Диссертация (1101059), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Подобные сопоставления и противопоставления Эвы сдругимиизвестнымиисторическимифигурамиподчеркиваютфикциональность происходящего и вводят в контекст мировой культуры, чтопозволяет нам говорить о том, что образ Эвиты становится символом нации,универсальным архетипом.И наконец, в романах «Китовая пасть» (La boca de la ballena, 1974)Гектора Ластра, «Семейные секреты» (Secretos de familia, 1995) ГрасиэлыБеатрисы Кабаль и «В 20:25 Сеньора вошла в бессмертие» (A las 20:25 laSeñora entró en la inmortalidad, 1981) Марио Зичмана Эва Перон являетсяскорее второстепенным персонажем, а не главным героем, символом, которыйотражает настоящее и предвещает будущее страны.
Интересно, что ХулиоКортасар также должен был написать роман об Эве Перон в рамках проекта«Отцы родины», предложенного Карлосом Фуэнтесом, однако роман так и не125был написан. Показательно, что на роль женщины диктатора158 Кортасаромбыла выбрана именно фигура Эвиты Перон.Постепенно самые удачные литературные воплощения Эвы Перон,становятся мифами, ее слова превращаются в крылатые выражения ивозвращаются и бытуют в массовой культуре. Одним из самых яркихпримеров такого процесса, пожалуй, можно считать приписываемую ЭвеПерон фразу: «Volveré y seré millones».
Аргентинский журналист и писательХуан Састурайн в газете «Página 12» поясняет, что несмотря на то, что многиеприписывают эту фразу Эве Перон, сама она ее никогда не произносила.Впервые она появляется в стихотворении Хосе Марии Кастинейры де Дьос,написанном к десятилетней годовщине смерти Эвы Перон в 1962 году:«Yo he de volver como el díapara que el amor no muera,con Perón en mi banderacon mi Pueblo en mi alegría.¿Que paso en la tierra mía,desgarrada de aflicciones?¿Por que estan las ilusionesquebradas, de mis hermanos?Cuando se junten sus manos,volveré y seré millones.
[...]Aunque la muerte me tienepresa entre sus cerrazones,yo volveré de la muerte.Volveré y seré millones»159.Начиная с середины 70-х гг. ХХ века внимание писателей привлекает образ именноЖенщины Диктатора – орудия и жертвы. Замысел Кортасара реализовал парагвайскийписатель Аугусто Роа Бастос в романе «Мадама Суи» «Madama Sui», 1966).
Главнаягероиня, дочь японца и парагвайца Суи – любовница Стреснера, в некотором роде новая«Мадама Линч» (супруга маршала Лопеса). Образ героини Роа Бастос выстраивает поромантическому канону – гетера Суи внутренне непорочна и хранит в душе чистую ипылкую любовь к своему бывшему однокласснику-оппозиционеру. Ее образмифологизируется и утверждает основную мысль романа о том, что порочное иразвращающее влияние диктатуры не способно искоренить лучшее человеческое начало.159CastiñeiradeDiosJ.M.[Электронныйресурс]http://rincondepoetasmajo.blogspot.ru/2012/08/jose-maria-castineira-de-dios.html(датаобращения 21.09.2016).126158Это крылатое выражение не только нашло отклик, укоренившись вмассовом сознании аргентинцев, но и вошло в историю, породило множествомифов и толкований в массовой культуре, литературе, музыке, кино.
Здесьощутима стилизация под песенный аргентинский фольклор с его особымритмом, повторами, инверсиями. В стихотворении Кастинейры де Дьос образЭвиты приравнивается к образу всей Аргентины.Образ Эвиты, как символ покровительницы Аргентины, соткан измножества ликов, интерпретаций, которые постоянно меняются, и по сей деньмиллионами воспроизводятся и возвращаются в аргентинскую культуру. Кпримеру, Поссе вводит в свой роман знаменитую фразу «Volveré y serémillones», которую произносит исповедник, а затем повторяет и сама Эвита:«Ella me dijo:- No busque palabras, padre, estoy en un pozo muy hondo y de este pozo yano me sacan ni los médicos, ni nadie, sólo Dios...
Me voy, padre.Entonces me salió del alma y le dije:- Volverá y será millones.- Volveré y seré millones...» 160Фигура Эвы Перон должна рассматриваться в контексте мифов,созданных политической пропагандой, подхваченных литературой, и ставшихважной культурной составляющей страны. В них она воплощает всеохватнуюматеринскую заботу и любовь направленную на каждого аргентинца, отнынеони мыслятся ее детьми, ведь своих она не имела, воплощает в себе мифообразМатери народа, о чем пойдет речь далее. Однако следует отметить, что дажесвоим существованием, занимаемым высоким положением, и популярностьюона оскорбляла мораль и нормы поведения среднего класса и элиты.
