Диссертация (1101387), страница 47
Текст из файла (страница 47)
Толстого, произведения так связаны с жизнью, с личностью писателя, чтонельзя говорить об одном без другого: прежде, чем изучать Достоевского и Л. Толстого как художников,мыслителей, проповедников, надо знать, что это за люди» (Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский //Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т.
М., 1914. Т. 9. С. 17).648«Глубокоуважаемый Модест Людвигович, – пишет Мережковский, – простите за долгое молчание. Но Вашапросьба поставила меня в большое затруднение. Я не верю в прижизненные биографии. Что же касается доавтобиографий, – то лучшая из них – сами произведения писателя. Как лица своего, так и жизни своей никто незнает. Говорить о внешнем – скучно, а внутреннего передать невозможно: тут всегда наталкиваешься на дветайны, которые нельзя раскрыть – самое значительное в каждой человеческой жизни – пол и религия.
Но646220Мережковского к О.Л. Костецкой от 28 июня 1916 года читаем: «Если когданибудь будут писать мою биографию, то вспомнят и о Вашем образе, такстранно промелькнувшем в моей жизни» 649. Следовательно, писатель допускалвозможность будущего биографического труда о себе, в котором разговорпойдет не только о творчестве. В другом письме Мережковский прямо говорито том, что по книгам его можно узнать не полностью, а «отчасти» 650.
Крометого, соотношение литературного и биографического рядов приобретает«особое значение в жизнетворческой концепции искусства у любогохудожника-символиста» 651.Опорой для реконструкции проблемно-тематического уровня с точкизрения запечатления в нем духовно-биографического опыта творца является«Автобиографическая заметка» Мережковского. Она предназначалась дляиздания «Русская литература ХХ века (1890 – 1910)» (под ред. С.А. Венгерова),но впервые была опубликована в газете «Русское слово» (1913. № 65. 19 марта).В этом поступке прежде всего сказался практицизм Мережковского, которыйсотрудничал в «Русском слове» и получал за свои публикации неплохойгонорар.
Однако в результате случилось непредвиденное. Из письмаМережковского к Ф.И. Благову от 26 марта (7 апреля) 1913 года узнаем: «Япоставил условием и Вам это сообщил, конечно, А.В. Руманов, чтобы “Автоб.Заметка” пошла не очередным фельетоном за моею подписью, а в видесообщения от редакции и с оговоркой, что это биография для книги Венгерова.А так вышло неприлично, нескромно в высшей степени. И даже просто смешно.Меня за это будут ругать. А мне и без того достаточно ругани» 652.неодолимый стыд мешает человеку говорить от первого лица о своем поле и о своей религии, – да и зачемговорить, когда вся его жизнь только раскрытие этих двух тайн. Как я любил и как я верил, не могу сказать, а вэтом вся жизнь моя.
Ваша просьба автобиографии есть просьба или показать мои старые одежды, из которых явырос и которые суть никому не любопытный хлам, или раздеться и выйти голым на улицу. Ни того, нидругого я сделать не могу и не хочу. А потому великодушно простите меня и не считайте мое молчание заневнимание к Вашей просьбе» (цит. по: Холиков А. Дмитрий Мережковский: Из жизни до эмиграции: 1865 –1919. СПб., 2010. С.
138).649Д.С. Мережковский. Письма к О.Л. Костецкой // Лица: Биографический альманах. Вып. 1. М.; СПб., 1992. С.177.650Там же. С. 180.651Магомедова Д. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. М., 1997. С. 7.652НИОР РГБ. Ф. 259. К. 17. Ед. хр. 12. Л.
8 – 9.221Расхождения между газетной публикацией и текстом, вошедшим в«Русскую литературу ХХ века (1890 – 1910)», незначительны и обусловлены,судя по всему, редакторской правкой С.А. Венгерова 653. При этом в составеППСС-2 воспроизведен вариант из «Русского слова». К счастью, сохраниласьеще и рукопись «Автобиографической заметки» (РО ИРЛИ. Ф. 177. № 24384;датирована автором «Ментона. Февраль 1913 г.»), по которой видно, чтоМережковский особое внимание уделял синтаксическим конструкциям иподбору слов. Писатель явно стремился к лаконичности, однако не всесокращения принадлежат ему. Заключительный фрагмент изъят цензурой 654.«Автобиографическая заметка» более чем органично смотрится в концеXXIV тома, заключающего ППСС-2. Вышедшее за несколько лет до этогоППСС-1, как уже указывалось, содержит критико-биографический очеркМ.А.
Лятского, из которого читатель узнает об обыкновении писателя никомуне давать хотя бы кратчайших биографических сведений о себе: «Когда летшесть тому назад был выпущен литературный альманах, составленный,главным образом, из автобиографических заметок большинства современныхписателей, которые более или менее охотно откликнулись на соответствующуюпросьбу редактора альманаха, Мережковский ответил на эту просьбу лишьследующимсообщением:–“Родилсяв1865г.вПетербурге”» 655.М.Л. Гофману, письмо которому мы уже цитировали, при составлении «Книгио русских поэтах последнего десятилетия» (1907) пришлось довольствоватьсялишьавтографом-подписьюдогадываться, каким образомМережковского.ВенгеровуСегодняудалосьможнотолькозаполучить согласиестроптивого писателя.
