Автореферат (1101594), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Перро, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, а такжеизвестных романтиков Э.Т.А.Гофмана, А. Шамиссо и др.На наш взгляд, рассматриваемые пьесы можно разбить на две группы,различающиеся как подходами к построению образов героев, так и в целом похудожественному методу. К первой принадлежат произведения, опирающиесяна традиционные, близкие к фольклорным, художественные средства присоздании характеров. В этих пьесах обогащение образов по сравнению сфольклорнымипервоисточникамисводитсяглавным образомкболеевыразительной обрисовке привлекательных качеств протагонистов, усилениюих активности в развитии действия. По сути же характеры героев близки к3233Там же.
С. 213.Там же. С. 161.15привычным фольклорным типам. К этой группе можно отнести пьесыТ.Г.Габбе и С.Я. Маршака.Ко второй группе мы предлагаем отнести драматические сказкиписателей, которые использовали оригинальные авторские способы построенияхарактеров. Это пьесы А.Н. Толстого, Ю.К.
Олеши, В.А. Каверина,Е.Л.Шварца, опирающиеся на сюжеты и мотивы произведений фольклора, атакже классических литературных сказок. В них используется более широкийспектрспособовсозданияобразовгероев.Крометрадиционныххудожественных средств применяются переосмысленные способы воплощенияромантических характеров, что связано и с влиянием революционнойромантики времени. Коллективный протагонист – группа персонажей,выступающая в качестве главного героя, является одной из новаторских чертдраматической сказки «Три толстяка», наряду с монтажной композицией, яркойобразностью и цирковым началом. Образы персонажей пьесы А.Н. Толстого«Золотой ключик» представляют собой причудливое сочетание черт характеровтрадиционных культурных и литературных героев и детской психологии.
Впьесах Е.Л. Шварца «Голый король» и «Снежная королева», основанных насюжетах известных сказок Г.Х. Андерсена, пересмотрена система персонажейсказок – источников. Введены новые действующие лица, резче выявляющиесоциальную сторону конфликтов (например, Советник коммерции в «Снежнойкоролеве»), усилен психологизм образов. Еще заметнее преобразования всистеме героев и методах создания образов в более поздних пьесах драматурга:«Тень», также основанной на сюжете одной из сказок Г.Х. Андерсена, и«Дракон».
Глубокий психологизм в образах протагонистов, подробнаяобрисовка даже второстепенных персонажей характерны для этих зрелыхпроизведений.В § 3 «Тип «героя-искателя» в русской драматической сказке 1930 50-х гг.» выявлены обновленные разновидности заглавного типа: «искательпропавшего близкого человека»; «искатель невесты»; «искатель-бунтарь»;«искатель-освободитель»; «искатель нового», исследовано их воплощение вразличных пьесах.16Герои, составляющие тип «искателя пропавшего близкого человека»,заимствуют у протагонистов народных сказок главные положительные черты:смелость, решительность и доброту. Но в соответствии с поэтикой пьес-сказокони наделены индивидуальной психологией и своеобычными характерами,развивающимися по ходу действия.К типу «искателя пропавшего близкого человека» примыкает тип«искателя невесты».
В пьесах советских драматургов 1930-50-х гг. этот типпретерпевает значительные изменения. Зачастую герои в завязке действия нетолько не являются «искателями невест», но преследуют совершенно иныецели. Любовная линия возникает как вспомогательная по отношению косновному конфликту.Тип «искателя-бунтаря» схож с типом «искателя-освободителя» как насюжетном, так и на образном уровне. Однако между этими двумя типами есть исущественные различия. Если характеры «искателей-бунтарей» (к которымможно отнести Караколя из драматической сказки «Город Мастеров…»Т.Г.Габбе и Солдата Ивана Тарабанова из пьесы С.Я.
Маршака «Горя бояться –счастья не видать») отмечены значительным влиянием народной сказочнойтрадиции, то характер «героя-освободителя» (Ланцелот из пьесы «Дракон»Е.Л.Шварца) связан с фольклорной сказкой в существенно меньшей степени.Основные особенности образа Ланцелота, – это рефлексия и переживаниевнутреннего конфликта, способность к развитию и росту.Вдраматическойсказкерассматриваемогопериодафигурируетобновленный тип героя – «искатель нового».
К этому типу относятся Ученый(«Тень» Е.Л. Шварца) и Буратино («Золотой ключик» А.Н. Толстого). Ученыйприезжает в южную страну, движимый любопытством и стремлением кпознанию нового. И именно в сказочной, волшебной стране герой приобретаетзнания о настоящей жизни и ее законах. Основной мотив, управляющийповедением Буратино, – неуемное любопытство. Он – носитель традиционногомотива: «мальчик, с которым постоянно случаются приключения»34.34Степанов Ю.С.
Буратино // Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.:Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 704.17В § 4 «Тип протагониста - «пострадавшего героя» в русскойдраматической сказке 1930-50-х гг.» отмечено, что советских драматургов,работавших в жанре драматической сказки, привлекали характеры активныхгероев. Поэтому тип «пострадавшего героя»35, по В.Я. Проппу, почти невстречается в сказочной драматургии 1930-50-х гг. в чистом виде. В полноймереему(атакжетипу«гонимойпадчерицы»вклассификацииЕ.М.Мелетинского) соответствует лишь Падчерица из пьесы С.Я. Маршака«Двенадцать месяцев».
