Диссертация (1101195), страница 24
Текст из файла (страница 24)
3. 3. Настоящее историческое в памятниках XVII в.XVII век важен для нас, поскольку он непосредственно приближаетсяко времени записи былин, но при этом не отражает того влияния европейскойтрадиции, каким отмечена культура послепетровского времени.Среди всех рассмотренных памятников этого времени только три несодержат ни одной формы НИ – это ВпТ, ПвВН и ПвНН.В остальных памятниках – и в летописях, и в текстах другихповествовательных жанров – особенности употребления Praesens Historicum,как и ранее, в значительной степени определяются характером контекста.Распределение форм презенса имеет в рассмотренных текстах следующийвид:130Мазуринский летописецКнижные контекстыНСВ, НСВ,СВсоб.проц.323Летописец 1619–1691 гг.15Золотаревский летописец93Двинской летописец1Вологодская летопись31223Устюжский летописец632Житие царевича Димитрия14(1)1Житие Дионисия381725Повесть о житии ФедораИвановичаПовесть о видении воВладимиреПовесть о зачатии ОтрочамонастыряСказание об осаде Тр.-Серг.мон.
Авраамия ПалицынаЖитие ИринархаРостовскогоПисание о преставлении кн.Скопина-ШуйскогоВидения ЕвфимияЧакольскогоПовесть о Горе-ЗлосчастииНекнижные контекстыНСВ,НСВ,СВсоб.проц.162217(6)14124126(6)133167118224Повесть о Фоме и Ереме5302Житие протопопа АввакумаИное видение44197 (10)722В скобках указано число контекстов, в которых значение глагола НСВ не может бытьоднозначно определено как процессное или событийное (в подсчетах эти случаи неучитываются).2В ЖпА презенс СВ является очень востребованной нарративной формой и, возможно,встречается «более часто, чем в других произведениях того же самого и предыдущегопериода» [Джусти 1996: 311].
Повторимся, что здесь рассматриваются только случаиупотребления этой формы в настоящем историческом – для обозначения завершенныходнократных действий в прошлом.1311Как видно из таблицы, в нашей выборке представлены тексты, вкоторых формы НИ содержатся только в книжных контекстах (ЖцД, ЖД,ПжФИ и др.) или, напротив, только в некнижных (ПГЗ, ПФЕ, ЖпА и др.).Около трети всех памятников (прежде всего, безусловно, летописи) содержатконтексты обоих типов.Рассмотрим вначале употребление НИ в книжных контекстах.В контекстах книжного характера содержится 261 форма презенса,называющих единичные действия в прошлом. В 87% случаев (228употреблений)мынаходимформыНИвсобытийномзначении,образованные от основ НСВ или глаголов, сохраняющих способностьупотребляться в обоих видовых значениях.
Приведем некоторые примеры:И тако отпѣвше надгробное пѣнiе, и полагаютъ его въпредреченной каменной гробъ, и относятъ его въ соборной церкви въпридѣлъ за олтаремъ на южной стороне, въ церковь Обрѣтенiе честныеглавы Пророка и Крестителя Iоанна. И тамо полагаютъ его въновоископанномъ гробѣ, иже никто же, по Евангелiю, прежде сегоположенъ бысть, тамо за олтаремъ придѣла же Святыя ЖивоначалныяТроицы, идѣже положени быша благочестивыи блаженныи памяти цари ивеликiи князи <…> (ПпСкШ, с. 902);И сотвори царь тако, послуша того словеси его, посылаетъ отъсвоего лица нѣкоео вѣрнаго своего болярина, зовома князя Василiя ИвановичаШуйского <…>. Борисъ же избираетъ своего единомысленика, зовомаАндрѣя Клешнина, и инѣхъ съ нимъ подобныхъ ему и угодныхъ, и много отъсвященническаго чина, и тако же обѣщеваетъ имъ чести и богатствамнога и наказуетъ имъ сказати царю и всѣмъ людемъ, якоже ему годѣ.
Ониже, слышавше отъ него та словеса его, ово прелщаются, паче же рещи,овiи страха ради обѣщеваются ему вся тако сотворити, яко же отъ негоречеся. И утверди съ ними той совѣтъ крѣпкими клятвами, неизмѣнно132сотворити по реченному, и приводитъ ихъ ко царю <…> (ЖцД, л. 208 об. –209).Процессное значение представлено сравнительно небольшим числомпримеров (30 случаев в общей сложности), ср. отсутствие нарративнойцепочки в следующих контекстах:Тажеболяреивсенародноемножествонапогребенiеблагочестиваго царя собираются и глаголы жалостныя испущаютъ и пакивоплемъ многимъ воздухъ исполняютъ и слезы яко рѣки изливаютъ (ПжФИ,с.
