Диссертация (1100582), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Кирилина делает вывод, что гендерный концепт позволяет исследовать более широкий круг вопросов и взглянуть по-новому на феномен пола. И«если категория пола значима для анализа семантики лишь ряда лексическихединиц, где пол является компонентом значения, то гендерные исследования вязыкознании охватывают значительно более широкий круг вопросов, рассматривая конструирование мужской или женской идентичности. Таким образом,гендер является более широким понятием, дли изучения которого необходимо33исследовать значительно большее количество феноменов языка, нежели лишьте его единицы, в семантику которых входит компонент «пол» [Кирилина 2005:27–28].Для того чтобы понять, почему введение нового термина оказалось стольнеобходимым, нужно рассмотреть время и условия возникновения и широкогораспространения гендерных исследований в лингвистике.
Согласно утверждению А.В. Кирилиной, предпосылкой к зарождению нового взгляда на теориюпола стало формирование на Западе новой философии науки – благодаря идеологии популяризируемого в то время постмодернизма [Кирилина 2005]. Поскольку одним из принципов постмодернистского направления в философии является признание языковой концепции реальности как основной, можно сделатьвывод, что для представителей этого философского течения то, что воспринимается индивидом как реальность, на самом деле – социально и лингвистическисконструированный феномен. «Предполагается, что в сознании каждого запечатлена некоторая совокупность текстов, которые и определяют отношение человека к действительности и его поведение и опосредуются дискурсивнойпрактикой» [Там же: 13].
Из этого следует, что лингвистика обретает особуюзначимость – раз язык служит единственным средством ориентации человека вмире и отражением его сознания. Вследствие этого в зарубежной лингвистикеоформляется новое гендерологическое направление, рассматривавшее зафиксированные в языке признаки маскулинности / фемининности и особенности речевого поведения мужчин и женщин.По А.В.
Кирилиной, исторически гендерные исследования прошли в своем развитии три этапа формирования:1. «Алармистский» этап. Основное внимание уделялось андроцентрическому отклонению в общественных науках, критике возможностей социальной теории, изложенной с мужской точки зрения, акцентировалось вниманиена дефектности традиционной патриархатной эпистемиологии.342. Этап «феминистической концептуализации». Его главной целью быларазработка отчетливых ориентиров в феминистской теории и практике. Благодаря Новому женскому движению в США и Германии в языкознании возниклоновое направление – феминистская лингвистика (ФЛ), главная цель которогозаключалась в разоблачении мужского доминирования в общественной жизни.С точки зрения ФЛ, язык фиксирует картину мира с мужской точки зрения, поэтому он не только антропоцентричен, но и андроцентричен: то есть язык создает картину мира, основанную на мужской точке зрения, от лица мужского субъекта.
Феминистский упрек заключается в том, что все женское с этой точкизрения предстает либо в виде объекта, либо игнорируется вовсе. Значительнаячасть исследований этого рода проводилась на материале английского и немецкого языков, но большинство признаков, выбранных представителями ФЛ в качестве иллюстрации андроцентризма, вполне применимы и к русскому языку.Так, характерными признаками патриархатности языка ФЛ называет такие особенности, как отождествление понятий «человек» и «мужчина» (в английском,французском, немецком языках они обозначаются одним словом – man, homme,Mann соответственно); производность имен существительных женского рода отмужского, а не наоборот, с частым привнесением в значение дополнительнойнегативной оценочности; стандарт языкового выбора мужской формы для обозначения лиц любого пола или группы лиц разного пола; неравноценность наименования одних и тех же профессий в мужском и женском варианте (врач /врачиха, секретарь / секретарша), при этом наличие только фемининных формдля обозначения непрестижных профессий (уборщица, техничка) и только маскулинных – для обозначения профессий с высоким статусом (государственныймуж, мэр, президент) и некоторые другие.