Однако С.Я. Маршак наделяет ее индивидуальнымичертами, которые делают образ героини сложнее и богаче, чем традиционныйсказочный тип. Героине присущи бóльшая активность и решительность посравнению с образом падчерицы в фольклоре.Содержательно к типу «пострадавшего героя» примыкают героинипьесы-сказки Т.Г. Габбе «Хрустальный башмачок» и киносценария Е.Л.Шварца«Золушка». Золушка в киносценарии Е.Л. Шварца значительно отличается отгероинь Т.Г. Габбе и С.Я. Маршака. Ее образ отмечен углубленнымпсихологизмом.Упомянутыеавторыуглубилииобогатилитрадиционныйтип.Неизменными в характерах героинь остались только такие принципиальноважные черты, как доброта, трудолюбие, скромность.В § 5 «Новые типы героев-протагонистов в русской драматическойсказке 1930-50-х гг.» рассматриваются такие типы протагонистов, как«романтический герой»; «рефлексирующий герой»; «герой, борющийся противсистемы», «коллективный протагонист».
Эпоха коренных преобразований вжизни общества, революционной романтики, а также художественныетенденции в литературе этого периода потребовали появления героев новоготипа.К типу «рефлексирующих» героев относятся Ученый, Ланцелот, а такжепротагонист пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо» ХозяинВолшебник.романтическойПоявлениеитакиходновременногероевобусловленофилософскойрядомпричин:направленностьюпьесдраматурга, а также влиянием литературных и театральных тенденций времени.35Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки.
М.: Наука, 1969. C. 38.18Если в народной сказке протагонист, как правило, борется с отдельнымисоциальными противниками (часто это гордая царевна или злой царь), тоглавный герой в русских драматических сказках 1930-50-х гг. нередко вступаетв борьбу не с отдельными антагонистами, а с их группой или обществом вцелом. Предлагаем назвать такой тип сказочного протагониста «героем,борющимся против системы». Таковыми являются коллективный протагонист впьесе «Три толстяка», Генрих («Голый король»), Ученый («Тень»), Ланцелот(«Дракон»).В § 6 «Герои – «выразители авторских идей» в сказочнойдраматургии Е.Л.
Шварца» проанализированы в контексте типа «выразительавторских идей» характеры следующих героев: Сказочник (пьеса «Снежнаякоролева»); Ученый («Тень»); Ланцелот («Дракон»); Хозяин-Волшебник(«Обыкновенноечудо»).Являясьсамоценнымииполнокровнымихудожественными образами, принадлежа к числу главных действующих лицпьес, герои в очень яркой, зачастую метафоричной и афористичной формевысказывают авторские философские идеи, связанные как с важнейшимионтологическими проблемами бытия (о соотношении сил добра и зла в мире),так и с проблемами творчества (например, с вопросами ответственностихудожника в широком смысле – творца, перед его созданиями).В третьей главе «Конфликт в русской драматической сказке 1930-50х гг.» выстроена типология конфликтов в русских сказочных пьесахрассматриваемого периода.
Глава состоит из шести параграфов.В § 1 «Принципы построения типологии конфликтов в русскойдраматической сказке 1930-50-х гг.» систематизированы конфликты врусской сказочной драматургии указанного периода. В качестве основы дляклассификациивыбраныисточникиконфликтов,возможностьихпринципиального разрешения в рамках произведения, а также состав ихучастников и сфера развертывания, и, наконец, степень их сюжетнойпроявленности.В работе конфликты разделены по двум главным оппозициям:«казуальные – субстанциальные» и «внешние – внутренние». К казуальнымвнешним конфликтам относятся типы «человек против человека или группы»19(например, морально-этический, социальный, семейный, любовный), «человекпротив общества» (например, борьба с завоевателями и угнетателями,конфликт,связанныйконфликт)иприроды».«человекКссоциальнымипротивпротиворечиями,сверхъестественного»,субстанциальнымвнешнимромантический«человекконфликтампротивпринадлежатидеологические (например, философский, религиозный, морально-этический) иметафизические (человек против судьбы) конфликты.
Особого вниманиязаслуживаютвнутренние(морально-нравственные,психологические)конфликты, которые могут быть как казуальными, так и субстанциальными.В § 2 «Реализация и переосмысление традиционных конфликтов,характерных для волшебных народных сказок, в русской сказочнойдраматургии 1930-50-х гг. (на материале пьес Т.Г. Габбе, В.А.
Каверина,С.Я. Маршака, Е.Л. Шварца)» анализируются такие казуальные конфликты,как социальный, семейный, морально-этический.В русской драматической сказке 1930-50-х гг. в большой степенииспользовались традиционные типы конфликтов, присущие русской народнойволшебнойчеловекасказке:соморально-этические,сверхъестественнымисоциальные,силами.Однакосемейные,борьбаморально-этическиеконфликты в этих пьесах, как правило, совмещены с конфликтами другихтипов, прежде всего с социальными и семейными. Конфликты переходят изплоскости обыденной или же абстрактной морали в плоскость общественныхотношений,ивнекоторыхпроизведенияхподнимаютсянауровеньидеологических конфликтов – столкновения различных мировоззрений. Такойуровень воплощения конфликтов создает предпосылки для появлениядраматическихсказок,основанныхнасубстанциальныхконфликтах:философских или психологических.В § 3 «Воплощение традиционного «литературного» конфликта врусской сказочной драматургии 1930-50-х гг.: романтический конфликт впьесах Е.Л.
Шварца «Тень» и «Дракон» рассматриваются конфликты,заключающиеся в противостоянии героя – неординарной личности – иприземленного окружения, которое не понимает и не принимает его.20Романтический конфликт может также представлять собой борьбупротиворечивых сил в душе протагониста (его борьбу с самим собой) или споргероя с мирозданием.















