Автореферат (1137971), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Санкции налагают ограничения на поставки оборудования и предоставление сервисных услуг, применяющихся для разработки сланцевой нефти (трудноизвлекаемый вид нефти), значительный объем которых на сегодняшний день импортируется из-за рубежа. При этом такого рода запрещенное оборудование также может использоваться для разработки других видов энергоресурсов. 2. Рост стоимости и сокращение объемов строительства скважин на шельфовых территориях по причине отсутствия в России технологий, требуемых для реализации данных видов работ в необходимом количестве и качестве.
При разработке шельфовых месторождений в настоящее время преимущественно применяется оборудование импортного производства. 3. Приостановка реализации проектов на Арктическом шельфе в связи с критической зависимостью от импортных технологий. В основном под угрозу попадают проекты ПАО «Газпром» и «Роснефть». 4. Отрицательное воздействие на поставки оборудования для заводов по сжижению газа, а также терминалов по хранению и отгрузке сжиженного газа.
Доля импортного оборудования в производстве СПГ составляет почти 100'.о, причем главный поставщик — США. Напрямую в санкционном списке фигурируют только емкости для хранения СПГ, однако санкции распространяются на широкий перечень оборудования для разведки и добычи газа, программно-аппаратные комплексы и базы данных. В долгосрочной перспективе технологическая импортозависимость России от иностранного оборудования, необходимого для производства и транспортировки СПГ, будет ощущаться острее и способна оказать серьезное влияние на производственные показатели, что в первую очередь связано с отсутствием аналогов такого оборудования в России. 5.
Отрицательное воздействие на реализацию инвестиционных проектов, предназначенных для увеличения глубины переработки сырья и повышения качества товарной продукции, при реализации которых используются в основном технологии, правообладателями которых являются европейские и американские компании (такие как различныс виды катализаторов, присадок, а также насосы, компрессоры и печи). Сопоставимых технологий, применяемых в промышленных масштабах, в России на сегодняпший день практически нет.
В ходе реализации действующих контрактов при необходимости замещения импортного оборудования отечественными аналогами могут возникнуть риски снятия со стороны правообладателей гарантий на поставляемую технологию в целом, При этом 21 возможны следующие негативные последствия: недостижение запланированных показателей качества товарной продукции, сокращение объема производства продукции, нестабильная эксплуатация объектов, связанная с возможным выходом из строя оборудования, отсутствие со стороны инвестора права требования возмещения возможных убытков.
б. Сокращение объемов транспортировки углеводородов: газа из-за отсутствия российских аналогов такого оборудования, как элементы горячего тракта, камеры сгорания, лопаточные аппараты, каскадные компрессоры с промежуточным охлаждением, а также нефти и нефтепродуктов по причине зависимости от импорта насосного оборудования, оборудования систем автоматики и телемеханики, средств связи, а также вычислительной техники и коммутационного оборудования.
7. Сокращение участия иностранных контрагентов в реализации совместных проектов на территории России, что, в свою очередь, приведет к снижению инвестиций в экономику и ТЭК России. Так, компания ЕххопМоЬ|1 уже прекратила сотрудничество с компанией «Роснефть» и вышла из десяти совместных проектов, а именно из проектов по освоению шельфа Карского, Чукотского и Черных морей, из проектов в Арктике и на территории Западной Сибири. 8. Уменьшение объемов инвестиционных программ нефтегазовых компаний России, а также задержка или отказ от реализации ряда проектов по причине сужения возможностей по привлечению финансовых средств из-за рубежа. Большинство проектов добычи нефти и газа планировались с учетом привлечения долгосрочного проектного финансирования. При отсутствии возможности привлечения долгосрочного финансирования на условиях, сопоставимых с условиями европейских и американских банков, многие масштабные перспективные нефтегазовые проекты становятся нерентабельными и могут стать убыточными.
На протяжении последних лет импорт зарубежных технологий стабильно увеличивался и должен был продолжить свой рост при инерционном сценарии развития отрасли. В целом зависимость российских нефтегазовых компаний от зарубежных технологий велика, хотя и отмечается различий уровень этой зависимости по конкретным видам технологий. Российские нефтегазовые компании рассматривают в качестве альтернативных партнеров, способных обеспечить замену продукции, поставляемой из США, Канады и стран ЕС, следующие страны: Китай, Индию, страны Латинской Америки (в частности, Бразилию и Мексику), 10АР, Израиль, Южную Корею, Сингапур, ОАЭ, Саудовскую Аравию.
