Русская эсхатологическая легенда - источники, сюжетный состав, поэтика (1101602), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Так, мотив «Печать антихриста» имеет всвоем составе семы «Антихрист», «Заколдованный мир», «Страдания и катастрофы».В § 3.2.3. охарактеризованы основные темы и мотивы, составляющие ОЭС.§ 3.2.3.1. Эсхатологическая эпоха. «Эсхатологическая эпоха» («последниевремена») – наиболее популярная тема народных рассказов (не случайно в ней можновыделить несколько самостоятельных подтем). Она, с одной стороны, является«вербально зафиксированным смыслом» массы эсхатологических поверий, а, с другой –мотифемой, инвариантом для большинства относящихся к ней мотивов (по этомупризнаку ее можно уподобить лирической теме). Тема «Эсхатологическая эпоха»описательна; элементы наррации возникают при описании настоящих и будущих бедствийи катастроф («Страдания и катастрофы»).§ 3.2.3.1.1. Испорченный мир.
Согласно традиционным народным представленияммир в эсхатологическую эпоху необратимо ухудшается, деградирует. В данной подтеме2Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004.14мы выделяем четыре основных мотива: деградация нравственности, физическаядеградация человека, деградация окружающей среды и обезлюдение Земли.§3.2.3.1.2.Чудесныймир.В«последниевремена»будутпроисходитьвсевозможные чудеса, природные и социальные аномалии.
Как чудеса устная традицияописывает и оценивает новые технические средства. Техника издавна ассоциировалась внародной традиции с колдовством: суеверные крестьяне приписывали ремесленникам(кузнецам и гончарам) связь с нечистой силой. Новая техника, внедрявшаяся в XIX – XXвв., рассматривалась крестьянами в таком же ракурсе. В радикальной старообрядческойсреде технические новации встречали сопротивление как нововведения антихристовойвласти. Таким образом, отношение к технике в народной среде было преимущественнонегативным и настороженным. В крестьянской ЭЛ мотивы, связанные с техническиминововведениями (появлением «железных коней», «железных птиц» и «железнойпаутины»), особенно популярны.
По всей видимости, образы «железных коней» и«железных птиц» восходят к четырем всадникам и саранче Апокалипсиса. В параграфепрослеживается эволюция этих образов, и рассматриваются вероятные причины подобныхтрансформаций, их связь с традиционным фольклором. Другие реализации темы«Чудесный мир» – мотивы, связанные с природными и социальными аномалиями.§ 3.2.3.1.3. Перевернутый мир. Структура мира в большинстве мифопоэтическихтрадиций описывается как система противопоставлений.
Конец света мыслится какпереворачивание, инверсия основных оппозиций, затрагивающих все уровни организациикосмосаприродногоичеловеческого.Наиболеепопулярныегруппымотивов,представленные в этой теме: превращение воды в золото, отвердение природы, смешениемужскогоиженского,уподоблениелюдейживотным.Водаизолотопротивопоставляются как дорогое/дешевое, редкое/ общедоступное (в эсхатологическуюэпоху члены оппозиции меняются местами). Таким же образом природные объектыстановятся металлическими (живое/неживое), а люди своим поведением начинаютнапоминать животных. Перечисленные группы мотивов анализируются с точки зрения ихсвязей с церковной литературой и фольклорной традицией.§ 3.2.3.1.4. Заколдованный мир.
В эсхатологических рассказах мир последнихвремен нередко характеризуется как мир, попавший под влияние нечистой силывследствие отречения человека от истинной веры и традиционных моральных устоев. Всовременных эсхатологических легендах эта тема очень часто осмысляется каккодирование, зомбирование людей антихристом и его слугами с помощью современнойтехники. Мотив отступления от веры в «последние времена» был характерен еще дляраннехристианской письменности («восстанут многие лжехристы и лжепророки и дадут15многие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» – Мф 24; 24).В христианской истории любая эпоха роста религиозного свободомыслия илисекуляризма традиционно трактовалась как время приближения «последних времен».Другим популярным (особенно в прихрамовой среде) мотивом является мотивотступничества иерархов церкви от канонического православия (см.
пророчества русскихсвятых и старцев – Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского и др.).«Заколдовывание» мира антихристом в народных рассказах (главным образомзаписанных в прихрамовой и старообрядческой среде) осуществляется посредством СМИ– телевидения, радио и т.п. Причина такого отношения лежит на поверхности: со временсвоеговнедрениятелевидениесталосредствомраспространениявраждебныхрелигиозному мировоззрению идей – сначала советской пропаганды, а затем западноймассовой культуры. Не случайно средства современной техники, используемые дляпередачи информации, получили в ЭЛ яркое образное оформление: телевизор – «иконазверя» (Апокалипсис), вход в иной, демонический мир (ср. с зеркалом в гаданиях). Другойпопулярный мотив – зомбирование людей антихристом с помощью СМИ или печатиантихриста.§ 3.2.3.1.5.
Страдания и катастрофы. Одна из центральных идей и христианской,и народной эсхатологии – представление о «конце света» как о времени невыносимыхстраданий и ужасов (идея, зародившаяся в древнееврейской эсхатологии, давшей началохристианской и, следовательно, русской эсхатологической традициям). Она восходит ещек эсхатологическим мифам; в канонических христианских текстах описаниям страданий икатастрофтакжеотведенаважнаяроль.НароднаяЭЛвыбираетизспискаэсхатологических бедствий ряд наиболее популярных мотивов: засуха, голод, разрушениекрупных городов (Москвы и Петербурга).
