Автореферат (1101534), страница 2
Текст из файла (страница 2)
М.В. Ломоносова.ОсновныеположенияработыбылипредставленыввидедокладовнаXX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых«Ломоносов» в 2013 году и на XXI Международной конференции студентов,аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2014 году, по теме работы вышло 5публикаций, 3 из них — в журналах из перечня ВАК.Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которыхвключает три параграфа, заключения и библиографического списка.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обоснованы выбор предмета исследования, постановка цели изадачи.
Представлена общая характеристика романтической прозы иенского игейдельбергскогопериодов.Подробноописаныподходыкисследованиютрансформации немецкой романтической прозы, разработанные в отечественной изарубежной германистике.Первая глава «Трансформация ключевых романтических идей и мотивовв романах Эйхендорфа» включает три параграфа. В первом параграфе «Проблемыэпохи» раскрывается процесс трансформации основных черт литературной эпохи наразных этапах творчества писателя.Первый роман Эйхендорфа, «Предчувствие и действительность» (1810—1815)должен был дать образ «предгрозовой поры»18 — перед началом освободительных18Eichendorff J.
v. Sämtliche Werke / Historisch-kritische Ausgabe. – Bd. 12. Briefe von Eichendorff. Regensburg,1910. S. 9. Перевод мой — Д.Ч.5войнпротивНаполеона,сточкизренияписателя,временивсеобщейнеудовлетворенности. Первая причина этого — подчиненное положение немецкихземель после неудачных коалиционных войн. Помимо уязвленной национальнойгордости, военные неудачи повлекли за собой ряд изменений, которые для католикадолжны были выглядеть как попрание «старой правды» (II, 286)19. Именно с этойточки зрения Эйхендорф позже описывает ситуацию в своей работе «Опоследствиях отмены в Германии территориального суверенитета епископов имонастырей» (Über die Folgen von der Aufhebung der Landeshoheit der Bischöfe undder Klöster in Deutschland, 1819).Национальный и религиозный аспекты проблемы постепенно раскрываются входе действия романа.
Главный герой вначале осознает необходимость участвоватьв общей борьбе за «немецкое» дело (II, 160), а затем приходит к выводу онеобходимости духовного пробуждения народа: «тяжеловесность» немцев, любовь кпокою и благам мира сего делает их глухими к зову высших ценностей ипрепятствует борьбе за национальную самостоятельность. Поэтому итог пути героя«Предчувствия и действительности» — утверждение ценности надиндивидуальногодуховного начала, осознание тщеты «земных забот и хлопот» и необходимостиготовить души людей «божественными истинами религии» (II, 286) дляпоследующий национально-освободительной борьбы.Освобождение страны от иноземной власти и устройство ее жизни натрадиционных основаниях составляет главный предмет заботы и других ключевыхперсонажейпервогороманаЭйхендорфа.Подобнаярасстановкаакцентовпрослеживается и в прямых высказываниях писателя.При этом Эйхендорф подчеркивает тягу героя к инобытию, смыкаясь в этом сиенскими романтиками; «религиозное отречение» (которое у иенцев не звучало)представлено им в первую очередь как реакция на атмосферу бездуховности.Писатель-романтик утверждает тоску по иной, высшей, реальности как один изглавных признаков человека творческого, отличающего его от филистера (XII, 5—6).
С таким типом человека, хранителя национального начала («Kernhalter deutschen19Зд. и далее римскими цифрами I—V обозначается том по изданию Eichendorff J.v. Werke. In 5 Bdn.München, 1970–1988. Перевод мой — Д.Ч.6Sinnes», XII, 8), Эйхендорф связывает возможность «героически преобразить» духнемцев. Так тоска по высшей реальности на гейдельбергском этапе сближается снадеждой на пробуждение национального начала и новое устройство жизни внемецких землях; религиозное и национальное сливаются воедино: уход героя вмонастырь может подразумевать и посвящение себя Богу, и готовность служитьсвоему народу в национально-освободительной борьбе.Таким образом, для раннего Эйхендорфа национальное является основнойценностью, которая утверждается за счет обращения к вековой традиции и, вчастности, к религиозным мотивам.
Нельзя не согласиться с В.М. Жирмунским,который находит, что «―народная нужда―, призыв к борьбе за национальнуюнезависимость — вот руководящая национальная идея Эйхендорфа и его героя».20Как отметил М.Г.Абрамс, общие места христианской культуры в таком контекстеменяют свое содержание21, происходит своего рода сращение «духовного» и«национального» начала.В позднем романе «Поэты и их подмастерья» (1834) писатель обнаруживаетитоги переосмысления своего гейдельбергского этапа. При том же комплексе идейроман фиксирует иную трактовку традиционно-романтических тем: на первое местовыходит начало религиозное, в то время как отношение к национальному(исторической действительности и прошлому) становится все более взвешенным.Во втором романе Эйхендорфа речь идет уже не об устройстве жизниобщества, а о судьбе немногочисленных избранников, чья задача «пережить линькуна земле и вычистить старые крылья перед последним великим полетом в царствонебесное» (II, 296).Преемственность по отношению к первому роману прослеживается, вчастности, в образном оформлении романтической концепции истории.
