Диссертация (1138808), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Их функции, задачи и роли разнообразны, в связи с чем возникает закономерный вопрос: одинаковый ли статус они будут иметь как потерпевшиев преступлениях исследуемой группы?Рассмотрение этого вопроса, как представляется, возможно в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения обеспечения безопасности и неприкосновенности прав, свобод и законных интересов названных лиц как представителей человеческого рода. С такой позиции, согласно Конституции РФ и положений общеправовой доктрины, жизнь, здоровье, честь, достоинство, соб-109ственность и т.д. всех людей имеют равную ценность независимо ни от какихсоциально-демографических и иных признаков, в том числе и служебногоположения, а стало быть, подлежат одинаковой охране.
Во-вторых, сравнивая всех упомянутых лиц, нужно учитывать, что они являются участникамисудопроизводства, а рассматриваемые преступления связаны именно с ихпрофессиональной деятельностью. В теории уголовного права такие деянияпринято называть многообъектными. Изначально, по мнению большинстваспециалистов, они посягают на правосудие и направлены на противодействиезаконной деятельности государства в указанной области206.
Интересы желичности в них, как справедливо отмечает С.В. Максимов, «учитываютсялишь в силу того, что такие потерпевшие являются носителями особых государственных полномочий в рассматриваемой сфере, олицетворяя собой правосудие»207.По закону функции и полномочия разных представителей власти всфере отправления правосудия качественно различаются, что говорит онеравнозначном положении их в системе осуществления правосудия208. Следовательно, разделение их на категории в рамках дифференциации потерпевших не лишено смысла.Судейские полномочия сосредотачивают в себе высшую власть в области правосудия, исключают зависимость от кого-либо, какую-либо заинтересованность и предполагают принятие окончательного решения по делу наоснове представленных сторонами доказательств.
Полномочия по осуществлению предварительного расследования направлены прежде всего на раскрытие преступлений, изобличение преступников и предупреждение совершенияими новых преступлений. Они обеспечивают реализацию целей и задач дея-206См.: Горелик А.С., Лобанова Л.В. Преступления против правосудия. СПб., 2005.С.
103.207Максимов С. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие. С. 48.208См., например: Бобраков И.А. Охрана участников уголовного судопроизводства:Криминологические и уголовно-правовые аспекты. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. С. 130.110тельности государства по пресечению и предупреждению любой преступнойдеятельности, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств. Но эти полномочия не безграничны.
Они лишь способствуют формированию базы дляосуществления правосудия, а не определяют заранее его исход, предваряютполномочия по разрешению правового конфликта судом и заканчиваются наболее ранней стадии уголовного судопроизводства.Таким образом, различие в обозначенных выше категориях участниковосуществления правосудия как потерпевших, несомненно, есть. Но состоитоно не в разной ценности их жизни, здоровья и т.д., не в различной значимости их должностей, а в том, что выступают субъектами разных отношений,складывающихся в сфере судопроизводства, имеют разный круг прав и обязанностей. Поэтому в некоторых случаях они могут быть одновременно потерпевшими в одном и том же составе преступления, а в других – нет (потерпевшим может быть только определенный круг лиц).
Но все вместе они естьолицетворение правосудия в различных его проявлениях. Общественнаяопасность деяний, связанных с причинением вреда лицам, представляющимвласть в сфере отправления правосудия, будет определяться прежде всеготем ущербом, который способны нанести непосредственно правосудию,только затем – индивидуальным вредом, причиненным каждому потерпевшему.В целом преступления, в которых имеется потерпевший – должностноелицо, в рамках их социально-правового восприятия, на наш взгляд, можнорасценивать как способ причинения вреда (противодействия) правосудиючерез воздействие на субъектов его осуществления (лиц, обладающих властными полномочиями в этой сфере государственной деятельности).
Основныеего черты: 1) активная форма поведения – действие; 2) насильственный характер (принуждение); 3) направленность деяния на участников отправленияправосудия; 4) связь посягательства с непосредственной профессиональнойдеятельностью последних.111При характеристике соответствующих норм УК РФ необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:1) все ли возможные варианты общественно опасного воздействия направосудие через упомянутых должностных лиц учтены законодателем в УКРФ и правильно ли они им оценены с точки зрения качественных и количественных показателей общественной опасности деяний;2) все ли лица, которым посягательство на правосудие может нанестиреальный ущерб, в должной мере обеспеченны уголовно-правовой защитой,все ли их права и законные интересы учтены в полном объеме.Отвечая на поставленные вопросы, необходимо установить, что представляет собой само воздействие на правосудие через его субъектов осуществления.
Как это может происходить (в каких видах это возможно), чтоэто может быть за воздействие?С точки зрения объективного выражения, думается, таких вариантовповедения может быть несколько: физическое и психическое воздействие(оказание давления на указанных лиц путем применения к ним физическогоили психического насилия, шантажа), влияние на них через ущемление имущественных интересов, через использование материальной и иной зависимости и т.д. При этом следует учитывать, что повлиять на поведение судьи,следователя, прокурора и т.д.
в целях принятия ими соответствующего решений можно не только через давление лично на них, но и через воздействие наих близких.На наш взгляд, действующим законодательством учтены все возможные из объективно существующих способов виды воздействия на правосудиечерез посягательство на лиц, наделенных государственно-властными полномочиями.
Во-первых, предупредительный потенциал анализируемых уголовно-правовых запретов охватывает все варианты применения к ним физического и психического насилия (принуждения). Нормы гл. 31 УК устанавливают ответственность как за попытку физического устранения лица, наделенного полномочиями по осуществлению правосудия или предварительного112расследования, а также их близких (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование – ст.
295 УК РФ),так и за несвязанное с причинением смерти негативное физическое воздействие на них, предполагающее нанесение ущерба здоровью потерпевших, атакже психическое насилие – угрозу причинения им физического вреда(угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудияили производством предварительного расследования – ст. 296 УК РФ). Этаже норма охватывает своим содержанием и такой способ оказания давленияна соответствующих должностных лиц, как уничтожение или повреждениеих имущества, а также угрозу совершения действий подобного рода.Наряду с обозначенными деяниями УК РФ предусматривает составвоспрепятствования осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст.
294 УК РФ). Ему отводят особое место в даннойгруппе преступных посягательств. В нем, как уже говорилось, нет выраженной фигуры потерпевшего, не определен ущерб, через признаки которогоможно было бы установить таких лиц. Тем не менее смысл деяния вполнеочевиден. По своей сути оно так же, как и в предыдущем случае, предполагает оказание некоего воздействия на описываемых участников судопроизводства. Правда, законодатель не дает конкретного пояснения по поводу того,что это может быть за воздействие. Но на этом вопросе мы остановимся чутьпозже.Кроме непосредственного воздействия на потерпевшего, создать неблагоприятные условия для него можно и иными способами, а именно путемразглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношениисудьи и участников уголовного процесса.