Еще самые ранние исследователиграмматики и риторики рассматривали «правильный», «естественный» порядокэлементов во фразе, исходя из превосходства мужского рода над женским («некоторые ставят карету впереди лошади, когда говорят: моя мама и мой пападома, даже не осознавая неправильности своих слов. Хотя так часто случает35ся, но, по крайней мере, в разговоре давайте придерживаться естественногопорядка и ставить мужчину перед женщиной, как предписывает этикет», –этот отрывок из одной из ранних грамматик приводит Дж. Коатс для подтверждения мысли о навязываемой андроцентричности языка [Коатс 2005: 58]).Исходя из всего вышесказанного, ФЛ настаивает на переосмыслении ивидоизменении языковых норм.
В это время и возникает понятие гендера какконцепта, призванного подчеркнуть социальный характер отношений междуполами и исключить биологический детерминизм, наличествующий в понятииsex, которое связывает социальную роль и ожидания в отношении поведенияиндивида с первичными половыми признаками.Кроме того, ФЛ активно занималась исследованиями особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах.
В основе этих исследованийлежала гипотеза, что, несмотря на зафиксированные в языке андроцентрические стереотипы и представления, речевая тактика мужчин и женщин будет существенно различаться. Некоторые характерные черты женского речевого поведения действительно были установлены, к ним относятся, например, тенденция к отказу от доминантности в разговоре, бόльшие способности слушать собеседника и сосредотачиваться на его проблемах, нежели у мужчин, использование большого количества форм вежливости и смягчения, например, утверждений в форме вопросов. Все эти признаки способствовали возникновениюмнения о «дефицитности» женской коммуникации, поскольку предупредительное и вежливое речевое поведение женщин, по мнению ФЛ, только укрепляетсложившиеся в обществе убеждения, что представительницы женского поласлабее и в целом менее компетентны.3. «Постфеминистский» этап характеризуется эмпирической проверкойидей, высказанных представителями ранней ФЛ, лингвокультурологического икросскультурного исследования гендера, привлечением к анализу материалабольшего количества языков и новыми осмыслениями методологических проблем [Кирилина 2005: 14–19].36В настоящее время вопросами гендера и языка занимается, в первую очередь, социолингвистика – наука о языке в его социальном контексте [Коатс2005: 35].
В сфере научных интересов социолингвистов находится, как правило,разговорная речь, т.е. спонтанная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматическиеусловия общения [Виноградов 2006]. Интерес социолингвистов к вопросамязыка и пола возник сравнительно недавно, поскольку ранее исследования велись в основном среди групп, распределенных по уровню образования, этнической и классовой принадлежности, возрасту. Женщины не воспринималисьучеными как социальная группа, обладающая собственными правами.Дж. Коатс в своей работе «Женщины, мужчины и язык» утверждает, чтомужчины и женщины представляют собой специфичные социальные группы,характеризуемые особыми чертами; при этом, так как в современном обществеони стремятся к парным союзам, в большинстве своем, разнополым, они никогда не живут на отдельных территориях и не имеют собственных отличных другот друга языков [Коатс 2005: 39].
Отношения внутри этих социальных групп имежду ними отличаются от стандартных. Так, если в других социальных группах четко осознаются границы между «своим» и «чужим», то мужчины и женщины скорее склонны вести себя доброжелательно с представителями чужойсоциальной группы.Социальный психолог Генри Тайфель [Tajfel 1978] разработал теориювнутригрупповых отношений, в которой выделил такой признак группы, каксоциальный статус. Можно утверждать, что женщины принадлежат к группе снизким социальным статусом, поскольку в современном обществе их оценивают – явно или скрыто – ниже мужчин [Коатс 2005: 40].
По мнению Тайфеля,члены групп могут либо принимать свой низкий статус, либо бороться с ним. Вслучае попытки женщин отрицать свой статус, одной из наиболее популярныхстратегий является стратегия ассимиляции – т.е. попытка достичь равенства иперенять ценности большинства (в данном случае, представителей мужской37группы) [Tajfel 1978].















