Диссертация (1101387), страница 12
Текст из файла (страница 12)
М., 2013.№ 6.18952инструментарий в этой области, мы коснемся данной проблемы не столько втеоретико-методологическом, сколько в конкретно-историческом русле.Обратимся в этой связи к важнейшему аспекту книжного дела –характеру взаимоотношений между издателями и авторами на разных этапах ихразвития. По мнению специалистов: «Изучение этих взаимоотношенийпозволяет глубже понять причины появления конкретной книги, выбориздателем той или иной ее тематики и оформления, смысл, который имела онадля разных читательских групп. Издатель, выступающий выразителемсоциальной потребности, осуществляет отбор среди различных предлагаемыхавторами рукописей: одни из них, исходя из содержания и качестваисполнения, признаются достойными печати, другие бракуются и остаютсянеопубликованными.
Разумеется, в результате издательских ошибок иногдавыходят книги, которые оказываются никому не нужными (особенно часто этопроисходит в случае издания авторами собственных произведений), или,напротив, в рукописи остаются ценные произведения. В одни историческиепериоды взаимоотношения авторов и издателей складываются сравнительноблагоприятно, вдругие –сопряженыс немалыминапряжениямииконфликтами» 191.Начиная с третьей четверти XIX века читательская аудитория сталаменятьсякаквколичественном,такивкачественномотношении.Соответственно число авторов, профессионально занимающихся литературой,живущих на доход от продажи собственных сочинений, быстро выросло. Постатистике: «Если в 1830 г.
в литературной печати выступало примерно 260авторов, а в 1855 г. – 300, то в 1880 г. – уже 700 (т.е. за первоедвадцатипятилетие прирост составил 15%, за второе – 133%)» 192. В результатетакого количественного скачка повышалась роль литературы в обществе. Какотмечалось, основной формой организации литературной жизни в это времябыли периодические издания. Начиная с 1840-х годов особого расцвета191192См.: Книга в России, 1861 – 1881. В 3 т.
Т. 3. М., 1991. С. 28.Там же. С. 29.53достигли журналы, а в 70-е с ними все более успешно конкурируют газеты. «О“смерти журнала”, – утверждает Г.В. Зыкова, – вытесненного газетой,начинают вслух и много говорить после успеха суворинского “Новоговремени”, т.е. в конце семидесятых. Соперники Суворина понимают газету какформу более примитивную, более коммерциализированную, чем журнал; успехгазеты свидетельствует о смене читательской аудитории, которая превращаетсяв невежественную толпу» 193. Если известных писателей, спрос на которых ужебыл сформирован в читательской среде, редакция стремилась привлечь спомощью авансов, то начинающими зачастую пренебрегали.
Главнымипроблемами для любого автора были гонорар, выплата которого моглазатягиваться, и цензура, имевшая право запретить публикацию. При этомгонорар превратился в неотъемлемый элемент литературного быта и зависел, впервую очередь, от читательского спроса. Издать произведение в периодикебыло значительно легче и выгоднее (если тираж журналов и газет могсоставлять от 3 до 50 тыс.
экземпляров, то тираж книг обычно не превышал1200), чем выпустить его отдельной книгой. В то же время имели широкоераспространение издания, подготовленные и выпущенные самими авторами.В последней четверти XIX века основной формой связи авторов сиздателями по-прежнему оставалась периодика. «Именно сотрудничество вгазетах и журналах, – полагают исследователи, – позволяло литераторамналадить и закрепить контакты с издателями. Необходимо добавить, чтоспецифику данного периода составляло выдвижение на первый планиллюстрированных еженедельников и газет, которые постепенно “оттесняли”толстые журналы на вторые роли. Подобные издания, частота выхода которыхбыла значительно выше, чем у ежемесячников, нуждались в постоянныхсотрудникахредакции,регулярнопоставляющихматериалывномер(репортеры, фельетонисты, “передовики”, рецензенты, юмористы и т.д.)» 194.Если издатель был уверен в продаже приобретенных рукописей, то у него193194Зыкова Г.В.
Журнал как литературная форма. М., 2006. С. 33.См.: Книга в России, 1881 – 1895. СПб., 1997. С. 183.54могли сложиться с автором постоянные взаимоотношения, но на это моглирассчитывать только известные писатели. Некоторые издатели периодикивыпускали книги своих знаменитых авторов с двоякой целью: получитьприбыль и «привязать» к себе писателя.