Как и впервом романе, речь идет о «предгрозовой поре», после которой должна наступитьпринципиально новая историческая эпоха. Однако если в финале первого романабыла очевидна надежда на наступление золотого века, символом которого является2021Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. С. 61.Abrams M.H. Natural Supernaturalism. New York, 1971. Ср. Lämmert E.
Eichendorffs Wandel unter denDeutschen: Überlegungen zur Wirkungsgeschichte seiner Dichtung // Die deutsche Romantik. Göttingen, 1967.S. 219–252.7«пышный» восход солнца в финале, то во втором романе приближается времярешительной битвы, исход которой неизвестен.КонкретноенаполнениеэтихобразовпредвосхищаетпозднееэссеЭйхендорфа «Дворянство и революция» («Der Adel und die Revolution»,опубликовано посмертно в 1866 г.) о наступившем конце дворянской эпохи.Основным, хотя и скрытым от поверхностного наблюдателя, движущим факторомистории признается борьба «религии против вольномыслия (Freigeisterei)» (I, 912);следовательно, и революционные потрясения вызваны «сменой религиозногомировидения» (I, 912).
Иными словами, основной предмет художественной итеоретической рефлексии Эйхендорфа — это сдвиг в общественном сознании,которыйзаключаетсяввыхолащиваниитрадиционныхформ,«внезапномобесценивании старины в общем мнении», в общем убеждении, что «золотая нить,тянущаяся из прошлого, была оборвана» (I, 912).
Писатель делает такой вывод и вромане, анализируя быт и интеллектуально-духовную жизнь своего сословия.Авторская ирония в романе по отношению к поверхностно-просветительскомупониманию истории связана с тем, что оно не учитывает реальность человеческихстрастей, скрывающихся «под маской философии, гуманности и так называемоговерноподданства (Untertanentreue)» (I, 912). Глубинные причины надвигающейся«бури» знает и может выразить лишь подлинный поэт.
Таким поэтом в романе«Поэты и их подмастерья» является граф Виктор, на личном опыте постигшийглубины «колдовской ночи», «где душа, как во сне, освобождается со всеми еетемными желаниями», и вернувшийся оттуда невредимым (II, 439).Понимание внутреннего мира человека у Эйхендорфа развивается от первогоромана ко второму. В «Предчувствии и действительности» речь идет о постепенномобретении«центра», возвращении к «детской вере» и теоцентрическомумировоззрению. Автор опирается на сформулированное Ф.
Шлегелем понятие опоэте как о посреднике между Божественным и миром: именно таким посредникомстановится в итоге главный герой романа. Во втором романе уже появляется мысль,которую писатель впоследствии выразит в «Истории поэтической литературы вГермании»: в каждом человеке одновременно действует и «центростремительная», и«центробежная» сила (III, 544), и подлинным призванием «человека творящего»8является преодоление внутренней раздвоенности. Так на фоне событий недавнейИюльской революции во Франции Эйхендорф в «Поэтах и их подмастерьях»пытается осмыслить причины происходящего, однако его интересует духовная, а несоциальная реальность.Удается выявить постепенное развитие критической мысли Эйхендорфа: уже в«Предчувствии и действительности», опираясь на роман А.
фон Арнима «Нищета,богатство, вина и покаяние графини Долорес» (1810), писатель противопоставляетлегкомысленному эстетизму понимание искусства как средства осознания иисцеления духовных болезней. Но если в «Предчувствии и действительности» онборется против безжизненной стилизации вообще, то выпады в «Поэтах и ихподмастерьях» направлены против эстетизации внутренней раздвоенности.Второй параграф первой главы «Искусство и трансцендентное начало»посвящен сопоставлению теоретических представлений Эйхендорфа о сущностиискусства с воззрениями его предшественников.Полемика с метафизическими представлениями иенцев является основнойтемой уже ранней новеллы Эйхендорфа «Осеннее волшебство» (предположительнодатируется 1808/1809 годом, опубликована посмертно в 1906 г.). Используятрадиционный мотив пленения в Венериной горе, Эйхендорф подводит итогразмышлениямиенскихромантиководвойственномхарактереискусства,сформулированным уже В.Г.















