Диссертация (1138808), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Своей активной или, наоборот, пассивной позицией такжемогут существенно повлиять на исход конкретного уголовного дела. Поэтомунеправомерное воздействие на указанных лиц с целью оказания влияния надачу ими показаний или совершения иных процессуальных действий тожепредставляет опасность для отношений по отправлению правосудия.Лиц, выступающих носителями информации, имеющей доказательственное значение, в законе и литературе принято объединять в одну общуюгруппу: свидетель (ст. 56 УПК РФ), эксперт (ст. 57 УПК РФ), специалист (ст.58 УПК РФ). К ним, как кажется, справедливо отнести и понятого (ст.
60УПК РФ). Несмотря на то, что в литературе незаслуженно занижают его рольв процессе отправлении правосудия, значение поведения понятого очень велико. Понятой принимает участие во многих следственных мероприятиях иот его действий может зависеть, будут ли признаны результаты проведенныхдействий допустимыми с точки зрения закона, будут ли они положены в основу доказательственной базы по делу. Участие понятых в следственныхдействиях, если строго соблюдать требования закона, – одна из форм контроля за законностью следствия в целом252.
Участие понятых во многом гарантирует объективность производства следственных действий, помогаетобеспечить беспристрастность их проведения, процессуально закрепитьименно ту обстановку и те обстоятельства, которые происходили в реальной252См., например: Зуев С.В. К вопросу об участии понятых // Вопросы правоведения. 2013.
№ 1. С. 248; Багаутдинов Ф.Н. Институт понятых: совершенствовать, а неупразднять // Законность. 2012. № 4. С. 50–53.139действительности, исключить незаконную фиксацию в протоколе следственного действия выгодных как стороне обвинения, так и стороне защиты фактов и событий253.Х., работавшая старшим следователем ФСКН РФ, признана виновнойв совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.
303 и ч. 302 УК РФ.Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ квалификациюдействий признана правильной. Согласно материалам уголовного дела, виновная, незаконно воздействуя на свидетелей по расследуемому ею уголовному делу, принуждала их к даче ложных показаний, на основе которых онапыталась доказать причастность к совершению преступления ряда подозреваемых254.По сути, преступление аналогичного характера совершено Х-м, который, работая старшим дознавателем, путем насилия принуждал свидетеля Б.к даче показаний255.К числу лиц, воздействие на которых может привести к искажению истины, на наш взгляд, можно отнести переводчика (ст.
59 УПК РФ), а такжеучаствующих в уголовном судопроизводстве педагога (ч. 1 ст. 280 УПК РФ)и психолога (ст. 280, ч. 3 ст. 425 УПК РФ). Эти лица хотя и выполняют, еслиможно так выразиться, техническую роль в уголовном процессе, но от ихдействий тоже может зависеть судьба конечного судебного решения.Заинтересованный или находящийся под давлением переводчик можеткардинально изменить суть данных участниками процесса показаний, чтовпоследствии способно привести к вынесению неправосудного приговора256.То же самое касается педагога и психолога, которые своими действиями мо253См., например: Петров А.В. Участие понятых в уголовном процессе // Законность. 2012. № 1. С.
36-37.254Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам ВерховногоСуда РФ от 12.04.2011 по делу № 44-011-25 // СПС «КонсультантПлюс»255Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам ВерховногоСуда РФ от 20.05.2010 № 21-010-4 // СПС «КонсультантПлюс»256См., например: Винников А.В.
Судебный перевод и судебно-переводческие организации // Российский юридический журнал. 2012. № 2. С. 167–174; Брусницын Л.В.Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: анализ УПК Белоруссии,России и Украины // Российская юстиция. 2010. № 11. С. 13.140гут подтолкнуть потерпевшего или иное лицо к искажению фактов объективной действительности либо неверно их интерпретировать на предварительном расследовании или в суде257.М. был признан виновным в совершении насильственных действийсексуального характера в отношении свой 6-летней дочери и осужден к 13годам лишения свободы.
Существенную роль в вынесении обвинительногоприговора сыграла психолог, которая на основании того, что якобы на нарисованном дочерью в больнице рисунке у животного присутствовали грудь италия, решила, что ребенок мог подвергаться неким насильственным действиям сексуального характера258.Гражданское и арбитражное судопроизводство, как уже говорилось,концептуально отличается от уголовно-процессуального порядка отправления правосудия.
