Диссертация (1138953), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Данное направление начало развиваться в связи с появлениемисследований о коллизионном праве как о федеральном коллизионном праве(Ю.А. Тихомиров, И.А. Стародубцева), а также закреплением правила, чтооно находится в исключительной компетенции Российской Федерации (п.«п» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации).Дискуссионность этих двух гипотез продолжает развиваться и сегодня,хотя многими исследователями в области международного частного правауже признается существование национального коллизионного права.
Так,этот вопрос широко обсуждался на Зимней школе молодых ученых – 2016«Правовая система Российской Федерации и международное право: проблемы взаимодействия и правоприменения». И такими специалистами в областимеждународного права, как профессор А.Я. Капустин, профессор Л.П.
Ануфриева, профессор А.Г. Волеводз, профессор П.А. Калиниченко, профессорБ.Л. Зимненко, А.С. Исполинов было высказано мнение в пользу существования национального коллизионного права и даже его приоритета над международным.327Так, например, Ю.М. Акимова пишет, что «коллизионное право – особая часть в структуре международного частного права, которая по степени важности даже превосходит все остальные его составные части».См.:.Акимова Ю.М. Принципы международного частного права. Дисс. на соиск. степ. канд.
юридич. наук.М., 2015. С. 31.147 Стоит сказать, что в международное коллизионное право мы включаемтолько коллизии, возникающие в сфере международных частных правоотношений. Коллизиии же международного публичного права, а, главное их разрешения очень политизированы и находятся в сфере дипломатии и политикив гораздо большей степени, нежели в правовой.Коллизионное право является основой международного частного права. Зачастую, говоря о «коллизионном праве» понимается именно международное частное право, эти понятия отождествляются.
Тем не менее, многиеученые-юристы, в том числе и в области международного частного права,отмечают, что данный подход не является верным.Так, о несостоятельности данной позиции писал выдающийся ученыйМ.И. Брун, являющийся одним из создателей теории коллизионного права.Он указывал, что отождествление международного частного и коллизионного права возможно лишь в случае, «если только не забывать, в чем неточность» подобного отождествления. «В действительности, – писал автор, – вцелом ряде государств существуют области, в которых исторически возникшее гражданское законодательство продолжает действовать, в то время как вдругих частях государства действует совсем другое законодательство». М.И.Брун признавал коллизионность, как на международном, так и на внутригосударственном уровне, и отмечал, что на основании различных причин внутренние законы государства «могут коллидировать на почве частных интересов»328.Наличие коллизий во «внутреннем» праве отдельно взятого государства известно с давних времен.
Существование местных правопорядковвследствие собственных общинных статутов в Италии, различных кутюмовна территории Франции или «правд» в Германии в эпоху Средневековья, атакже проблема применения и выбора между ними необходимой нормы права указывает не на исключительный международный характер коллизионно328Брун М.И. Международное частное право // В кн.: Золотой фонд российской науки международного права. Т. II.
– М.: Междунар. отношения, 2009. С. 111-112.148 го права, но так же и на внутренние проблемы данного института права. Так,М.И. Брун пишет: «В Германии начали заниматься конфликтными вопросамив XVI веке; интерес к ним вызывался почти необозримым множеством местных источников права, действовавших в политически раздробленной стране,не взирая на рецепцию римского права»329.Неоспорим факт, что родоначальниками доктрины коллизионного права являются специалисты в области международного частного права. Но хотяпонятие «коллизионного права» и используется более длительное времяименно в области международного частного права, а не в теории права, темне менее, этот институт является достаточно молодым. Свое практическоеразвитие в России он получил лишь в середине XIX века.
Такие известныеученые как Д.И. Мейер, Н.П. Иванов, Ф.Ф. Мартенс, М.И. Брун, Т.М. Яблочков заложили основу теории коллизионного права, на которой, во многом,зиждутся и современные концепции специалистов-международников.Известный российский правовед Б.Э. Нольде отмечал, что «историярусского конфликтного права занимает немногим более полусотлетия. Но,как бы коротка она ни была, <…> в прошлом залог будущего развития русского коллизионного права»330.Задачей нашего исследования не стоит исследование природы международного коллизионного права в его историческом развитии.
