Диссертация (1100582), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Кронгаузом, публичная интимность – это интимное по сути высказывание, существующее в публичном пространстве [Кронгауз2009]. Анализ подростковых аккаунтов в социальных сетях через призму данного понятия представляется нам чрезвычайно важным и интересным, поскольку позволяет выявить, какие гендерные стереотипы превалируют в подростковой среде на сегодняшний день и каковы основные цели и способы их сознательной и бессознательной репрезентации.Сегодня большинство подростков предпочитают пользование социальными сетями, которые предоставляют более широкий спектр возможностей,чем блоги – виртуальные дневники и журналы, – и проводят в них практическивсе свободное время. Ответ на вопрос, чем так привлекательно пространствосоциальных сетей для современных школьников, предлагают психологиГ.В.
Мишенина и А.Ф. Качанов, выделившие четыре основных критерия удовлетворенности коммуникацией, приобретающие особую значимость в подростковом возрасте и предоставляемые социальными сетями:– наличие коммуникативной стимуляции (острая потребность подростка в получении стимулов к общению от других людей – знакомых и, особенно, незнакомых, проявляющих внезапный интерес к странице пользователя,предлагающих виртуальную «дружбу» и вызывающих на коммуникативныйконтакт);– динамика окружающих событий (неподдельный интерес к жизни других людей, частая смена контакт-листа, создание собственных событий, частоне выходящих за рамки виртуального пространства);– факт социального узнавания (поиск и нахождение со стороны реальных знакомых не позволяют развиться чувству социальной депривации, озна171чают для подростка социальное подтверждение его личности, поддерживаютего самоидентификацию);– достижение и признание (пользователи социальных ресурсов успешнореализуют потребности в подтверждении чувства собственного достоинства исобственной ценности/значимости, размещая на персональных страничках фото- и видеоматериалы, посвященные профессиональным успехам и личнымдостижениям, и получая комментарии и оценки от виртуальных друзей [Мишенина, Качанов 2010].Под социальной сетью мы будем понимать комплексное сетевое образование, сочетающее в себе черты форумов и сетевых сообществ и сервисовмгновенного обмена сообщениями (ICQ, MSN и т.д.), первичной целью создания которого служит поиск знакомых, одноклассников, коллег и друзей по интересам.
Эти популярные ресурсы ориентированы также на восстановление иподдержание коммуникативных связей, включая поиск работы, подачу объявлений и реакцию на них. Большое количество коммуникантов и их активноесуществование внутри социальных сетей, логично сопряженное с созданием,соблюдением и закреплением определенных норм и типов поведения (в томчисле и речевого) внутри данного образования, позволяют говорить сегодня оформировании особого жанра виртуального дискурса. Неотъемлемой частьюсуществования в пространстве социальных сетей является также стремлениеповысить личный сетевой рейтинг, в том числе, и посредством дискурса, чтоотсылает нас к понятию стратегии карнавализации – термину, введенномуМ.М.
Бахтиным в качестве аналога «двумирности» [Бахтин 1990]. Сегодня мыпонимаем под данным термином самопрезентацию личности в виртуальномдискурсе с использованием различных коммуникативных средств, что напрямую соотносится с направлением нашего исследования. Присущая виртуальному миру анонимность, а также условная, знаковая форма виртуального дискурса расширяют возможности сетевого ролевого поведения, позволяя включить в172него элемент игры наряду с элементом карнавальной инверсии [Марценюк2008].Необходимо отметить, что, прежде чем социальные сети завоевали популярность среди молодого поколения, их место занимали сначала чат-румы ифорумы, а потом системы онлайн-дневников и блогов.
Данные интернетплощадки послужили материалом для многих гендерных исследований, в основном западных, ставивших перед собой цель обнаружить и проанализировать, в первую очередь, гендерные различия в речевых стратегиях подростков.Так, С. Капиджик и С. Герринг, подразделяя исследуемые уровни языковойстратегии тинейджеров в чат-руме на микролингвистический, дискурсивнопрагматический, стилистический и визуальный, демонстрируют существованиеочевидных гендерных различий на каждом из них, начиная c лексического набора слов, традиционно используемого каждым из гендеров, и заканчивая формой визуального самопредставления посредством аватара [Kapidzik and Herring2011]. Одно из базовых гендерных исследований подростковых блогов, проведенное Д.
