Диссертация (1138931), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Под пользователями Электронного ресурсногоцентраобщественногоконтроляпонимаютсяфизическиелица,зарегистрированные в установленном порядке на официальном сайтеЭлектронного ресурсного центра общественного контроля. Доступ кинформационнымресурсамЭлектронногоресурсногоцентраобщественного контроля, не содержащим персональных данных, долженбыть открытым.Безопасность информации в Электронном ресурсном центреобщественногоконтролядолжнабытьобеспеченапосредствомприменения организационных и технических мер защиты.Основныемерызащиты,которыеследуетиспользоватьвЭлектронном ресурсном центре общественного контроля: сертификация197Электронного ресурсного центра общественного контроля, а такжесредств его защиты; применение сертифицированных специальныхпрограммных средств и лицензионных программных средств общегоназначения, а также сертифицированных технических средств и средствсвязи; исключение несанкционированного доступа к Электронномуресурсному центру общественного контроля; обеспечение подлинностиицелостностиинформациивЭлектронномресурсномцентреобщественного контроля; защита информации при ее передаче по сетямсвязи и в сети Интернет; применение утвержденной в установленномпорядке эксплуатационной документации; организация и проведениеработ по обеспечению сохранности и работоспособности комплексовсредствавтоматизации;подготовкаработников,подтвержденнаясертификатом о праве эксплуатации комплекса средств автоматизации.Работы по обеспечению безопасности информации в Электронномресурсном центре общественного контроля должны проводитьсяорганизациями,имеющими лицензии на соответствующие видыдеятельности.
Электронный ресурсный центр общественного контроляне должен признаваться средством массовой информации.Важныммоментом здесьявляютсямеханизмыобеспечениягласности общественного контроля, и отдельный вопрос – правовоеобеспечение создания и функционирования Электронного ресурсногоцентра общественного контроля. По своей природе это должен бытьинформационной портал, в который включены все участники системыобщественного контроля.
Все участники процедур общественногоконтролядобровольно регистрируется на этом портале, размещаяинформациюосебе.Регистрацияосуществляетсявцеляхинформирования общественности: какие общественные слушания илиэкспертизы они провели, какие были достигнуты результаты, что о нихписали разные средства массовой информации и т.д. Перечень данных,необходимых для регистрации на сайте электронного ресурсного центра198общественного контроля, выделяются отдельно для регистрирующихсяграждан, организаций субъектов, объектов и организаторов. Поокончании регистрации генерируется индивидуальный регистрационныйномер, который обеспечит персонализацию участника.Создание ресурсного центра с возможностью доступа к нему черезсеть Интернет любого гражданина видится наиболее оптимальнымспособом соблюдения принципа гласности общественного контроля, таккак автоматически запускаются процедуры саморегуляции системыобщественногоконтроля.Всепроцессыпроисходятнавидупользователей, в режиме реального времени, что должно пресечь спорыо различных нарушениях.
Доступность и открытость информации здесьуравновешиваются требованиями конфиденциальности к сведениям,доступ к которым ограничен в соответствии с требования федеральныхзаконов. Процедура регистрации призвана показать гражданам важностьучастия каждого в мероприятиях общественного контроля и подчеркнутьперсональную ответственность гражданина за его действия.199ЗаключениеВ сфере общественного контроля, особо остро встаѐт вопрос обобмене информацией, о еѐ открытости. Причѐм здесь открытость можнорассматривать с двух сторон.
Во-первых, открытость информации,доступ к которой возможен при осуществлении процедур общественногоконтроля. Во-вторых, подразумевается открытость информации обосуществлении общественного контроля: о его объектах, избранныхформах, частично о субъектах, мероприятиях, выявленных нарушения(или наоборот поощрениях добросовестных проверяемых), а также орезультатах контроля. Подобная двусторонняя открытость также можетбытьосновойосуществлениемгарантииконтроляобщественногосамойконтроля,общественностиадлязаобъектовобщественного контроля – гарантией объективности контроля иминимизации нарушений при его осуществлении, причѐм нарушений собеих сторон.Однако корень всех бед здесь кроется в отсутствии единогосистемообразуещего нормативного правового акта, который изначальнозадал бы темп регулированию общественных отношений в сфереобщественного контроля, ввѐл бы единые правила игры для всехучастников этих правоотношений.
Приведѐнные в соответствие с этимзаконом нормативные правовые акты получили бы обоснованныйимпульс к обновлению, а в ряде случаев даже к радикальномуизменению. Факт появления такого закона запустил бы процесс созданияновых нормативных правовых актов, которые позволили бы охватитьособопроблемныесферы,нуждающиесявдополнительномрегулировании396. «Рабочим» такой закон могут сделать научные396На сегодняшний день мы имеем такие примеры – Федеральный закон «Обобщественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительногосодержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительногосодержания».200исследования вопросов общественного контроля, всестороннее изучениявозникающих проблем, с которыми специалисты сталкиваются напрактике, актуализация законодательства об общественном контроля,открытость для новшеств и инноваций.Проведѐнный общеправовой анализ неотвратимо указывает наинформационную природу контроля как правового явления.