Однако риски замены поставщика оборудования по целому ряду категорий в настоящее время национальными компаниями недооцениваются. Такие государства, как Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль, зависимы от политики США, в связи с чем они не могут являться гарантированными альтернативными партнерами, что должно учитываться российскими нефтегазовыми компаниями. Некоторые компании, расположенные вне стран, задействованных в санкциях, могут отказываться от поставок оборудования, 22 опасаясь ввсдения против них мер экономического давления со стороны стран— участниц санкций. Ко всему прочему, на текущий момент не представляется возможным дать полноценную оценку качественных и количественных возможностей указанных производителей необходимого к импорту энергетического оборудования (бурового, геофизического и аналитического) и соответствующих материалов.
Ряд стран, например, Китай, сами являются экспортерами такого рода оборудования. Замена импорта от традиционных поставщиков оборудованием и услугами из третьих стран может привести к негативным последствиям: потере технологических гарантий на установки в целом, недостижению заявленных технологических параметров установок (подготовки нефти и газа, переработки нефти и газа и др.) и выхода продуктов, снижению надсжности оборудования, увеличению риска аварийных остановок или отказов оборудования. Оценить влияние санкций довольно сложно, так как политическая и экономическая конъюнктуры крайне волатильны. Кроме того, на текущий момент ситуация осложняется изменениями цен на нефть. Очевидно, что ликвидация формирующихся рисков при оптимистичном сценарии возможна лишь в среднесрочной перспективе и потребует значительных финансовых и организационных ресурсов.
В диссертационном исследовании разработан и классифицирован ряд мер по преодолению последствий введенных международных секторальных санкций, направленных на дестабилизацию ТЭК России (таблица 4). Таблица 4 Меры по преодолению последствий международных секторальных санкций ~р ф р юла Меры налогового характера — введение льгот для компаний, инвестирующих в импортозамещение и локализацию производств на территории России; — освобождение импортируемого высокотехнологичного оборудования, запасных частей и расходных материалов от таможенных пошлин 'акции компании н выкуп этих акции за счет с едств Фонда национального благосостояния Меры общеэкономического характера ! реализация программы ортозамещения ТЭК; мп — проведение корректировки деиствующнх принятие (при необходимости) новых ммпых документов в сфере развития ствующих отраслей промышленности тозамещение) ТЭК н иных лений развития российской экономики 23 Введение исключений е ящ — отмена санкций за отклонение о требований Технического регламента случаях, когда произошло ухудшени качества выпускаемой продукции в связи переходом на импортозамещение илн альтернативных поставщиков; — пересмотр лицензионных обязательств компаний (продление лицензий) Источник — разработано автором.
— внедрение механизма госгарантий и иных инструментов доступа национальных нефтегазовых компаний к «дешевым» и «длинным» деньгам; — разработка и введение комплексной системы мер государственной поддержки отечественнь|х компаний — разработчиков программного обеспечения; — проведение дополнительной эмиссии В дополнение к перечисленным классифицированным мерам также предложено осуществить: — Привлечение азиатских партнеров, в том числе с помощью мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования, к финансированию и реализации проектов по локализации производств актуального оборудования, материалов и других компонентов для ТЭК на территории России, в первую очередь в зонах опережающего развития на Дальнем Востоке. Прежде всего, работа с теми компаниями, которые обладают достаточными финансовыми и технологическими ресурсами и заинтересованы в поставках российских углеводородов.
— Введение системы расчетов за поставлснные углеводороды в рублях. Формирование условий для ведения биржевых торгов и котировок национальных сортов нефти в рублях. — Уход с западных площадок торговли ценными бумагами (Нью-Йорк и Лондон) на азиатские фондовые биржи. — Переориентация экспортных потоков российской нефти и нефтепродуктов с портов Литвы и Латвии, активно поддержавших введение ограничительных мер в отношении России, на российские порты на Балтике и Черном море (Усть-Луга, Приморск, Новороссийск). — Введение запрета на экспорт высокотехнологичного оборудования за пределы таможенной территории Российской Федерации; — Разработка и реализация госпрограммы возрождения российского производства бурового, геофизического и аналитического оборудования, компьютеров и программного обеспечения (необходима собственная операционная система) и программных и программно-аппаратных комплексов (в частности, горно- геологических) на базе российских технопарков (возможно в сотрудничестве с партнерами из БРИКС).
7. Оценены перспективы компании «Лукойл» по преодолению современных негативных экономических условий, связанных с введением санкционного режима против России. Выявлено, что компания «Лукойл» в краткосрочной перспективе будет испытывать наименее сильное давление со стороны секторальных санкций по сравнению с другими нефтегазовыми российскими гигантами отрасли: — во-первых, из-за ограниченного количества проектов, попадающих под влияние санкций.