Нам лишьнеобходимо выявить его суть на сегодняшний день и определить его связь собщей теорией коллизионного права, понять, как оно соприкасается с коллизионным правом, входит ли в него как структурный элемент или представляет собой независимый институт с тождественным названием.Прежде, чем приступить к ответу на главный вопрос данного параграфа, нам необходимо понять, что представляет собой коллизионное право врамках международного частного права. Стоит отметить, что существуют две329Брун М.И. Очерки конфликтного права: Конфликтное право постглоссаторов (XIII-XV вв.).
Теория статутов (XVI-XVIII вв.). Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 75.330Нольде Б.Э. М.И. Брун (1860-1916) и наука международного частного права в России // Вестник гражданского права. 1917. № 3-5. С. 7.149 основные позиции по этому вопросу. Первая из них, и основная, заключаетсяв том, понятия «коллизионное право» и «международное частное право»тождественны и представляют собой систему правовых норм государства, спомощью которых разрешаются коллизии относительно применимого праваи государственной юрисдикции331. Сторонниками данного узкого подхода копределению международного частного права как национальной системыколлизионных норм, применяющихся к отношениям имущественного и неимущественного характера между частными лицами и осложненных иностранным элементом, являются, в большинстве своем, родоначальники термина332, исследователи семьи общего права333.В широком же смысле под международным частным правом понимают«самостоятельное правовое образование, имеющее свой особый, специфический предмет (объект) регулирования, методы и источники, которые отличают его от близких, родственных с ним правовых систем: международногопубличного и внутригосударственного гражданского права»334.Так, профессор Н.Ю.
Ерпылева отмечает, что коллизии законов являются важнейшей категорией международного частного права (МЧП). В своихисследованиях профессор пишет, что «исторически основу МЧП всегда составляли коллизионные нормы, которые с юридико-технической стороныпредставляют собой наиболее сложные нормы, входящие в область МЧП».Также Н.Ю. Ерпылева указывает, что «коллизионными вопросами содержание МЧП не исчерпывается», однако «коллизионное право представляет собой сложную и весьма важную часть МЧП»335.Таким образом, современные представления учения российских исследователей международного частного права строятся на том, что коллизион331См., напр.: Garrison M., Davis R., Reitzel J., Severance G.
Contemporary Business Law and the Legal Environment: Principles and Cases. McGraw-Hill College, 1994. P. 1217.332См.: Story J. Commentaries on the Conflict of Laws. Boston, 1834.333См., напр.: Rogerson P., Collier J. Collier’s Conflict of Laws. Cambridge University Press, 2013; Brigss A. TheConflict of Laws (Clarendon Law Series). Oxford University Press, 2013.334Ерпылева Н.Ю. Международное частное право [Текст] : учебник для вузов / Н. Ю.
Ерпылева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 19.335Ерпылева Н.Ю. Эволюция коллизионного регулирования в международном частном праве России // Право и политика. 2014. №. 7.
С. 961.150 ное право является частью международного частного права и представляетсобой совокупность норм, которые применимы для урегулирования отношений частноправового характера, участниками которых являются субъектыразличных государств (т.е. осложненных иностранным элементом)336.Для того, чтобы определить, каково «соприкосновение» коллизионногоправа с институтом международного коллизионного права, прежде всего,необходимо выявить, в чем эти правовые образования «сходятся», а в чем«расходятся», провести аналитическое сравнение их целей, средств и структуры.Говоря о коллизионном праве как межотраслевом институте российского права, мы уже отмечали, что его главной задачей является достижениеопределенности и обеспечение стабильности права337.Во-первых, неопределенность и неоднозначность правового регулирования приводит к ситуации нестабильности, а, стало быть, право не можетсчитаться надежным регулятором.Во-вторых, отсутствие унифицированных правил поведения отрицательно сказывается на отношении людей к органам законодательной и исполнительной власти, не способным согласованно создать устойчивую систему иерархического законодательства338.Если же рассматривать коллизионное право как институт международного частного права, то мы сталкиваемся с тем, что коллизия в МЧП – этопротиворечие именно законов, проблема выбора правопорядка, в соответствии с которым будет разрешено противоречие.
Не смотря на то, что институт коллизионного права международного частного права оперирует лишьнормами писанного права, его целью также является выбор применимой336См., напр.: Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве / М.: Волтерс Клувер, 2007. –392 с.; Асосков А.В. Основы коллизионного права / М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 352 c.337См.: Милинчук Д.С.















