Диссертация (1138854), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Фактически, с их противостояния и начался спор о том, что являетсяпервичным правовым началом: сознательный расчет или бессознательнаянеобходимость.Согласно обобщениям П.И. Новгородцева, для естественно-правовойдоктрины характерны следующие определяющие черты: а) совокупностьидеальных, нравственных представлений о праве; б) учение о произвольномустановлении права; в) попытка найти универсальную систему норм,пригодных для всех времен и народов; г) стремление придавать субъективнымпредставлениям о должно-дозволенном непосредственное значение241.Естественно-правовые учения по своей сути являются продуктомидеализма, метафизики, этики и положительным образом отвечают на вопрос отом, является ли право само по себе автономной силой, способной производитьизменения в окружающей действительности. Эти идеально-нравственныепредставления существовали во все времена, каждый раз притязая науниверсальное и непосредственное значение, вовсе таковым не обладая242.241Новгородцев П.
И. Историческая школа юристов ... С. 6.В качестве подтверждения сказанного достаточно вспомнить древнегреческуюавтаркию, средневековую теократию или современный идеал правового государства.242186Единственнымфактором,связывающимпроизвольностьзаконодателя,являются, таким образом, сами по себе идеи и уровень развития этих идей.Одним из первых в наиболее последовательной и практически значимойформе выразивших суть концепции естественного права в российскойюриспруденции был Л.И. Петражицкий. Так, он писал: «Право регулирует инаправляет поступки людей посредством психического воздействия, например(но не только), посредством возбуждения в нашей душе таких или иныхмотивов как сознательных причин положительных действий или воздержаний.Успешное действие права в этом смысле предполагает соответствие его спсихическою природой субъекта, от которого оно добивается такого или иногодействия или воздержания.
Иное психическое воздействие необходимо длянаправления поведения нравственно неразвитого, грубого субъекта, иное – еслимы имеем дело с высоконравственным человеком. Право рассчитано не наотдельного человека, а на массу их… история права желающему и умеющемупонимать рассказывает о переменах массовой этики… на основании историиправа человечества или какого-либо народа можно научно решить вопрос обэтическом прогрессе»243. «Так как существо права состоит в регулированииповедения людей путем психического воздействия, то, поскольку правонаправляет людей к добру, оно их необходимо и воспитывает в том женаправлении.
Постоянное и однообразное совершение известных действий внароде (сообразно общим нормам права) и постоянное совершение известныхмотивов и чувств под влиянием права развивает постоянные свойствахарактера, сгущается в прочные инстинкты, переходит в плоть и кровьнарода»244.Автор уже в то время предлагал начать создавать «науку естественногоправа», впрочем, считая, что это название лучше заменить другим – «наукаПодробнее см.: Новгородцев П. И. Политические идеалы Древнего и Нового мира. М.
:КРАСАНД, 2011.243Петражицкий Л. И. Введение в науку политики права // Теория и политика права :Избранные труды. СПб. : Юридическая книга, 2010. С. 11.244Там же. С. 17.187политики права»245. Эту науку он полагал обладающей дедуктивнымхарактером,цельюсуществующего,которойчемявляетсязанимаетсянеописаниеположительнаядействительноюриспруденция,апредставление, указывающее, каковым должно быть право для достиженияидеала246. Самим же идеалом он считал любовь к ближнему, добро, альтруизм.«…Оно (право. – Д.
З.) вообще развивает, поддерживает и укрепляет развитиелюбви и уважения к ближнему и обществу…»247. «Например, достижениепринципиального и правового уничтожения рабства или признание другихподобных прочных принципов цивилизации, раз оно достигнуто, ставитпрочные пределы господства известных злых тенденций. Поприще длягосподства зла постепенно сужается, и само зло проявляется скромнее имягче»248.Что«бессознательное,лучше,задаетсяэмпирическоевопросомразвитиепрофессорправапутемПетражицкий:обычаяилисознательная политика права, действующая путем законодательства… этоттеоретический и гипотетический вопрос следует решить против обычногоправа и в пользу сознательной политики»249.Таким образом, перед нами точка зрения на законодательное мышление,дедуктивным политическим образом способное своеобразно и автономнорешать жизненные проблемы, ускорять обнаружение потребности общества всоответствующей норме, облегчать прогресс, сберегать и предупреждатьжертвы и бедствия, с ним связанные, и вообще достигать таких успехов,которыенемогутпроизойтислучайно-инстинктивно-бессознательнымобразом, но только благодаря сознательным, технико-правовым усилиям250.Однако не понятно, до какого предела способно войти в нашу жизньзаконодательство, насколько оно может изменить социальную жизнь тольколишь политико-правовыми средствами и какова роль реальных факторов,245Там же.
С. 33.Петражицкий Л. И. Введение в науку политики права. С. 28.247Там же. С. 15.248Там же. С. 18.249Петражицкий Л. И. Обычное право. С. 190.250Там же. С. 190–191.246188исторических условий, материального производства, количества и качестваподвергаемых регулированию людей. Естественно-правовая доктрина незадается этими вопросами, просто декларируя некоторую идеальную системуценностей и ориентиров, от которой зависит законодатель в своих правовыхсуждениях, но не указывая, в каком отношении она стоит к действительности.4.1.3.
