Диссертация (1100887), страница 23
Текст из файла (страница 23)
В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы: Жазуши, 2013.С. 176.207Там же. С. 182.208Леонтьев К.Н. О романах Л.Н. Толстого. М., 1911. С.11. 105 В «Анне Карениной» параллельно развиваются две стороны одной итой же мысли – семейной. Одну сторону представляет Анна и её отношенияс Вронским и Карениным, другую сторону представляет Левин и Кити. Интересно, что Толстой выбрал разнополых главных героев, что явление редкоев литературе. Почему же он не использовал мотив встреч главных героев, аограничился лишь одной сценой встречи Левина и Анны в конце романа?Как считает Е.Н. Строганова, «таким образом писатель последовательно реализует свою художественную установку: между двумя центральными героями отсутствует внешняя связь, что усиливает момент их внутренней соотнесённости»209.
Именно на внутренней связи и строит свой многолинейный роман Толстой. Каким образом он воплощает эту задачу, покажет анализ композиции сюжета.При анализе чередования рассказов о двух линиях уместно использовать понятие цикл, в который входят вышеназванные композиционные единицы (т. е. эпизоды, сообщения, а также описания, в том числе описаниямногократных действий). Предположим, Толстой разбил бы рассказ «Трисмерти» (1859) на три самостоятельные части, не связав их «веревочкой» (повыражению Рачинского), т. е.
были бы отдельные рассказы о смерти барыни,мужика и «дерева». Очевидно, это был бы цикл, части которого объединеныобщей мыслью. В многолинейном романе тоже можно выделять циклы.В «Анне Карениной», где одним из вариантов заглавий было заглавие«Два брака»210, поэтика контраста подчеркнута композиционно – сменойэпизодных циклов, посвященных сюжетным линиям Анна – Вронский – Каренин, Левин – Кити соответственно.
Автор подробно изображает периодыжизни своих героев, не спеша расстаться с ними, вовлекая читателей во всеподробности их мыслей, чувств, занятий, используя все композиционноречевые формы, чередуя, в частности, «сцены» и «сообщения» («резюме»). 209Строганова Е.Н. Об архитектонике романа «Анна Каренина» // Искусство поэтики – искусство поэзии. К70-летию И.В. Фоменко. Сб. науч. тр. Тверь. 2007.
С. 275.210См.: Гусев Н.Н. Указ. соч. С. 295. 106 В.В. Набоков в своей лекции об «Анне Карениной» отметил: Толстой –«единственный мне известный писатель, чьи часы не отстают и не обгоняютбесчисленные часы его читателей. <…> В романах Толстого читателей пленяет его чувство времени, удивительно созвучное нашему восприятию.Свойство не столько похвальное, сколько природное, присущее толстовскому гению. Именно это уникальное равновесие времени и вызывает у чуткогочитателя то ощущение реальности, которое он склонен приписывать остротетолстовского зрения. Проза Толстого течет в такт нашему пульсу, его героидвижутся в том же темпе, что прохожие под нашими окнами, пока мы сидимнад книгой»211.В значительной степени этому соответствию темпа повествования восприятию читателя, этому «вживанию» читателя в романное бытие героевспособствует, по-видимому, принцип циклизации эпизодов.
Целью нашейработы и является выделение основных эпизодных циклов, анализ их соотношения, поэтика контраста, проявляющаяся в самой композиции, в особенности – на границах циклов. Контактное расположение тематически объединенных эпизодов – результат авторского замысла, поэтому, несмотря на отсутствие авторского заголовка, такие циклы можно отнести к авторским212.Сочетание сюжетных линий с разными персонажами в романе открывает широкие возможности для выбора принципа чередования. Толстой последовательно рассказывает об этапах жизни своих героев, чередуя рассказ обурном развитии страсти Анны и Вронского (от встречи героев до сцены«падения») с печальным периодом жизни Кити (от встречи с Левиным в Зоологическом саду до ее отъезда на воды).
Как правило, рассказ о том или иномэтапе жизни героев не прерывается (за исключением «увертюры» – первойчасти романа, где Толстой вводит много лиц). Непрерывный рассказ о такихэтапах в развитии отношений между героями и составляет цикл (от греч.: 211Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М.,1996. С.225.Известно, что «в наборной рукописи романа «Анна Каренина» Л.Н.
Толстого первые главы первой частиимели заглавия: «Семейная ссора», «Два приятеля», «Предложение», «Встреча на железной дороге», «Примирительница», «Бал», «Деревня», «Ночь в вагоне». Но в окончательном тексте все заглавия были отброшены» (Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год.
М., 1963. С. 295).212 107 kyklos – круг, колесо). Слово «круг» (т. е. тот же цикл) употреблял сам Толстой применительно к архитектонике романа: «Я не могу иначе нарисоватькруга, как сведя его и потом поправляя неправильности при начале» (62, 67).Признаки цикла следующие: развитие и исчерпанность одной темы впределах цикла, поэтому его можно озаглавить, сохраняющийся состав главных участников, хотя время и место действия могут прерываться.
Например,цикл под условным названием «Скачки» (ч. 2, гл. XVIII-XXIX) занимает 12глав, действие происходит в разных местах (чухонская деревня, Петергоф,ипподром), главные участники – Анна, Вронский, Каренин. Тема цикла развивается от завязки к развязке (в финале Анна признается мужу в измене).Вводит в цикл обычно сообщение или описание (речь ведет повествователь),а завершает его чаще всего сообщение. По нашим подсчетам, в романе можно выделить 28 циклов213.Темп повествования в циклах постоянно меняется за счет чередованияпрежде всего эпизодов и сообщений, значение и объем которых различны.