Хаффакером и С. Калверт, привело к неожиданным выводам, что интернет спровоцировал рождение нового типа дискурса, тяготеющего к маскулинному способу самовыражения, что доказал контент- и лингвистическийанализ блогов юношей и девушек [Huffaker and Calvert 2005]. Популярностьблогов как материала исследования была оправдана тем, что согласно опросу,проведенному среди американской молодежи, в 2003–2006 годах 28% подростков обоих полов имели собственные виртуальные дневники.
Однако уже в2009-м году их количество сократилось до 14%, зато около 73% объявили освоем присутствии в социальных сетях [Huffaker and Calvert 2005], после чеговектор западных психологических и лингвистических исследований резко повернулся в сторону именно этой ставшей наиболее актуальной формы существования в виртуальном пространстве (Manago, Graham, Greenfield).Статистические данные, полученные весной 2011 года компанией «TheOnline Monitor», проводившей в этот период уже 19-ю волну исследования, на173правленного на создание портрета российского интернет-пользователя, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство пользователей в возрасте 11–18 лет – активные пользователи социальных сетей.
В пользу именно этих ресурсов высказались 85% подростков, отвечая на вопрос, чем именно они занимаются в сети и какие ресурсы и сайты посещают чаще всего. При этом распределение оказалось следующим: «Вконтакте» – 95% проголосовавших, «Моймир Mail.ru» – 65%, «Facebook» – 47%. Подобные статистические данные способствовали тому, что наше исследование было сконцентрировано на анализеаккаунтов самой популярной и активно посещаемой русской социальной сети«Вконтакте» (www.vk.com), количество пользователей которой, по данным открытой статистики сайта www.vk.com, сегодня превышает 45 миллионов, 30%из которых представлены подростками от 14 до 18 лет (оговорим, что 14 лет –официально минимально допустимый возраст, который можно указать при заведении собственной страницы, поэтому в дальнейшем мы столкнемся с обширным количеством примеров вынужденного указания ложной информациидетьми предподросткового возраста (11–13 лет) ради права присутствия на этомсайте).
Подобные внушительные цифры позволяют нам сделать предположение, что сайт «Вконтакте» создает определенный культурный контекст, где социальное взаимодействие и самопрезентация создают и развивают новые возможности для рефлексии и эксперементирования не только с реальной, но и свиртуальной идентичностью [Щекотуров 2012].Для получения предварительной обратной связи нами был проведенписьменный опрос среди 120 подростков обоих полов от 11 до 18 лет, включавший в себя вопросы о значимости присутствия в сети «Вконтакте», а такжео принципах выбора тех или иных вариантов заполнения стандартизированныхполей. Одной из ключевых задач проведения данного опроса как этапа исследования аккаунтов в социальных сетях была последующая детальная проверкасоответствия между обоснованием определенного коммуникативного поведения в виртуальной среде, приведенным подростком, и его фактической реали174зацией – нашему детальному анализу подверглись 100 аккаунтов, принадлежавших 100 пользователям из числа 120 опрошенных заранее – часть респондентов (9) не были зарегистрированы в сети, а 11 обладали закрытыми страницами, поэтому их аккаунты не могли оказаться в фокус-группе исследования.Опрос включал в себя только открытые типы вопросов, провоцирующиереспондентов давать развернутые ответы, должные послужить материалом длялингвистического анализа и составления сравнительной характеристики коммуникативного поведения респондентов в социальной сети и их письменнойречи с учетом гендерных особенностей.Наша точка зрения, что социальная сеть «Вконтакте» может быть расценена как современная арена для развития и усвоения норм и ценностей, необходимых для развития как реальной, так и виртуальной идентичности, а присутствие в ней является сегодня для подростков маркером их социализованности, может быть подкреплена следующими ответами тинейджеров обоих половна вопрос, зачем они завели аккаунт в этой сети:«Потому что не сидеть в ВК не модно.