В параграфе анализируются связи указанных идругих мотивов с церковной литературой и традиционным фольклором.§ 3.2.3.1.6. Эсхатологическая война. Данная подтема периферийна для темы«Эсхатологическая эпоха». Причина этого коренится в том, что в церковной литературе«последние времена» традиционно увязывались с войной, однако четкого представленияоб «эсхатологической войне» так и не было выработано. В современной русской ЭЛданный мотив представлен во всех социальных и конфессиональных группах.
Существуетряд своеобразных реализаций данной подтемы: будущее китайское нашествие, завоеваниекитайцами Сибири и др. С ней тесно связан образ «последнего царя», популярный вприхрамовой среде (особенно среди сторонников реставрации монархии). В соответствиис «Откровением Мефодия Патарского» он будет править перед пришествием антихриста.16§ 3.2.3.2.
Эсхатологическая катастрофа. Основное содержание этой темы –глобальный катаклизм, уничтожающий мир в существующем виде. Эсхатологическаякатастрофа может представать в разных формах: как сожжение мира, столкновение Землис «планетой», всемирный потоп и пр. Представление о том, что мир будет уничтожен спомощью огня, восходит к раннехристианской традиции (2 Петр 3; 10). С другой стороны,вполне вероятно предполагать и мифологические истоки подобного представления:согласно народным рассказам мир будет сожжен огнем, а небо упадет на Землю (редукцияоппозиции небо/земля). Мотив столкновения Земли с планетой восходит ко второйполовине XIX в.; в современных текстах он стал особо популярным благодаря СМИ.
Ещеодин регулярно встречающийся в эсхатологических рассказах мотив – новый всемирныйпотоп – не имеет опоры в церковной традиции и строится по аналогии с представлением опрошлом всемирном потопе.Для темы «Эсхатологическая катастрофа» характерно наличие мотивов, которыеможнорассматриватькакмотивы-эпилоги(полноеобезлюдениеЗемлипослеэсхатологической катастрофы и будущее возобновление жизни от единственнойоставшейся в живых человеческой пары). Фабула подобных рассказов приближается кклассическим эсхатологическим мифам, построенным по циклической временной модели.§ 3.2.3.3. Антихрист. Пришествие антихриста является кульминацией основногоэсхатологического сюжета и в большинстве случаев относится рассказчиками кбудущему.
В отличие от темы «Эсхатологическая эпоха» тема «Антихрист» носит ярковыраженный нарративный характер, поскольку актуализирует в повествовании ряд другихмотивов разного свойства (мотивов-действий и мотивов-характеристик). Если к первымдвум компонентам основного сюжета вполне применимо понятие мотифемы, то в данномслучае речь идет скорее о мотиве как о «тематическом итоге фабулы», совокупностиразного рода статических и динамических мотивов. В итоге история антихриста можетразворачиваться в самостоятельное фабульное повествование.Образ антихриста начал формироваться в еврейской традиции на основе образа«нечестивого царя» книги Даниила (Антиох Епифан).
В раннехристианской традиции онпредстает в двух трактовках: как враг христианства, внешний по отношению к нему(Апокалипсис) и как соблазнитель христиан – лжемессия (Евангелие, Послания Павла).Народные легенды об антихристе можно разделить на три группы. В одних онхарактеризуетсякак «духовный антихрист», некая темнаясила, направляющаядеградацию мира (тема «Заколдованный мир»), в других изображается в соответствии сцерковными представлениями как фигура апокалиптических времен (тема «Антихрист»),в третьих – как уже фигура, описываемая вне реального времени и пространства.17Далее в параграфе рассматриваются группы мотивов связанные с образомантихриста, их источники в церковных текстах и традиционном фольклоре.
Антихристможет осмысляться как сатана, сын сатаны, грешный человек, рожденный «мнимойдевой» из колена Данова от нечистого духа или в результате «непорочного зачатия»; егооблик варьируется (ложно благообразен, подобен змею, черту). Воцарение антихристарассказчики нередко относят к периоду, наступившему после «всемирной войны». Важноеместо в анализируемой теме занимает мотив «Печать антихриста», связывающий темы«Антихрист» и «Эсхатологическая эпоха», поскольку введение печати антихристарассматривается как начало его открытого правления.
В параграфе описываютсяисторические варианты реализации этого мотива: от клейма к документу, электронномуустройства, чипу, ИНН и т.п., идентифицирующему человеческую личность.В народной и церковной традиции существует устойчивое представление о рядепредтеч антихриста (Петр I, Ленин, Сталин). Их именования и факты биографиипереосмысливаются в соответствии с эсхатологическими представлениями.§3.2.3.4.СтрашныйСуд.ТемаСтрашногоСудаохватываетсобытиянепосредственно связанные с наступлением светопреставления: знамения, предвещающиескорое наступления Страшного Суда и относимые большинством рассказчиков ковременам антихриста, сам Страшный Суд и мотивы-эпилоги. Наиболее часто в качествезнамений приближения Страшного Суда изображаются проповедь двух свидетелей (Илияи Енох) и воскресение Серафима Саровского (мотив, характерный для околоцерковногофольклора).