Впервой части романа автор использует сообщения, которые вводят предысторию героя. Как правило, сначала новый персонаж появляется в эпизоде, а затем дается его предыстория. При этом предыстория маркирует переход к новой сюжетной линии и, следовательно, к новому циклу. Так, Левин сначалапоявляется в «присутствии» у Облонского (ч. 1, гл. V), где они беседуют, чтопередано в виде эпизода, а затем целая глава посвящена рассказу об отношениях Левина с семьей Щербацких (ч. 1, гл. VI).
Аналогично представленВронский: сначала он появляется на вечере у Щербацких (ч. 1, гл. XIV– XV),а затем новый цикл начинается со слов повествователя, сообщающего читателю предысторию героя (ч. 1, гл. XVI). Эти сообщения занимают по однойглаве. Предыстория Каренина появится только в середине романа, там жекратко будет сказано о том, как поженились Каренин и Анна (ч. 5, гл. XXV).Отдельной же предыстории Анны в романе нет. 213См. Приложение. 108 Зачастую маркируют переход от одного цикла к другому и выполняютсвязующую роль между эпизодами сообщения, которые информируют читателя об однократных событиях романа.
Так, цикл эпизодов «Консилиум вдоме Щербацких» заканчивается сообщением: «Кити настояла на своем и переехала к сестре и всю скарлатину, которая действительно пришла, ухаживала за детьми. Обе сестры благополучно выходили всех шестерых детей, ноздоровье Кити не поправилось и великим постом Щербацкие уехали за границу» (ч. 2, гл. III). Далее следует новый цикл, посвященный Анне.В структуре цикла есть также описания интерьера, портрета или пейзажа, однако текстуально они занимают в романе незначительное место. Частоповествователь указывает на характерные детали, которые переходят в лейтмотивы либо в пределах цикла, либо повторяются на протяжении всего романа.
Так, «заплатанная кофточка» Долли – лейтмотив в цикле «Воздвиженское» (ч. 6, гл. XVI–XXIV), а её бледное, худое лицо – портретная деталь, повторяющаяся на протяжении всего романа. К описаниям относятся также повторяющиеся, не отнесенные к конкретному времени действия героев, установившиеся отношения между персонажами (итеративы, по терминологииЖ. Женетта), их точное время не указывается. Они, как правило, следуютпосле «структурного» эпизода, который меняет отношения между персонажами и продвигает сюжет. Подобные описания есть в каждой из линий, однако в линии Анна – Вронский – Каренин их более всего: повествователь описывает их установившиеся на определенный период новые отношения, приэтом сюжет пока стоит на месте. Например: «С этого вечера началась новаяжизнь для Алексея Александровича и для его жены.
Ничего особенного неслучилось. Анна, как всегда, ездила в свет, особенно часто бывала у княгиниБетси и встречалась везде с Вронским. Алексей Александрович видел это, ноничего не мог сделать. На все попытки его вызвать ее на объяснение она противопоставляла ему непроницаемую стену какого-то веселого недоумения.Снаружи было то же, но внутренние отношения их совершенно изменились»(ч.
2, гл. X). Следующий пример: отношения Каренина и Анны после измены 109 представлены как череда одних и тех же действий: «Каренины, муж и жена,продолжали жить в одном доме, встречались каждый день, но были совершенно чужды друг другу. Алексей Александрович за правило поставил каждый день видеть жену, для того чтобы прислуга не имела права делать предположения, но избегал обедов дома.
Вронский никогда не бывал в домеАлексея Александровича, но Анна видела его вне дома, и муж знал это» (ч. 4,гл. I).Ведущий принцип чередования циклов – принцип контраста. Циклыпротивоположны по эмоциональной доминанте, по напряженности ситуации,различному её изображению. Как пишет Г. Н. Ищук, «автор исподволь усиливает накал переживаний и чувств героев. Описания и художественные детали насыщаются реалистической символикой, трагедийностью. Однако после них наступает спад, и читательское напряжение <…> снимается»; «такрасслабляются и сжимаются «мускулы» сюжета, а значит и интенсивностьчитательских впечатлений»214. Например, цикл «Мечты Анны о разводе» (ч.4, гл.
I-V), где подчеркнута безвыходность ее положения, сменяется циклом«Обед у Облонских» (ч. 4, гл. VI-XVI), включающим эпизод счастливогообъяснения Левина и Кити. Затем следует полный драматизма цикл «РодыАнны» (ч. 4, гл. XVII-XXIII). Более того, контраст можно проследить в развитии самих сюжетных линий Анна – Вронский и Левин – Кити. В началеромана читатель наблюдает за вспыхнувшей страстью Анны и Вронского иза неудачным сватовством Левина. Затем ситуация меняется на противоположную. Когда происходит обручение взволнованных и счастливых Левина иКити, Вронский скучает с Анной в Италии: «Вронский никак не ожидал, чтоон так обрадуется Голенищеву, но, вероятно, он сам не знал, как ему былоскучно» (ч. 5, гл.
VII). По принципу контраста в обеих сюжетных линиях развивается внешний и внутренний сюжет. Внешний сюжет в линии Левин –Кити – это брак, в линии Анна – Вронский – Каренин – развод. Внутренний 214Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. М., 1984. С. 128. 110 сюжет – поиск смысла жизни Левиным и желание Анны сохранить любовьВронского.















