Диссертация (1137972), страница 37
Текст из файла (страница 37)
(URL: http://www.transneft.ru/investors/219), «Роснефть» за 2010−2014 гг. (URL: http://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/annual_reports), «Лукойл» (URL: http://www.lukoil.ru/static.asp?id=18).181СПГДоля импортного оборудования в производстве СПГ составляет почти100%, причем главный поставщик – США. В связи с этим в перспективе санкциимогут остро отразиться на поставке оборудования для заводов по сжижению газа,а также терминалов по хранению и отгрузке сжиженного газа.
Напрямую в санкционном списке фигурируют только емкости для хранения СПГ, однако санкциираспространяются на широкий перечень оборудования для разведки и добычи газа, программно-аппаратные комплексы и базы данных214.Российские компании заявили, что все оборудование, необходимое для реализации СПГ-проектов, уже законтрактовано. Однако США не делали исключений для контрактов, заключенных до введения санкций, поэтому даже то оборудование, которое давно заказано и сейчас находится в процессе производства,может не дойти до российской стороны.При этом компаниями отмечается, что в долгосрочной перспективе технологическая импортозависимость России от иностранного оборудования, необходимого для производства и транспортировки СПГ, будет ощущаться острее и способна оказать серьезное влияние на производственные показатели, что в первуюочередь связано с отсутствием аналогов такого оборудования в России.Из стран, способных предложить замену продукции США, Канады и странЕС, можно отметить Китай и Индию.На данном этапе компании осознают наличие рисков и изучают возможностиимпорта необходимого оборудования и услуг из альтернативных источников.Переработка, нефте- и газохимияПри реализации инвестиционных проектов, предназначенных для увеличения глубины переработки сырья и повышения качества товарной продукции, ис214Годовые отчеты компаний «Башнефть» за 2010−2014 гг.
(URL: http://www.bashneft.ru/shareholders_and_investors/disclosure/annual), «Газпром» за 2013 и 2014 гг. (URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/05/298369/gazprom-annual-report-2014-ru.pdf; http://www.gazprom.ru/f/posts/74/295290/gazprom-annual-report-2013-ru.pdf), «Газпром нефть» за 2010−2014 гг. (URL:http://ir.gazprom-neft.ru/novosti-i-otchety/godovye-otchety), «Зарубежнефть» за 2010−2014 гг.(URL: http://www.nestro.ru/ru/raskrytie-informacii), «Новатэк» за 2010−2014 гг. (URL: http://www.novatek.ru/ru/investors/reviews/archive), «Транснефть» за 2010−2014 гг.
(URL: http://www.transneft.ru/investors/219), «Роснефть» за 2010−2014 гг. (URL: http://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/annual_reports), «Лукойл» (URL: http://www.lukoil.ru/static.asp?id=18).182пользуются в основном технологии, правообладателями которых являются европейские и американские компании (такие как различные виды катализаторов,различные виды присадок, насосы, компрессоры и печи). Сопоставимых технологий, применяемых в промышленных масштабах, в России на сегодняшний деньпрактически нет.В ходе реализации действующих контрактов при необходимости замещенияимпортного оборудования отечественными аналогами могут возникнуть рискиснятия со стороны правообладателей гарантий на поставляемую технологию в целом. При этом возможны следующие негативные последствия:– недостижение запланированных показателей качества товарной продукции;– сокращение объема производства продукции;– нестабильная эксплуатация объектов, связанная с возможным выходом изстроя оборудования;– отсутствие со стороны инвестора права требования возмещения возможных убытков.Для эксплуатации и ремонта оборудования необходима замена запасныхчастей, комплектующих используемого на производстве импортного оборудования.
В условиях отсутствия поставок запасных частей и расходных материалов, атакже невозможности их замены может возникнуть риск невыполнения запланированных производственных показателей.Учитывая высокую долю использования импортного оборудования в области нефте- и газопереработки, при невозможности импортозамещения отечественными аналогами существует возможность импорта необходимого оборудованияиз Китая, Индии и Кореи.Транспортировка углеводородовСуществует риск сокращения объемов транспортировки газа из-за отсутствия российских аналогов такого оборудования, как элементы горячего тракта,камеры сгорания, лопаточные аппараты, каскадные компрессоры с промежуточным охлаждением.183Под санкции попадают в том числе такие проекты, как газопровод Бованенково – Ухта, Североевропейский газопровод, газопровод Ухта – Торжок.В области эффективной реализации поставок нефти и нефтепродуктов помагистральным нефтепроводам и нефтепродуктоводам существует зависимостьот импорта насосного оборудования, оборудования систем автоматики и телемеханики, средств связи, а также вычислительной техники и коммутационного оборудования215.При этом в среднесрочной и долгосрочной перспективе при достаточномрациональном финансировании и создании благоприятных условий со стороныгосударства, а также принятии необходимых мер со стороны компаний возможноизготовление и разработка современных образцов техники и оборудования мирового уровня на заводах России.Также российские компании отмечают, что оборудование системы автоматизации, программное обеспечение и IT-инфраструктура могут быть замененыаналогами из стран АТР, а также Израиля.* * *Западные страны в значительной степени превосходят Россию в областитехнологий освоения сланцевых и шельфовых месторождений, технологий в области «разработки трудноизвлекаемых и конвенциональных ресурсов, поиска иразведки углеводородов, а также опыта их применения»216.
