Диссертация (1101683), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Леканта, пишет о том, чтомодальность эвиденциальности сближается с эпистемической модальностьюблагодаря общей семе «наличие информации, подвергаемой обработке» [103].«Персуазивная семантика формируется тогда, когда говорящий анализируетобъем этой информации, степень ее полноты, устанавливает причинноследственные связи между явлениями и делает выводы. Модальностьэвиденциальности – это, как правило, только указание на источникинформации, что в ряде случаев связано со стремлением субъекта речи снять ссебя ответственность за неверно высказанное суждение» [103, 95-96].В настоящей работе эпистемическая модальность и эвиденциальностьрассматриваются как смежные категории, объединенные общностью значений.3.
Терминологический инструментарийНачиная с 70-х годов прошлого столетия в русистике наблюдается своегорода терминологический всплеск. По отношению к модусным отадъективнымдериватам на –о, дающим парентезу, начинают применяться такие термины, какметатекстовые элементы языка, эгоцентрики (эгоцентрические элементыязыка), структурные слова, процедурно-контекстные слова и дискурсивныеслова.3.1 Метатекстовые элементы языкаМетатекстовые элементы языка – понятие, введенное в научный обиходА. Вежбицкой. В работе 1978 года она выделила класс метатекстовых слов ивыражений, с помощью которых говорящий высказывает не само утверждение,44а дает комментарий к основному тексту: «Высказывание о предмете можетбыть переплетено нитями высказываний о самом высказывании» [30, 404].По А.
Вежбицкой, к метатекстовым выражениям относятся:выражения, включающие глагольную лексему «говорить», еепроизводные, их синонимы или активно близкие элементы (короче говоря,иначе говоря, по правде говоря, кстати говоря, иными словами);слова,выражающиедистантноеотношенияговорящегоквысказыванию (собственно говоря, что касается, если речь идет о, скорее);выражения, указывающие направление хода мыслей (впрочем,между прочим, кстати, далее, во-первых, наконец и т.д.).В «метатекстовой рамке» могут оказаться по преимуществу глаголы(повторять, напоминать, обращать (внимание), подчеркивать, добавлять,резюмировать, сообщать, уведомлять, объявлять, предупреждать, отвечатьи др).
Некоторые из них могут быть вводными: Он, говорят, человекнеинтересный. В форме первого лица настоящего времени действительногозалога метатекстовый глагол является «инородным телом», «незаполненнойрамкой» [30].В дальнейшем данный термин применялся в ряде лингвистическихисследований по отношению к интересующим нас элементам языка, например,у М.Ю.
Михеева [84], Е.В. Падучевой [109].3.2 Эгоцентрические элементы языка (эгоцентрики)Эгоцентрические слова и конструкции – это слова, содержащие отсылку кговорящему (ego). Изначально проблема эгоцентризма никоим образом не быласвязана с интерпретацией вводных слов: эгоцентрики рассматривались в связи спроблемой дейксиса. В семиотике эгоцентрики относят к разряду индексальных(илидейктических)знаков,т.е.таким,которыечитаютсяупотребления, а этим местом является сфера коммуникации.45поместуВ лингвистике термин «эгоцентризм» фигурирует в работах К.
Бюлера[27], В Гумбольдта [49], И.А. Бодуэна де Куртенэ [19]. Впервые на принципэгоцентризма вслед за Ф. Боппом обратил внимание В. Гумбольдт:«Большинство слов имеет как бы повествовательную или описательнуюприроду, обозначает объекты сами по себе, безотносительно к какой бы то нибыло личности; напротив, в других случаях как раз выражение последней илисобственная отсылка к ней составляет главную сущность значения» [49, 113]. Ктаким словам он относил, в первую очередь, местоимения.ТерминegocentricparticlularsбылвведенБертраномРасселомприменительно к дейктическим словам.
В своей книге 1948 года Б. Расселписал: «Целью как науки, так и обыденного здравого смысла являетсязамещение изменчивой субъективности эгоцентрических слов нейтральнымиобщественными терминами» [121, 98].В дальнейшем лингвисты стали относить к означаемым эгоцентрическогохарактераиглагольныекатегориилица,времениинаклонения.А.М. Пешковский называл их «субъективно–объективными» [114, 88-91],В.Г.
Адмони – «коммуникативно-грамматическими» [1, 11-12], А.В. Бондарко –«актуализационными»9 [20, 50-60].С концепцией эгоцентрических грамматических категорий связанаинтерпретация Р. Якобсоном так называемых «шифтеров» (категорий,характеризующих сообщаемый факт по отношению к факту сообщения либо кего участникам) [183, 95-113].9Понятие актуализации было разработано Ш. Балли: «Для того чтобы понятие могло стать членомпредложения, его нужно актуализировать.
Актуализировать понятие – значит отождествить его с реальнымпредставлением говорящего субъекта» [12, 87]. Язык вырабатывает специальные средства актуализации –«актуализаторы», которые могут быть выражены эксплицитно, но могут и подразумеваться.. Под«актуализаторами» Ш. Балли понимает «различные приёмы, употребляемые для превращения языка в речь или,иначе говоря, для того, чтобы связать виртуальные понятия с соответствующими им в действительностипредметами или процессами, чтобы превратить виртуальное понятие в актуальное; следовательно,актуализаторы — это грамматические связи» [12, 93].46Большое значение придавал эгоцентризму Э.
Бенвенист, посвятившийэтому принципу специальную статью «О субъективности в языке» и ряд другихработ, объединенных в разделе книги «Общая лингвистика» под названием«Человек в языке»; под субъективностью он понимал способность говорящегопредставлять себя «в качестве субъекта в том акте, где я обозначаетговорящего» [17, 293-296].Концепции отражения в семантической системе языка эгоцентрическогопринципа получили развитие в работах Ю.С.