Контрольможно рассматривать как процесс сбора, обработки и анализаинформацииоботклоненияхконтролируемогообъектаотсуществующей нормы с возможностью воздействия на объект в целяхустранениявыявленныхотклоненийвоизбежаниенаступлениянегативных последствий. Опираясь на такой концептуальный подход,автором проводилось исследование информационно-правовых аспектовобщественного контроля в РФ.Общественный контроль как правовое явление, прежде всего,неочевидно, но абсолютно правомерно базируется на праве граждан нанепосредственноеучастиевуправленииделамигосударствавсовокупности с правом на информацию.
Сейчас эта связь далеконеоднозначна, в связи с чем и происходит неверное толкованиесовременного законодательства и ограничение вышеобозначенных прав.Право на доступ к информации, в том числе, и при осуществленииобщественного контроля, зачастую ограничивается отказом органовгосударственной власти и местного самоуправления предоставитьинформацию на основании того, что она непосредственно не затрагиваетправа, свободы или обязанности обратившегося лица. Вместе с этимкаждый имеет право свободно искать и получать информацию любымзаконным способом. А органы государственной власти и органыместного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможностьознакомлениясдокументамииматериалами,непосредственнозатрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотренозаконом.
Акцент здесь сделан на «личный» характер информации, с чем201и связана обязанность еѐ предоставления, а вовсе не на исключительныйхарактер такого предоставления. На это же указывает и статья, вкоторую включено данное положение – она посвящена регулированиюинформации личного характера.Примиритьданноепротиворечиеможетвведениепонятия«общественные интересы».
Широко представленное в современномзаконодательстве понятие «общественные интересы»,инерционноперекочевав туда из советского права, увы, так и не получило своегонормативно закреплѐнного определения. Тем не менее, именнообщественныеинтересымогутстатьосновнымкритериемобоснованности общественного контроля, а также пресечения суженноготолкования двух конституционных прав, положенных в его основу.Действие в общественных интересах, а также защита общественныхинтересов субъектами общественного контроля, по аналогии с защитойнеопределѐнного круга лиц должны снять антагонизм права на доступ клюбой информации, доступ к которой неограничен, и права полученияинформации, лишь непосредственно затрагивающей права и обязанностиправообладателя.В защиту необходимости определения понятия общественногоинтереса на уровне федерального законодательства, следует отметить,что пробелы в праве, как то отсутствие определения такого правовогоявления как общественный интерес, открывают куда большее поле длянарушений закона, чем наличие пусть не идеального, но закрепленногозаконодательно определения, которое, по крайней мере, будет иметьофициальное толкование, что и внесѐт ясность в правоприменение.Предложенное автором определение общественных интересов неявляетсяоднозначным,«коллективность»еговнѐмделаетсяобладателей,попыткапроводитсяуказатьнааналогияснеопределѐнным кругом лиц.
Исследования в области правового202регулирования и определения общественных интересов необходимопродолжать.Органы государственной власти и местного самоуправленияявляются обладателями огромного массива информации, составляющейобщественной интерес. И необходимость предоставления доступа ктакой информации, при условии отсутствия законных ограничений,должна входить в обязанность обладателей. Кроме того, в ходеисследования подтвердилось, что здесь неоспоримо важна обратнаясвязь. Даже если был обеспечен беспрепятственный доступ приосуществлении общественного контроля, следующим немаловажнымшагом является реакция и учѐт результатов такого контроля.
Если приего проведении были выявлены нарушения или даже наступившие поэтой причине вредные последствия, необходим учѐт таких результатов,обязательный ответ проводившим контрольные мероприятия, сообщениеопроводимыхмероприятияхпрофилактическаярезультатовмераздесьобщественногоконтролирующихорганов,поустранениювидитсяконтролякоторымнарушений.допустимымдоКакдоведениегосударственныхподконтрольныпроверенныеобъекты.Особоострымвопросомявляютсябюджетных средств.Исследованияутверждениеозаконапроверкипоказали,невозможностипользователейчто,ограничениянесмотрядоступанакинформации об использовании бюджетных средств, на деле проследитьих движение оказывается сложно. После заключения государственныхконтрактов с коммерческими организациями, которые впоследствиимогут заключать договоры субподряда с другими организациями,сведения о бюджетных средствах переходят в «коммерческое русло», гдеуже никто не считает себя обязанным предоставлять доступ к такойинформации.