21) – глагол собираются может быть прочтен как в процессном, так и всобытийном значении, остальные же интерпретируются однозначно;Того жъ преждереченаго града нѣкто же именемъ Борисъ, зовомыйМясникъ, сего подружiе именемъ Меланiя прiиде къ началствующему граду иповѣда еще гласъ: Спящи де намъ съ мужемъ своимъ во единой храминѣ,и се внезапуотворишасядверихраминытоя,иобсiямясвѣтънесотворенный. И вниде во храмину ту жена въ свѣтлыхъ ризахъ, поверхъглавы образъ на рукахъ держитъ великъ и чуденъ велми.
Азъ же видѣхъ сiя иужасохся, восхотѣхъ возбудитися мужа своего, и въ томъ часѣ руки мояослабли и языкъ ми не проглаголя. <…>» (ПвВ, л. 10 об.).В отличие от событийного НИ, процессное значение, как кажется,выполняет во всех приведенных примерах экспрессивную функцию,характерную для этого временного плана в живом языке, хотя определенноустановить это мы, естественно, не можем.В книжных контекстах такие формы в большинстве текстов единичны,однако в некоторых памятниках их число сопоставимо или даже превышаетколичество употреблений презенса в событийном значении (Лет. 1619 – 1691,ВЛ, УЛет., ЖИР). Присутствие процессного НИ в книжных контекстахособенно заметно в связи с тем, что, как мы видели выше, оно былосовершенно нехарактерно для них в более ранние периоды.Это же можно сказать и о формах презенса от глаголов СВ в значениизавершенных однократных действий в прошлом.
Они представлены всего 3133случаями, причем в ЖцД презенс СВ содержится в одном списке (востальных ему соответствует аорист). Приведем контекст из УЛет:Утру же бывшу свитающу дню, тии же злии врази наши, полския илитовския люди, послаша от себе многих своих людей на гору, глаголемуюГледен <…>, дабы им осмотрить некрепко град Великий Устюг з горы тояи уловити человека от граждан, дабы уведать крепость острога <…>. Иегда приближася к монастырю и хотяху его зажещи, всещедрый жепремилостивый бог наш <…> не восхоте предати в насмеяние и в поруганиеи осквернение злым иноплеменником святых божиих церквей и святыячестныя чюдотворныя иконы <…> и ущедрит свое создание, и избавитград Великий Устюг и живущая в нем люди от иноплеменников <…>. Якоони, злии, не улучиша искомаго обрести в руках своих ни единаго от граждани монастыря живоначалныя Троицы зажещи не успеша (УЛет, 2 ред.,л.
14 об., 1613 г.).Среди глаголов, значение которых мы не можем однозначноопределить как процессное или событийное, абсолютное большинствоотносится к глаголам чувственного восприятия: видѣти, слышати, зрѣти ит. п. По меньшей мере часть из них еще сохраняет в этот период способностьупотребляться в обоих видовых значениях. Например:В нощи же возляже почити, и бысть сонъ тонокъ, и видит на томместе, аки поле чисто и велико зело и свет велик, аки некую лунубожественную сияющую. И воспрянув от сна, мысляше в себе: «Что сие мнебудет знамение сие?» (ПзОМ, л. 7 об.);По том же видитъ во снѣ архимарита, о немже присно скорбяше.Видѣние же сицево бяше: слышитъ паки сказующихъ ему архимаричьепреставление, якоже и преже, онъ же яко наяве спѣшно грядый, хотяжелаемое от него благословение и послѣднее прощение восприяти, и преднимъ представъ, видитъ мноземъ благословение рукою подавающа.
Он жемежду протчими подходя и главу свою наклоняя к благословению, иничтоже получивъ, паки наклоняя пред нимъ главу свою, требуя134благословения. Той же рече ему тихо: «Почто нудишися, тии благословенияпросятъ, здѣ оставаются, ты же, — рече, — и самъ вскоре за мною будеши,протчее же не стужай ми» (ЖД, с. 400).В то же время глаголы речи в форме НИ в рассмотренных текстахпрактически не употребляются – чужое высказывание чаще всего вводитсяформой аориста (рече, глагола и т. п.).Таким образом, мы видим, что в книжных контекстах памятниковXVII в., в отличие от памятников XIV – XV вв., возможно не толькособытийное НИ от глаголов НСВ или основ, допускающих оба видовыхзначения, но и те разновидности НИ, которые ранее оставались характернойчертой некнижного нарратива.
Соответственно, тенденция к менее жесткомураспределению типов Praesens Historicum между книжными и некнижнымиконтекстами, намеченная в памятниках XVI в., в этот период получает болеезаметное выражение. Различия между московскими и севернорусскимиисточниками не обнаруживаются.Некнижные тексты демонстрируют несколько иное распределениезначений презенса НСВ в плане НИ. Преобладающим здесь оказываетсяпроцессное значение – 268 случаев из 373. Оно значительно превосходитсобытийное в ПФЕ и, прежде всего, в ЖпА, сопоставимо с ним почастотности в некнижных фрагмента ПпСкШ, ВЕЧ, ПГЗ и являетсяединственным вариантом употребления НИ в «Ином видении», а такженекнижных контекстах ЖИР и ВЛ.














