Диссертация (1137806), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Этическийподход ограничивает возможности инвестирования, что при прочихравных приводит к некоторым финансовым потерям. ИсследованиеБенабу и Тироль (2006) [13] показало, что денежные стимулы имеютпобочные эффекты: получение денежных доходов препятствует свободному альтруистическому поведению.Критике в основном подвергается сама система избирательности ОИФ.
Компании, исключенные менеджерами ОИФ при вложениисредств, как правило, являются объектами экологического законодательства. И напротив, сектора, поддерживаемые ответственными ин-62весторами, получают существенные государственные субсидии. Возникает проблема согласованности деятельности ответственных инвесторов и законодательного органа. Другой вопрос, должны ли мы исключать из объектов СОИ компании, чье производство сопровождается большим объемом выбросов СО2? В теории — да, если верить, чтоизменение климата представляет собой серьезную угрозу для экологической системы. Однако на практике данные компании часто в добровольно–принудительном порядке платят за ущерб либо для улучшения своей репутации, либо для сохранения легитимности своейдеятельности.
Тем самым не оправдывается политика исключения вотношении такой компании. ОИФ оказывают дополнительное давление на компании, но при этом они не способны заменить государственное вмешательство. В работе Мейра Статмана [111] были описаныдва основных эффекта деятельности ответственных инвесторов.Рис. 2. 1. Прямой эффект от деятельности ответственных инвесторов63Рис. 2.
2. Косвенный эффект от деятельности ответственныхинвесторовВо-первых, прямой эффект, который проявляется в продажеценных бумаг «безответственных» компаний, например, производителей алкоголя, или отказ от их покупки, что приводит к сдвигу предложения инвестиций влево (с S1 до S2) (рис. 2.1). В связи с этим частьновых проектов (например, внедрение новых алкогольных напитков)может быть отвергнута из-за нерентабельности. Но следует подчеркнуть, что данный эффект сильно зависит от соотношения активовобычных и ответственных инвесторов.Во-вторых, косвенный эффект, который связан с государственной политикой. Этот эффект проявляет себя сильнее. Действия зеленых инвесторов в основном направлены на то, чтобы привлечь внимание правительства к данной проблеме, так как оно может ввести болеевысокие экологические налоги.
Дополнительные налоги толкают64спрос на финансовый капитал вниз с D1 до D2 (рис. 2.2). Издержкикомпании растут, объем инвестиций падает.Специфический характер зеленых инвестиций, которые приносятне только финансовые, но и моральные выигрыши, меняет классическую мотивацию инвесторов и их общее поведение. Чувство удовлетворения, возникающее от участия в ООС, может перевесить финансовые потери. В 2005 году Бил, Гойян и Филлипс [10] провели анализмотивации ответственных инвесторов. Они показали, что никакаяконкретная мотивация (финансовые и нефинансовые выгоды или изменение социального статуса) не может полностью объяснить поведение ответственного инвестора.
Всегда существует определенный компромисс. Авторы предложили несколько функций полезности СОИ:(1) Психологический выигрыш от СОИ можно рассматривать какэквивалент удовольствия от участия в азартной игре, где можно выиграть или проиграть (Бил, Гойян, Филлипс [10], стр. 17).Рис. 2. 3. Полезность от этической инвестиции, от отказа инвестировать и от неэтической инвестиции65Независимость удовольствия от участия от результатов игры означает, что инвестор получает одновременно и финансовый выигрыши удовольствие от процесса инвестирования. Если инвестиция является неэтической, то инвестор получает даже меньше полезности, чемон бы получил, не вкладывая средства вообще (рис.
2.3).(2) Функция полезности инвестора может включать в себя показатель «ethicalness» («уровень этичности») инвестиции, тем самымвозникает пространство риск–доходность–этичность инвестиции (Бил,Гойян, Филлипс [10], стр. 19).Рис. 2. 4. Стандартные кривые безразличияВ этой модели инвестор может согласиться на меньшую доходность, если уровень этичности инвестиции выше. Но это не являетсяверным для всех ответственных инвесторов.