Здесь преобладает принцип диспозитивности, нет преследования виновных и такой мощной системы мер публично-правового принуждения. Есть две равноправные стороны – истец и ответчик, которые пытаются разрешить в суде возникший между ними юридический спор путем предоставления доказательств, подтверждающих правоту приведенных доводов,законность и обоснованность заявленных требований.В данных сферах отправления правосудия случаи воздействия на стороны или заявителей с целью оказания влияния на результат правосудия нетак часты, но когда дело касается крупных имущественных споров, они также не исключаются. К числу участников гражданского и арбитражного процесса, воздействие на которых опасно для правосудия, на наш взгляд, можноотнести: 1) лиц, участвующих в деле, состав которых определен ст.
34 ГПКРФ и ст. 40 АПК РФ (стороны – истец, ответчик; третьи лица; заявители и заинтересованные лица, а также их представители); 2) лиц, содействующихосуществлению правосудия (эксперт, специалист, переводчик, свидетель).257См., например: Лифанова М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. 2011. № 3. С. 18–19.258См. об этом подробно: Эксархопуло А.А. Дело, которого не должно было быть...// Эксперт-криминалист.
2012. № 1. С. 37–40.141На наш взгляд, целесообразно дополнить перечень участников всех видов процесса, подпадающих под защитное действие механизма уголовноправового обеспечения правосудия, фигурами секретаря судебного заседанияи помощника судьи. От действий этих лиц также зависят качество судебногоразбирательства, полнота и правильность отражения доказательного материала; неправомерное воздействие на них может существенно навредить правосудию. Например, если секретарь судебного заседания при рассмотрениидела в суде общей юрисдикции под давлением одной из сторон будет умышленно искажать данные в суде показания свидетелей, то это вполне можетпривести к вынесению незаконного и необоснованного судебного решения.В конституционном судопроизводстве в силу специфики отправленияэтого вида правосудия с определением участников, воздействие на которыхмогло бы представлять опасность отношениям правосудия, дело обстоит несколько иначе.
Здесь трудно обозначить такую силу, которая бы могла негативно повлиять на правосудие через посягательство на его участников ипрежде всего потому, что на рассмотрение выносится специфический спор –о соответствии Конституции РФ или Конституции (Уставу) субъекта РФ положений других нормативных актов или решений государственных органов259 (жалоба на закон, а не на конкретное физическое или юридическое лицо)260.Это спор публично-правового характера261, он не подразумевает проведения судебного следствия как такового и не требует предоставления фактических доказательств по делу, как в иных видах судопроизводства, что существенно изменяет представление об участниках судебного процесса. Сталобыть, на результат правосудия можно повлиять только через воздействие на259См., например: Артемова С.Т. Конституционное судопроизводство по жалобамграждан и их объединений как механизм защиты конституционных прав личности // Конституционное и муниципальное право.
2012. № 3. С. 41–46 .260См., например: Коваленко К.А. Понятие «сложившаяся правоприменительнаяпрактика» в федеральном конституционном судопроизводстве // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 1. С. 8–13.261См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционноеправо и процесс: Учебное пособие для вузов. М., 2005. С. 57.142судей Конституционного Суда РФ, конституционных или уставных судовсубъектов РФ. Однако это характеризует посягательство на представителейвласти в сфере осуществления правосудия, о чем подробно говорилось впредыдущем параграфе.Таким образом, круг не наделенных властью участников судопроизводства, через воздействие на которых может быть причинен вред отношениямправосудия во всех видах судопроизводства, весьма многообразен, в связи счем объединить их в рамках одной фигуры потерпевшего представляется непростой задачей.
Видимо, поэтому в Уголовном кодексе РФ они представлены довольно неоднозначно и неполно.В большинстве рассматриваемых составов преступлений используетсяказуистический способ их описания, что представляется непродуктивным.Во-первых, такой подход не позволяет отобразить все многообразие не наделенных властью участников судопроизводства, через воздействие на которыхможно повлиять на ход правосудия и его конечный результат. Казуистический способ описания всегда имеет уязвимые стороны, если речь идет омножественности описываемых объектов, потому часто приводит к пробеламв законе262.
Во-вторых, он не удобен из-за громоздкости порождаемых имопределений и, как следствие, таких же объемных норм закона.Если в одной норме перечислить всех лиц, которые могут являться потерпевшими в посягательствах на правосудие, то получится формулировкаболее чем из двадцати элементов: потерпевший, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители, представители, защитники, свидетель, понятой, эксперт,специалист, переводчик, участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог, помощник судьи, секретарь судебного заседания и т.д.