Технологическое отставание российских нефтегазовых компаний от крупных европейских и амери-215Годовые отчеты компаний «Башнефть» за 2010−2014 гг. (URL: http://www.bashneft.ru/shareholders_and_investors/disclosure/annual), «Газпром» за 2013 и 2014 гг. (URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/05/298369/gazprom-annual-report-2014-ru.pdf; http://www.gazprom.ru/f/posts/74/295290/gazprom-annual-report-2013-ru.pdf), «Газпром нефть» за 2010−2014 гг. (URL:http://ir.gazprom-neft.ru/novosti-i-otchety/godovye-otchety), «Зарубежнефть» за 2010−2014 гг.(URL: http://www.nestro.ru/ru/raskrytie-informacii), «Новатэк» за 2010−2014 гг. (URL: http://www.novatek.ru/ru/investors/reviews/archive), «Транснефть» за 2010−2014 гг.
(URL: http://www.transneft.ru/investors/219), «Роснефть» за 2010−2014 гг. (URL: http://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/annual_reports), «Лукойл» (URL: http://www.lukoil.ru/static.asp?id=18).216Соколова А.В. Влияние секторальных санкций на политику импортозамещения в ТЭКРоссии [Электронный ресурс] // Science and Practice: new Discoveries: proceedings of materials theinternational scientific conference (Czech Republic, Karlovy Vary – Russia, Moscow, 24−25 October2015) / ed. by I.M. Shvec et al. Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov:MCNIP, 2015. P.
458−467. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5040061382.184канских компаний нефтегазового сектора объясняется сложившейся устойчивойпрактикой импорта передового оборудования и услуг.На протяжении последних лет импорт зарубежных технологий стабильноувеличивался и должен был продолжить свой рост при инерционном сценарииразвития отрасли.В целом зависимость российских нефтегазовых компаний от зарубежныхтехнологий велика, хотя и отмечается различий уровень этой зависимости по конкретным видам технологий.Доля импорта отдельных видов оборудования и услуг доходит до 100%.Особенно высока степень зависимости от оборудования и услуг для проведениясейсмических, геологоразведочных работ, гидроразрывов пластов, горизонтального и наклонного бурения, телеметрии, сервисного обслуживания, необходимыхдля освоения шельфовых проектов, проектов СПГ. В краткосрочной перспективевведение санкций не окажет негативного влияния на производственные показатели крупнейших нефтегазовые компании России, в том числе исследуемых в работе ТНК «Лукойл» и «Роснефть», что также подтверждается и руководством компаний.
Однако в среднесрочном и в долгосрочном периоде отрицательных последствий и высоких рисков не избежать.В краткосрочной перспективе введенные санкции незначительно повлияютна разработку традиционных месторождений до того момента, пока не образуетсянеобходимость в закупке нового оборудования, его замене или ремонте, а также восуществлении необходимых сопутствующих импортных нефтесервисных услуг.В среднесрочной перспективе существуют высокие риски сокращения объемовдобычи нефти и сокращения сроков эксплуатации ряда месторождений в связи снедостаточно качественным осуществлением операций по бурению дополнительных скважин, проведением гидроразрывов, а также износом существующего оборудования и необходимостью его регулярного технического обслуживания.С учетом специфики структуры национальных запасов нефти (30% – легкодоступная нефть, 70% – трудноизвлекаемая нефть), а также большой доли зрелыхместорождений (со степенью выработанности более 75%) в добывающих активах,185ключевыми направлениями развития нефтегазовой отрасли являются продлениеих срока жизни и максимально эффективная эксплуатация.
Для решения этой проблемы российским компаниям необходимо масштабное применение методов увеличения нефтеотдачи и отвечающее современным требованиям оборудование, позволяющее осуществлять бурение горизонтальных скважин и проведение гидроразрыва пласта.
Именно эти технологии попадают под эмбарго США и ЕС.Ко всему прочему, российские компании критично зависимы от импорта потаким позициям, находящимся потенциально в зоне риска, как:– нефтепереработка (оборудование, реагенты);– подготовка и хранение нефти (реагенты, оборудование);– генерация электрической энергии на промысле (подача питания для оборудования, аппаратуры, приборов).Вместе с тем, по оценкам компаний, более 90% оборудования в среднесрочной перспективе можно будет заместить на отечественные аналоги или продукцию альтернативных поставщиков.Российские нефтегазовые компании рассматривают в качестве альтернативных партнеров, способных обеспечить замену продукции, поставляемой из США,Канады и стран ЕС, следующие страны: Китай, Индию, страны Латинской Америки (в частности, Бразилию и Мексику), ЮАР, Израиль, Южную Корею, Сингапур, ОАЭ, Саудовскую Аравию.Однако риски замены поставщика оборудования по целому ряду категорий внастоящее время национальными компаниями недооцениваются.Такие государства, как Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль, зависимы отполитики США, в связи с этим они не могут являться гарантированными альтернативными партнерами, что должно учитываться российскими нефтегазовымикомпаниями.Некоторые компании, расположенные вне стран, задействованных в санкциях, могут отказываться от поставок оборудования, опасаясь введения против нихмер экономического давления со стороны стран – участниц санкций.186Ко всему прочему, на текущий момент не представляется возможным датьполноценную оценку качественных и количественных возможностей указанныхпроизводителей необходимого к импорту энергетического оборудования (бурового, геофизического и аналитического) и соответствующих материалов.