Онаопережала свое время и ее фигура не вмещалась в привычные рамкипредставлений о нормах поведения и традициях. Ее осуждали за карьеру160Posse A. La pasión según Eva. Barcelona: Planeta, 1995. p. 341.127актрисы и безнравственность, критиковали за властный и вспыльчивый, поройдаже агрессивный, характер, упрекали в холодности и неполноценности ее какженщины, так как она не имела детей, а ее благотворительность мотивировалиее жаждой власти. Но именно в этих качествах и проявились мифологическиехарактеристики истинного латиноамериканского героя, о которых мы ужеговорили: сверхнормативность, хаотичность и в то же время внесениепорядка в хаос, связь «с землей» и укорененность в «своем»латиноамериканском мире, предопределенность трагической жизни исмерти, открытость чуду.
Ее образ как Матери так же парадоксален, какобраз Титы у Лауры Эскивель. Тот факт, что Эва не имела собственных детей,перестает быть недостатком, делая ее образ универсальным символом,Матерью всего аргентинского народа, позволяя каждому прикоснуться к«чудесному».Одержимость образом Эвы, ее телом во многом происходит отпостоянного воспроизведения и тиражирования ее изображения в мельчайшихподробностях политической пропагандой в своих целях. Эва Перонсоотносилась напрямую с образом Аргентины и нации, а когда ее физическоездоровье ухудшилось, перонисты начали постепенно менять ее образ,представляя теперь ее не «матерью нации», а святой.
Перонистский режимпротивопоставляет оппозиционным плакатам и лозунгам агиографическийобраз Эвиты, используя факт ее неизлечимой болезни, превращает ее в живуюлегенду и святую 161.Эва Перон приобретает по сути черты святой, к которой взывают иобращаются за помощью обездоленные аргентинцы. Зачастую у нее просилишвейные машинки, зубные протезы, свадебные наряды – все это в большомколичестве рассылалось просившим по всей стане Фондом Эвы Перон, что,161Rosano S. Reina, santa, fantasma: la representacion del cuerpo de Eva Peron. /Morafla andOlivera-Williams. – Madrid.: Frankfurt am Main Iberoamericana, 2005. p. 200.128конечно, еще больше усиливало популярность супруги Перона, раскручиваямаховик пропаганды. Но этим не исчерпывалось представление о еемогуществе.
Ей ежедневно приходили тысячи писем с просьбами о совете изаступничестве, исповедями и мольбами. Эта женщина воспринимается какзащитница для народа, своеобразный буфер между обычными людьми иправительством во главе с Хуаном Пероном. Ее образ воплощается вмногочисленных литературных произведениях всех жанров и форм, в песнях,романсах, на радио и в кино, в граффити на стенах, и даже в молитвах… Это всвою очередь вызывает волну исследований о ней – журналистов, историков,литературоведов, культурологов, политиков, экономистов и др. Эвитастановитсяустойчивымаргентинскиммифообразомисвоеобразнымфеноменом в культуре и литературе страны.
В квази-агиографическойавтобиографии «Смысл моей жизни» (La razón de mi vida, 1952),опубликованной за 7 месяцев до ее смерти, она говорит о себе и Пероне: «yono era ni soy nada más que una humilde mujer... un gorrión en una inmensabandada de gorriones... Y él era y es el cóndor gigante que vuela alto y seguro entrelas cumbres y cerca de Dios.Si no fuese por él que descendió hasta mí y me enseñó a volar de otra manera,yo no hubiese sabido nunca lo que es un cóndor ni pudiese contemplar jámas lamaravillosa y magnífica inmensidad de mi pueblo.Por eso ni mi vida ni mi corazón me pertenecen y nada de todo lo que soy otengo es mío.
Todo lo que soy, todo lo que tengo, todo lo que pienso y todo lo quesiento es de Perón.Pero yo no olvido ni me olvidaré nunca que fui gorrión ni de que sigosiéndolo. Si vuelo más alto es por él. Si ando entre las cumbres es por él. Si a veces129toco casi el cielo con mis alas, es por él. Si veo claramente lo que es mi pueblo y loquiero y siento su cariño acariciando mi nombre, es solamente por él» 162.В автобиографии «Смысл моей жизни» Хуан Перон изображается какмифическое существо, кондор, который может общаться с Богом, Эва жеоказывается простым «воробушком», ей повезло оказаться рядом, бытьвыбранной этим восхитительным полубожеством, и быть введенной в высокиесферы. По ее словам, быть с рядом с Пероном означает быть ближе кбожественному, свою же роль она сравнивает с судьбами святых – избранныхлюдей, посвятивших себя служению Богу, способных прикоснуться кбожественному («toco casi el cielo con mis alas»), - и считает, что она призванауказать путь остальным бедным «воробушкам» (аргентинцам) к райскомублаженству.«Смысл моей жизни» стал важнейшим элементом при создании образаЭвы как святой.
Как отмечалось ранее, пропаганда перонистского режима вомногом создала и закрепила в сознании народа визуальный образ Эвы итиражирование ее изображений создало иконографию для режима. Однако,следует отметить, что это становится возможным только благодаря тому, чтоЭва обращалась к массам социально незащищенных слоев населения,выступая их защитницей и покровительницей – эти массы откликнулись ивлились в перонистское движение. Книга «Смысл моей жизни» толькоукрепила связь Эвы с народом, установила эмоциональную и духовную основуее святости.















