МЧП к внутригосударственной (национально-правовой) или международной системам права, т.е.его правовая природа. Скажем, начальным этапам развития международногочастного права свойствен международно-правовой «уклон», который проявлялся, например, в высоком авторитете такого начала, как comitas gentium –международная вежливость.
Его роль в некоторых государствах (Англия,США, Голландия) сохранялась вплоть до XX в. В дальнейшем более отчетливым становится внутригосударственно-правовой взгляд на характерМЧП»342.Сторонниками включения международного частного права в национальное право государства являются многие современные ученые343. Мытакже разделяем данную точку зрения. Коллизии МЧП являются лишь частным видом коллизий, имеющие, безусловно, свою природную, содержательную специфику. Все известные государству правила коллизионного регулирования межнациональных общественных отношений прописаны, как правило, в национальных законодательных актах (например, ГК РФ и др.) илимеждународных договорах.
И говорить о коллизионном регулировании межнациональных общественных отношений, как об отдельном правовом образовании, не входящем в систему национального права, было бы некорректно,поскольку оно все же не имеет собственных способов правового регулирования и коллизионные нормы используются на любом уровне законодательства, и на национальном в том числе, хоть и гораздо реже, чем в международном частном праве.342Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 1. Общая часть: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2002. С. 1.343См., например: Международное частное право: Учебник / Л.
П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С.39.154 Такой подход объединения норм национального и международногоправа в один единый правовой институт не является революцией в теорииправа. Так, например, Т.Я. Хабриева обосновала идею наличия в системеправа миграционного права, представляющего собой комплексный межотраслевой институт и включающий нормы, регулирующие общественные отношения по поводу определения и установления объема правового отдельных категорий мигрантов нормами национального и международного права344.Нормативная структура коллизионного права, т.е.
совокупность всехнорм, составляющих коллизионное законодательство, состоит из международного частного права, представляющего собой комплекс правовых нормвнутригосударственного законодательства, а также норм международных договоров, принятых и ратифицированных Российской Федерацией, регулирующих гражданские частные и трудовые отношения, осложненные иностранным элементом и норм национального законодательства, определяющих порядок выбора нормы, регулирующей общественное отношение, по поводукоторого существует коллизия.Вышеуказанные рассуждения указывают на возможность выделенияколлизионного права в качестве межотраслевого института, содержащегонормы международного и национального права, определяющего порядок выбора регулирующей нормы права.344См.: Хабриева Т.Я.
Миграционное право России. Теория и практика. М.: Контраст, 2008. – 336 с.155 §-3.4.Коллизионные нормы и их роль в механизме правового регулированияКоллизии в праве – явление отрицательное, поскольку создает множественность норм по одному вопросу и затрудняет урегулирование общественного отношения, связанное с трудностью выбора нужной нормы права.В связи с этим существует потребность «борьбы» с этим явлением.Коллизионными нормами можно ликвидировать или нивелироватьколлизии в праве. Коллизионные нормы представляют собой нормы, посредством которых осуществляется выбор применимой правовой нормы в регулировании конкретного общественного отношения.
Коллизионные нормы нерегулируют общественные отношения непосредственно, они, как и бланкетные или ссылочные нормы, лишь определяют, к какой норме следует обратиться для правового регулирования конфликтной ситуации.Природа коллизионного права, прежде всего, раскрывается через саминормы коллизионного права и их объединение внутри системы права.