Степанова, предложившеготеорию трех типов грамматической абстракции – номинации, предикации илокации [142, 122].С движением лингвистики в сторону изучения текста эгоцентрическиеслова и категории стали осмысливаться как показатели точки зрения, с которойдолжен прочитываться данный текст. В результате термин «эгоцентрик» вышелза пределы дейксиса и сблизился с категорией модальности. По выражениюЕ.В.
Падучевой, «…субъективная модальность – это эгоцентричность минусдейксис» [109, 299]. Соответственно, эгоцентрики стали пониматься какпоказатели субъективизма (к эгоцентрикам стали относить не только справа,слева, сегодня, завтра, этот, тот, но и конечно, по-видимому, наверное, всамом деле). Таким образом, на современном этапе принцип эгоцентризмаотражает проявление в языковых значениях отсылки к любому обозначенномусубъекту сознания, выступающему в качестве говорящего.Языковые элементы, семантика которых предполагает в каноническойречевойситуацииговорящего,весьмаразнообразны.Е.В.Падучева,обратившись к семантике нарратива и выделив три ипостаси говорящего,разделила эгоцентрические элементы языка нате,которыесвязаны ссубъектом дейксиса, и те, которые связаны с субъектом сознания и речи.
Ссубъектом дейксиса связаны местоимения и пространственные предлоги /наречия(мимо,впереди,вдали,справа).обнаруживают:47Субъектасознанияиречиметатекстовые вводные слова и модальные частицы. Вот переченьметатекстовых оборотов, составленный Е.В.Падучевой: а именно; например;без преувеличения; более того; в довершение всего; в каком-то смысле; в концеконцов; в общем; в частности; напротив; начать с того; нечего сказать;однако; одним словом; откровенно говоря; по крайней мере;вводные«предикатывнутреннегосостояния»,функционирующиекак(список Е.В. Падучевой): без сомнения; безусловно; бесспорно; всамом деле; вероятно; видимо; видно; возможно; все равно; действительно;должно быть; думается; итак; к несчастью; к сожалению; к счастью;кажется; конечно; может быть; (как) на беду; на самом деле; на счастье;наверное; не дай бог; некоторым образом; по всей вероятности; по-видимому;пожалуй; разумеется; скорее всего; слава богу; странное дело; увы;удивительное дело; чего доброго; что обидно; что приятно;предикаты сходства и подобия (напоминает);показатели идентификации (не кто иной как, тот самый);слова со значением неожиданности (вдруг);неопределенные местоимения; обобщающие «врезки» (как частобывает, вообще);слова с оценочным значением [109, 276-284].Позже Е.В.
Падучева различит первичные и вторичные эгоцентрики — всоответствии с тем, изменяется или не изменяется значение слова при переходеот речевого режима интерпретации к нарративному [109, 269], что, в своюочередь, имеет отношение к разграничению первичного и вторичного дейксиса.Понятие эгоцентрика в лексической семантике оказалось связанным нетолько с наличием субъектной семы в семантике слова, но и со способомвыражения субъекта. Н.К.
Онипенко пишет, что собственно эгоцентрикаминазывают те языковые средства,которые «без показателясубъекта (безместоимения Я и аффиксов 1-го лица) читаются в связи с Я-модусной рамкой,48обнаруживают присутствие субъекта модуса, говорящего» [95].Понятиеэгоцентрика соединило лексическую семантику и семантику морфологическихкатегорий, связало проблему эгоцентризма с проблемой классификацииграмматических категорий.
М.А. Шелякин, рассматривая грамматическиеобъекты в связи с проблемой мотивированности языковой системы, используетпонятие «эгоцентризм» иориентационныйэтикетный,(впредлагает различать четыре типа эгоцентризма:которыйвходят:персональный,пространственно-локализующий,событийно-интерпретирующий,коммуникативно-темпорально-локализующий);информационно-интерпретирующий,информационно-актуализирующий – ираспределяет грамматические исемантические категории между этими четырьмя типами [177, 208-241].3.3 Структурные и процедурно-контекстные словаГоворя о терминах, служащих для обозначения исследуемых намиязыковых единиц, необходимо упомянуть о сочетании «структурные слова».Данный термин использовался в рамках словарного проекта Институтарусского языка РАН имени А.С. Пушкина, результатом которого сталосоздание учебного словаря структурных единиц русского языка: «всевключенные в словарь единицы объединены тем, что они отражают областьосновных языковых и внеязыковых отношений, в том числе синтаксических(предлоги, союзы, связочные и полусвязочные глаголы), модальных (частицы,вводные слова), указательных – местоимения, количественных – числительные,эмоциональных и этикетных (междометия)» [85, 104].Термин «процедурно-контекстные слова» употребляется в работахА.Н.
Баранова и П.Б. Паршина, например, в [13]. Процедурный подход былподробно описан И.М. Кобозевой [71]. Его суть заключается в следующем:одна и та же процедура (инвариант) может дать разные результаты (варианты),будучипримененнойвразныхусловиях49(контекстах).Согласнорассматриваемой концепции, процедурно-контекстные слова – это такие слова,употребление которых опирается на контекст и ситуацию общения. Такимобразом, интересующие нас элементы языка в очередной раз подводятся подболее широкую категорию.3.4 Дискурсивные словаТермин «дискурсивные слова» (ДС) был впервые использован в работахфранцузского лингвиста Освальда Дюкро для обозначения единиц различнойкатегориальной принадлежности, играющих существенную роль в организациитекста: они указывают на различного рода отношения между коммуникантами,обеспечивают связность текста, выражают логические и др.