С одной стороны, перед нами автобиография, созданнаяпо заказу и не преследующая своей главной жанровой цели – самопознанияпишущего. С другой стороны, Мережковский не мог не осознавать значимостиПримеры см. далее.В сносках мы реконструируем самые важные пассажи, не вошедшие в опубликованный текст, и укажем надругие значимые расхождения с черновиком.655Лятский М.А.
Дмитрий Сергеевич Мережковский // Мережковский Д.С. ПСС. В 17 т. Т. 1. СПб.; М., 1912.С. III.653654222труда видного ученого и того внимания, которое он привлечет как средисовременников, так и потомков. В таком случае мы имеем текст, преследующийиную цель автора. Ее-то и предстоит определить. Иначе говоря, значимостьединственной автобиографии писателя для решения поставленной нами задачитрудно преувеличить, поэтому рассмотрим сведения, представленные в ней, какисточник и контекст ППСС-2, привлекая при необходимости другиебиографические факты.Для наглядности текст «Автобиографической заметки» разбит нанебольшие пассажи, а фрагменты, нуждающиеся в комментарии 656, снабженыцифровой маркировкой.
Внешняя дискретность исследования, надо полагать,должна компенсироваться единством личности Мережковского и внутреннейлогикой, связывающей его жизнь и творчество.***«Мой покойный отец (1) рассказывал мне, что прадед мой ФедорМерèжки был войсковой старшина на Украине, в городе Глухове. Дед, ИванФедорович, в последних годах XVIII века, в царствование императора Павла I(2), приехал в Петербург и, в качестве дворянина, поступил младшим чином вИзмайловский полк. Тогда-то, вероятно, и переменил он свою малороссийскуюфамилию Мерèжки на русскую – Мережковский.
Из Петербурга переведен былв Москву и принимал участие в войне 12-го года» 657.(1) Мережковский Сергей Иванович (1823 658 – 1908) – тайный советник,крупный чиновник Министерства императорского двора – столоначальникПридворной его величества конторы. Думается, что Мережковский не случайноначинает «Автобиографическую заметку» с фигуры отца, который сыграл вНеобходимость подробного научного комментирования обязывает нас к тому, чтобы в некоторых случаяхприводить общеизвестные сведения.657Мережковский Д.С. Автобиографическая заметка // Мережковский Д.С.
ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 24. С. 107.658На этой дате, вопреки указаниям Мережковского, настаивает К.А. Кумпан, ссылаясь на РГИА (см.:Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000. С. 6, 93).656223воспитании писателя хоть и эпизодическую, но не последнюю роль (см. об этомдалее). Если в жизни отец и его младший сын не были близки, то в творчествеМережковского взаимоотношения между «отцами» и «детьми» выстраиваютсяпо принципу отторжения и даже конфликта.
Приведем примеры из трилогии«Христос и Антихрист» (1895 – 1905). Так, Джиованни говорит Леонардо: «…ялюблю вас больше всего на свете, больше, чем отца моего фра Бенедетто!» 659Или еще: после того как Петр назвал Алексея «зоон», что по-голландски значит«сын», «царевич удивился тем более, что в последнее время отец пересталговорить с ним вовсе, – не только по-голландски, но и по-русски» 660. Из того жеромана мы узнаем, что Алексей, как правило, видит отца мельком, издали: «Икаждый раз, как увидит – сердце замрет от безумной надежды: вот подойдет,подзовет, приласкает. Одно бы слово, один взор – и Алеша ожил бы, понял,чего хотят от него.
Но отцу все некогда: то шпага, то перо, то циркуль, то топорв руке его» 661. Однако речь идет не только о художественных произведениях. Висследовании «Л. Толстой и Достоевский» (1900 – 1902) Мережковский делаетсмелое предположение: «…во всяком случае, весьма вероятно, что тяжелыйнрав отца, его угрюмость, вспыльчивость и подозрительность имели влияние наФедора Михайловича глубокое, хотя, к сожалению, для исследования, понедостатку свидетельств, почти недоступное» 662. Позволим себе ограничитьсяуказанной аналогией между жизнью и творчеством, которая могла бы иметьперспективы для психоаналитической критики, но не в нашем случае.(2) Образ Павла I будет воплощен Мережковским в одноименной пьесе1908 года.«Отец мой, Сергей Иванович, родился в 1821 г. в Москве от второй женыИвана Федоровича, Курбской.
Жил в Рогожской части, воспитывался вМережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 2.С. 335.660Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей) // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 4. С. 22.661Там же. С. 252.662Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 9. С. 96.659224пансионе г-жи Либерман.
Поступил в казенную службу в 1839 г. Служилсначала у оренбургского губернатора Талызина, потом у обер-гофмаршала гр.Шувалова помощником столоначальника, а затем столоначальником впридворной конторе. Должность эту занимал и при министре Дворагр. Адлерберге, в течение всего царствования Александра II.В 1853 г.
женился на Варваре Васильевне Чесноковой, дочериуправляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера.Я родился 2-го августа 1865 г. в Петербурге, на Елагином острове, водном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче. До сих поря люблю унылые болотистые рощи и пруды елагинского парка, где мы, дети,начитавшись Майн Рида и Купера, играли “в диких”. Еще уцелела та сосна, накоторой я устроил себе сиденье из дощечек между ветвями, чтобы там, навысоте, сидя, как птица, читать, мечтать и чувствовать себя далеко от людей,вольным, “диким”.