Как и прежде, было распространеноизданиепроизведенийавторамизасвойсчет.«Характернойчертойописываемого периода, – по мнению ученых, – является тот факт, что ценнымтоваром становится собрание сочинений известного автора, а многие писателив конце своего творческого пути получают за них значительные суммы» 195.Хотя больших перемен в отношениях между издателями и авторами ненаблюдалось, наметился существенный рост гонорарных ставок и спрос насобрания сочинений, что, в свою очередь, определило специфику развитияследующего периода.С 1895 по 1917 год существенно повысился уровень грамотностинаселения, в 1905-м была отменена предварительная цензура для большинстваизданий, в результате еще больше увеличился спрос на печатную продукцию.Количество писателей, за собраниями сочинений которых охотились самииздатели, в начале ХХ века существенно выросло. По имеющимся сведениям,«К.Ф. Головин в 1911 г. за собрание сочинений получил от А.Ф. Маркса более42 тыс.
р. Бунин в 1917 г. продал собрание сочинений в 10 томах издательству“Парус” за 16,5 тыс. р., а Брюсов в том же году тому же издательству –собрание сочинений в 10 томах за 10 тыс. р. Вс.С. Соловьев в 1902 г. продалсобрание своих сочинений для издания в качестве приложения к журналу“Север” за 10 тыс.
р. (и 5 тыс. экз. тиража)» 196. Однако жить на большиегонорары могли в первую очередь писатели реалистического толка иТам же. С. 187. «А.Н. Островский, – читаем далее, – в 1884 г. продал авторские права на свои сочинения (наодно издание) за 13 тыс. р., И.С. Тургенев в 1882 г. (на таких же условиях) – за 25 тыс. р., Г.И. Успенский в1886 г. уступил права на все написанные к тому времени произведения за 19 тыс. р., И.А. Гончаров продал своесобрание сочинений за 35 тыс. р.
У М.Е. Салтыкова-Щедрина фирма Салаевых была готова купить в 1889 г.собрание сочинений за 60 тыс. р. (сделка не состоялась из-за несогласия Щедрина с одним из пунктов договора,и он стал издавать их сам). Вдове Ф.М. Достоевского издатели давали за права на собрание его сочинений 10 –12 тыс. р., однако она предпочла издать его сама (в 1881 – 1883 гг.), что дало 75 тыс. р. чистой прибыли(позднее она выпустила еще несколько изданий).
Цены на собрания сочинений быстро росли. В 1896 г. за правособственности на все произведения Лескова А.Ф. Маркс заплатил его наследникам 75 тыс. р.» (там же).196См.: Книга в России, 1895 – 1917. СПб., 2008. С. 446.19555представителимассовойлитературы.Иначескладывалисьотношенияиздателей с модернистами, читательский спрос на которых был невысок. Так,книги символистов издавались максимальным тиражом в 1 – 2 тыс.экземпляров за свой счет или на средства меценатов.
Начиная с 1906 годаситуация изменилась в лучшую сторону, но коснулось это немногих писателейпервого ряда. Чтобы иметь стабильный заработок, нужно были либо заниматьсягазетной поденщиной (писать рецензии и публицистику), либо обладатьнелитературными источниками дохода. «Таким образом, – полагает Рейтблат, –будучи новаторами в эстетической сфере, в сфере литературного бытасимволисты придерживались архаичных (для конца XIX – начала ХХ в.)романтических антирыночных установок. В реальности, разумеется, прожить стакими установками было нельзя, поэтому, несмотря на все декларации, помере расширения своей аудитории литераторы-символисты начинали входить вобщую литературную систему и подчиняться законам рынка» 197.В описываемый период отношения авторов с издателями обязательнооформлялись в договоре, который устанавливал тираж, размер гонорара ипоследовательность его выплаты, а также сроки предоставления рукописи ивыхода книги, объем, право издательства на изменения в тексте и т.д.
Снаиболее ценными или постоянными авторами похожий договор заключали инекоторые периодические издания.Можно сказать, что к советскому времени (и в этом сходитсябольшинство исследователей) «в России сложились четкие и вполне“нормальные”формывзаимоотношенийиздателейилитераторов,характеризующие развитую литературную и книгоиздательскую систему:ориентация на спрос покупателя и подписчика, сравнительно высокое денежноевознаграждениеза литературный труд, профессионализация писателей,договорное оформление их отношений с издательствами» 198.Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы.
М.,2009. С. 316.198См.: Книга в России, 1895 – 1917. СПб., 2008. С. 448.19756§ 4. Прижизненные полные собрания сочинений русских писателей:типологическая классификацияВ типологическом отношении ППСС можно разделить на несколькогрупп. К первой относятся те, которые выходили (или должны были выйти) поинициативе и настоянию издателя.