М АРКСИЗМРадикальнойИ ПРОБЛЕМА П РАВОТВОРЧЕСТВАпротивоположностьюидеалистически-нравственнымпредставлениям естественной школы права явилось учение об экономическомдетерминизмеиматериалистическомпониманииисторииК. Маркса,Ф. Энгельса.Материалистическоепониманиеисториипредполагаетэкономикоцентризм, т.е. утверждение полной зависимости всех форм общества(будь то религия, искусство, наука, политика или право) от организациисоциального хозяйства, от способа производства общественной жизни. Полагаяхозяйство средоточием общественного бытия, материализм отвергает учение,что центральной, основополагающей силой могут быть идеальные факторы каксвоеобразныеисамостоятельныеформысоциальнойорганизации.Соответственно, именно в зависимости от последовательно сменяющихся формэкономического строя, уклада образуются социальные идеалы, ценности,значения соизмеримого с ним содержания.
Отсюда понятно, что право, будучивторичным, производным, надстроечным явлением занимает при таком взглядезависимое, подчиненное положение. Хозяйственные условия полностьюобусловливаютсодержания.правовыеВсеначалаизмененияируководятправовыхинепроизвольностьюнравственныхихпредставленийобъясняются здесь закономерно происходящими изменениями в хозяйственнойжизни общества.189Произвольность действий законодателя таким образом обусловленаотнюдь не идеальными факторами в виде природы вещей, абстрактнойсущности человека, идеями вечного добра и справедливости, но весьмапрозаическимиобстоятельствамиввидематериальныхисоциальныхотношений людей.«Как политическое, так и гражданское законодательство всего лишьтолько выражает, протоколирует требования экономических отношений»251.Материалистическое понимание истории стремится выявить и познатьзакономерность развития общества.
Это его роднит с исторической школойправа. Однако между этими теориями имеется и существенная разница,заключающаяся в разном понимании источника этой закономерности. Еслиперваяусматривалапроисхождениезакономерностиизтаинственногонародного духа, то вторая стремится вскрыть ее в самой эмпирическойреальности. В этом смысле марксизм освобождает свой методологическийподход от всякой идеалистической спекуляции и спиритуализма и стремитсяосновать свои выводы на твердой основе научных фактов. Таким образом,марксизм впервые не только говорит о закономерности истории, но и даетчеткое описание и понимание ее сути в связи с действительностью.«Закономерность социальной жизни людей, – разъясняет Р.
Штаммлер, –по учению социального материализма, есть закономерность экономическихявлений. Последние, образуя в своей совокупности социальное хозяйство,развиваются по законам природы. Явления эти возникают, движутся,испытывают изменения и прекращаются в допускающем естественно-научноеизучение процессе… В законах, которым они подчиняются, концентрируетсязакономерностьчеловеческойобщественнойжизни:другойсоциальнойзакономерности не существует»252.251Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Т. 4.
2-е изд. М. : Гос. изд-во полит. лит.,1955. С. 112.252Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического пониманияистории. М. : КРАСАНД, 2010. С. 25. Сам механизм этой закономерности в рамках данногоисследования нет смысла раскрывать, поскольку это увело бы нас в сторону от190Движениеэкономическихфакторовсвершаетсяподобнозаконамприроды, столь же неумолимо и непреклонно, и невозможно задержать его илипридать ему другое направление. Однако если эта закономерность познана, тооткрывается вместе с ее пониманием и возможность влияния на общеедвижение,замедлениеилиускорениеобъективныхпроцессов,дажеруководство этим движением в благоприятном для себя направлении.Материалистическоепониманиеисториипротивопоставляетсебяидеологическому как учению о самостоятельно возникающих и действующихидеях. «При этом, – замечает Р.
Штаммлер, – историк-материалист вовсе неотрицает существования идеальных целей в человеческих представлениях истремлениях, ни того факта, что изменения права требуются во имясправедливости… но он отрицает, что человеческие представления о праве исправедливости имеют самостоятельное существование в особом замкнутоммире, представляя в своем возникновении второй и обособленный причинныйряд. И он утверждает, что идеи не суть истинные причины в общественнойжизни, а возникают лишь в качестве отражения определенного социальногохозяйства»253. «…явления социального сознания… суть лишь рефлекторныедействия хозяйственных условий»254.Таким образом, марксизм целиком и полностью опирается на изучениесущего.Долженствованиякаксамостоятельногомотиваипринципаобщественного бытия, которое бы подчинялось особой закономерности, икоторую также можно изучать, для экономического материализма несуществует – существует только совершающееся с природной необходимостьюэкономическое развитие, обусловливающее идеальные формы общества,соотносящееся с последними как базис и надстройка.
Поэтому такиеинституты, как государство и право, наука, искусство в рамках этого учениянепосредственного предмета. По этому поводу более подробно см.: Штаммлер Р. Хозяйствои право с точки зрения материалистического понимания истории. С. 35–52.253Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического пониманияистории.