Стандартная функцияполезности включает риск и доходность. Кривые безразличия инвестора восходящие, так как дополнительная доходность компенсируется более высоким дополнительным риском (рис. 2.4):U = f(EK, σR)66Для случая СОИ добавляется третий параметр – уровень этичности (e) инвестиции, и мы получаем пространство риск–доходность–этичность (рис. 2.5): U = f(EK,σR, e).Рис. 2. 5. Кривые безразличия в пространстве риск–доходность–этичностьСуществует также частный случай: некоторые инвесторы никогда не соглашаются на дополнительную доходность, они предпочитают сохранять свой уровень этичности – следовательно, нужно ограничить пространство (результат представлен на рис.
2.6). В данной модели можно рассматривать три группы инвесторов:a.заинтересованные в выборе между риском, доходностью иуровнем этичности;b.не желающие выбирать между доходностью и этичностью;c.не рассматривающие риск и доходность и максимизирующиетолько уровень этичности при ограничении бюджета.67Сложность представляет расчет значений этичности для конкретных инвестиций.Рис.
2. 6. Ограниченное пространство риск–доходность–этичность дляинвестора с ограничением минимального уровня этичности(3) Психологический выигрыш от СОИ можно также рассматривать как эквивалент счастья, получаемого от приятных занятий, например, хобби (Бил, Гойян, Филлипс [10], стр. 23). В данном случаемы можем использовать инструменты, разработанные исследователями экономики счастья.
В частности существует концепция полезностиот опыта (частный случай полезности от принятия решений). Преимуществом является то, что эта полезность может быть прямо измерена. В статье (2004) [69] Кахнеман, Крюгер и соавторы предложилипараметр – Net Affective Experience (NAE – чистый аффективныйопыт). Это результат, полученный методом опроса, используемый для68измерения благосостояния, которое индивиды придают своей деятельности и различным событиям. Чтобы получить ценность NAE,психологи используют так называемый метод ESM (Experiencesampling method – ESM). ESM может представлять собой устройство,которое издает звуковой сигнал в случайные моменты днем и проситреспондентов описать, что они делают.
Электронный блокнот такжеспрашивает респондентов, какие чувства и какой интенсивности онииспытывают. Далее показатели могут быть усреднены, чтобы получить меру, отражающую реальный ежедневный опыт. Этические инвестиции также обеспечивают поток положительных эмоций (удовольствие от инвестиций, счастье, моральные выигрыши или полезность от приобретенного опыта) в течение времени, и этот поток измеряется NAE.
Полезность, извлекаемая из этого потока удовольствия, равна сумме инвестиций, совершенных в данный период времени, и NAE:ui =∑jh ij µij(*)где hij – время, которое инвесторы посвящают той или иной деятельности j, µ ij – это NAE деятельности j.Инвестор также получает полезность, которая положительно зависит от доходности и отрицательно от риска. Можно представитьполезность от доходности как квадратичную функцию:ui = (1+ b) E R + b E R − cσ R22(**)где ER и σR математическое ожидание и дисперсия доходности.2Общая полезность включает полезность от опыта и полезность отпринятия решения, связанного с этическими инвестициями:U i = ∑ j hij µ ij + (1 + b) E R + b E R − cσ R22(***)69Для тех, кто безразличен к риску и доходности инвестиции,функция сокращается до выражения (*). Если инвестор интересуетсяне только этичностью инвестиций, то он имеет функцию (**).
Промежуточный случай находится между этими двумя экстремумами –(***). Последняя функция отражает этическое и экономическое поведение.В 2001 году Хейнкел, Краус и Зехнер [58] предложили следующую модель влияния действий инвесторов на корпоративную политику компании. В экономике, где бойкотируются акции «безответственных» компаний, обычные инвесторы могут получить дополнительнуюдоходность от данных ценных бумаг. Более высокий риск судебныхразбирательств компании из-за ее безответственной политики (например, нарушение прав человека) является одной из причин предложения компенсации за покупку ее акций (либо снижение цены продажиакции, либо увеличение дивидендов). В то же время отбор ответственных компаний в качестве объектов для инвестиций сдвигает предложение инвестиций вправо для данных компаний.В модели, предложенной авторами, есть два типа инвесторов(ответственные и нейтральные) и два типа компаний (зеленые и коричневые).















