Диссертация (1101195), страница 22
Текст из файла (страница 22)
И по патрiарховѣхъ глаголѣхъ никтоже можаше и смѣашепреже приступити ко царю и глаголати ему о здравiи, ни князи, ни бояре, ни119вои, но точiю приступятъ (СВ) къ нему мраморницы и гробоздателiе,принесше, показуютъ (НСВ) ему мраморы и каменiе отъ различныхъ лиць,и внидутъ (СВ) къ нему и глаголютъ (неохаракт.): «которымъ лицемъвелитъ быти дръжава твоя гробу твоему?», притчею возпоминающе иглаголюще: «человѣкъ еси смертенъ и тлѣненъ <…>». И сице симъизглаголавшимъ, якоже тамо въ уставѣ писано есть, и потомъ идоша князии стратилаты, ипаты и вои, и вси велможи, глаголюще ему по обычаю ихъ(НЛ, т.
11, с. 103 – 104) – в этом книжном (!) фрагменте мы видим глаголыСВ, обозначающие однократные завершенные действия в прошлом, а такжеупотребление в процессном значении презенса НСВ и немаркированного повиду глагола.Оказывается, таким образом, что, в отличие от других вставныхтекстов, содержащихся в НЛ, НИ НСВ в событийном значении в Хожении неупотребляется.
Напротив, функционирование этой формы аналогично тому,что мы видели в основном тексте свода и памятниках раннего периода.Итак, мы видим, что употребление форм НИ в записях НЛ за XIV –XV вв. отличается теми же особенностями, которые отмечены для МЛС:основная масса форм содержится в книжных контекстах – это глаголы НСВ инеохарактеризованные по виду в событийном значении, в основном жетексте летописи глаголы НСВ имеют процессное значение, а в событийномупотребляются основы СВ. Выделяется на общем фоне Хожение ИгнатияСмольянина – в этом тексте, содержащем значительное число некнижныхчерт, употребление НИ соответствует летописному, причем даже в довольнокнижных контекстах.ВзаписяхXVI в.мывидимнесколькоиноераспределениеинтересующих нас форм.На книжные контексты, как и ранее, приходится основная масса всехупотреблений НИ – 225 случаев из 303.
Все они представлены глаголамиНСВ или неохарактеризованными по виду и имеют событийное значение, не120отличаясь от книжного употребления НИ в XIV – XV вв., поэтому отдельноостанавливаться на них мы не будем.Прежде всего отметим, что употребление событийного НСВ в XVI в.встречается уже не только в контекстах высокой степени книжности, но и в«обычных» летописных записях, ср., например:И призываетъ государь къ собѣ брата своего князя ВладимираАндрѣевича и царя Шигалѣя и бояръ и воеводъ, и сказал Камаевъ прiѣздъ ичто Камай государю сказал (НЛ, т. 13 (1), с.
202, 1552 г.);И повелѣ изъ болшого полку другому воеводѣ слугѣ князю МихаилуИвановичю Воротыньскому своимъ полкомъ соити съ коней, идти пѣшемукъ городу и туры катити, <…> а ис своего государь полку посылаетъголовы на конехъ выборные з дѣтми боярьскыми, а велѣлъ государь тогоберечи: вылѣзутъ люди конные на князя Михаила, и князю Ивану дѣлать,сколко Богъ поможетъ (НЛ, т. 13 (1), с. 205 – 206, 1552 г.) – приведенныефрагменты значительно менее книжные по сравнению с контекстами, вкоторых событийное НИ НСВ употреблялось в XIV – XV вв.Напомним, что в записях XIV – XV вв. встретился только одинподобный контекст, содержащий событийный презенс НСВ от глагола речи(сказывает, контекст был приведен выше), а в этот период число такихупотреблений возрастает уже до 56 (среди них 15 глаголов, вводящих чужуюречь).Увеличивается также число употреблений процессного НИ и презенсаот глаголов СВ.
В записях XVI в. первые представлены 18 формами от основНСВ и неохарактеризованных по виду, например:И воеводы, пошедъ отъ Мещеры, пришли къ Сурѣ и нашли на сокмуТатарь Казаньскыхъ, а Татарове идутъ на Нижегородскые мѣста; и князьСеменъ и Василiй Замытцкой на Татаръ не поворотили, <…> новъзвратилися въ Мѣщеру (НЛ, т. 13 (1), с.
106, 1536 г.);121И узрѣ же царь: идутъ болшiе полки да и правая рука и лѣвая; иначатъ царь зрѣти и дивитися, что идутъ люди многiе, учредивъ полкикрасно <…> (НЛ, т. 13 (1), с. 109, 1541 г.).Глаголы СВ, хотя и превышают число случаев, содержащихся в болееранних записях, все же остаются редкими – встретилось всего 4 формыпрезенса, причем три из них содержатся в разночтениях. Приведем примеры:И того же мѣсяца князь Семенъ Ивановичь да князь ПетръСеребряной съ товарыщи поѣхали къ городу Казани, а напередъ ихъ ИванъШереметевъ <…>.
И какъ будутъ на Волгѣ у Ирохова острова, тутъвстрѣтили бояръ ис Казани Шамса князь да Ханъкилдей, и иные многiеКазанцы встрѣчали съ любовiю и били челомъ бояромъ, чтобы ѣхали въгородъ, а они всѣ холопи государевы въ его волѣ (НЛ, т. 13 (1), с. 175, 1552 г.)– глагол СВ означает однократное событие в плане прошлого: ‘и когдаоказались на Волге…’;И зъ суботы на недѣлю въ нощи той былъ государь наединѣ съотцомъ своимъ духовнымъ Андрѣемъ протопопомъ; и нача въоружатися,юмшанъ на собя класти, и слышитъ звоны многые и ближнимъ своимъговоритъ: «звоны де слышю, какъ бы Симонова монастыря звонъ» (НЛ,т.
13 (1), с. 215, 1553 г., в четырех других списках – услышитъ).Таким образом, если в записях XIV – XV вв. характер употребленияНИ в основном соответствует МЛС, то записи XVI в. показывают, чтособытийный презенс НСВ выходит за пределы контекстов высокой степеникнижности и оказывается допустимым в том числе в основном тексте свода.Относительно форм с процессным значением можно заметить, что если взаписях XIV – XV вв. они представлены единичными примерами, то в этотпериод их частотность возрастает (в отличие от глаголов СВ, которые хотя ивстречаются, но остаются редкими).122I. 4. 3. Царственная книгаЦКн содержит 242 примера НИ, но 214 из них совпадают с НЛ,поскольку в качестве основного источника для этих записей в обоих случаяхпривлекается Летописец начала царства [Клосс 1980: 209].
Обратимся коставшимся 28 случаям.Как и в других памятниках этого периода, в основном мы находим НИв книжных фрагментах – в них встретилось 22 формы презенса в событийномзначении. При этом здесь также прослеживается тенденция, намеченнаявыше: событийное НИ НСВ возможно не только в контекстах высокойстепени книжности, но и в стилистически более «простых» фрагментах. Ср.соответственно два примера:ВсяжеправленiавсегоРусскагоцарствiазавѣщеваетъдръжавствовати и по Бозѣ устраяти и разсужати скипетра великiа Россiасъ сыномъ своимъ со царемъ и великимъ княземъ Иваномъ <…> матере его,а своей великой княгинѣ Еленѣ; вѣдяше бо ея великiй государь боголюбиву имилостиву, тиху и правдиву, мудру и мужествену <…>; и князьвеликiй полагаетъ на ней все правленiе великаго государьства многаго еяради разума по подобiю и по достоянiю Богомъ избранному царскагоправленiа (ЦКн, с. 416, 1534 г.) – очень книжный контекст (употреблениепростых претеритов, Acc.
Duplex и др.), котором появление событийногопрезенса НСВ совершенно нормально. В следующем же примере эта формаоказывается в некнижном контексте – в сочетании с -л-формами прошедшегои инфинитивной конструкцией со значением долженствования:И какъ ставили городъ и учяли мѣсто чистити, гдѣ поставитицерковь соборная Архангела Михаила, и тутъ обрѣли на томъ мѣстѣ, гдѣолтарю стоять, образъ Архангела Михаила древнее писмо, ничимъневредимъ, обложенъ серебромъ. И царь и великiй князь и митрополитъМакарей по тотъ образъ послали священниковъ и усрѣтаютъ его честно.
Ипѣвъ молебны и отпустилъ на то же мѣсто въ тотъ храмъ, гдѣ явился<…> (ЦКн, с. 469, 1551 г.).123Оставшиеся 6 форм представлены тремя глаголами СВ и тремяформами нѣсть (нѣтъ). Первые содержатся в описании церемонии венчанияна царство Ивана IV, приведем два из них:… благословяся, отшолъ на свое мѣсто, а митрополитъ стоялъ накрылосѣ у своего мѣста со священнымъ соборомъ во всемъ своемъсвятителскомъ сану. И велѣлъ архидiякону начяти молебенъ пречистойБогородицѣ и чюдотворцу Петру. И по совершенiю молебна и по «достойнѣесть» и по «тресвятомъ» и по тропарехъ митрополитъ и князьвеликiй поидутъ на уготованные мѣста и, вшедъ, сядутъ на своихъмѣстехъ. И, посидѣвъ мало, встали и велѣлъ митрополитъ двѣмаархимандритомъ да игумену болшимъ къ себѣ принести съ налоя на златомъблюдѣ крестъ животворящаго древа <…> (ЦКн, с.
451, 1547 г.).Как мы видели выше, в описании событий подобного рода вофициальном летописании всегда выдерживается строгая книжная норма, аединственным вариантом НИ является событийное НСВ, здесь же мы читаемподробный, но гораздо менее книжный рассказ (отсутствие простыхпретеритов, вместо которых употреблено разговорное прошедшее на -л-),содержащий в том числе презенс СВ, обозначающий однократные события вплане прошлого.В некнижных контекстах оказываются и формы нѣтъ, называющиеодновременныеситуации(одновременноеотсутствиепризнака)и,соответственно, относящиеся к процессному типу НИ. Так, в следующемфрагменте среди некнижных черт, помимо самой формы нѣтъ, можноназвать окончания Р.














