Автореферат (1100504), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Пушкинаи О.Э. Мандельштама) // Традиции русской классики ХХ века и современность: Материалы научнойконференции. М., 2002. С. 39.6Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 2002. С. 65.7Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988. С. 61.10прилагательных представлены мотивы оценки, то данные смыслы можносчитать основаниями вынесения оценочного суждения. В некоторыхсловарях прилагательное СТРАННЫЙ интерпретируется как однозначное(МАС).Применяяинварианта(черезметоданализконструированиядефиницийлексико-семантическогобазовыхтолковыхсловарей,нацеленный на установление повторяющихся и уникальных сем)8, можновыделить инвариантный компонент значения, обусловливающий широкийконтекст употребления прилагательного СТРАННЫЙ, – это ‘отклонение отнормы’.Оценочные суждения с прилагательным СТРАННЫЙ приобретаютявно отрицательные коннотации (п.
2.1.2), что подтверждается еготолкованиемчерезсуществительноеСТРАННОСТЬ(человексостранностями), а также данными исторических словарей (связь ссуществительным СТОРОНА: со стороны, сторониться, сторонний и т.д.).В п. 2.2 парадигматический подход применяется к моделированию иописаниюлексикографическогосемантическогомножества,организованного прилагательным ‘СТРАННЫЙ’. На основе концепциисоставления лексикографических семантических полей Ю.Н.
Караулова Л.О.ЧернейкоразработалачастнуюметодикусоставленияЛП,котораязаключается в переходе от исходной лексической единицы, взятой в статусевокабулы,клексическимлексикографическогоединицамсемантическогометаязыка9.поляЛПВотличиестроитсяотнасемасиологических основаниях (от слова к его ближайшим «семантическимсоседям» той же частеречной принадлежности). Лексикографический анализпозволяет включить в формируемую ЛП ‘СТРАННЫЙ’ следующиеединицы:прилагательныеЗАГАДОЧНЫЙ,НЕОБЪЯСНИМЫЙ,НЕОБЫКНОВЕННЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ, НЕПОНЯТНЫЙ, НЕПРИВЫЧНЫЙ,ОСОБЕННЫЙ,УДИВИТЕЛЬНЫЙ,которыестоятближевсегокЧернейко Л.О. Спецкурс «Лексико-семантическая система языка и методы ее описания». Филологическийф-т МГУ им. М.В.
Ломоносова. 2004-2005.9Чернейко Л.О. Спецкурс «Абстрактное имя с позиций когнитивной и структурной семантики».Филологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова. 2009-2010.811прилагательномуСТРАННЫЙ,иприлагательныеДИВНЫЙ,ДИКОВИННЫЙ, ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ, НЕБЫВАЛЫЙ, НЕОБЫЧАЙНЫЙ,ОРИГИНАЛЬНЫЙ, ОСОБЛИВЫЙ, ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ, СВОЕОБРАЗНЫЙ,ЧУДАКОВАТЫЙ,ЧУДНОЙ,ЧУДНЫЙ,ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ,ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ, которые находятся на периферии множества.ИменноцентромприлагательноесформированнойСТРАННЫЙстановитсясвоеобразнымпоскольку,во-первых,оноЛП,являетсянейтральным в отличие от стилистически окрашенных прилагательныхЧУДНОЙ, ДИКОВИННЫЙ, ДИВНЫЙ и т.д., во-вторых, его значение неопределяется внутренней формой, как, например, у прилагательногоНЕПОНЯТНЫЙ(‘тот,которогоянепонимаю’),в-третьих,егосемантический объем значительно шире того содержания, которое стоит забольшинством его «семантических соседей»: это ‘отклоняющийся от нормыили в силу необычности и непривычности, или в силу нелогичности,непонятности и необъяснимости того или иного явления действительности’.Но у прилагательного СТРАННЫЙ есть одна семантико-прагматическаяособенность: в этом нейтральном прилагательном (и это тоже своего родалексикографическийинвариант)присутствуетнезафиксированнаясловарями сема, в которой заложена информация об отношении субъектаоценочного суждения: а) эксплицитно – к параметру объекта оценки, накоторый она направлена (ему непонятно поведение, речи другого и т.п.); б)имплицитно – к носителю этого параметра, т.е.
адресату оценочногосуждения. И это отношение – неприятие.Глава 3 посвящена изучению функционирования прилагательногоСТРАННЫЙ в текстах разной стилевой и жанровой принадлежности всовременном русском языке (СРЯ). В п. 3.1 и 3.2 рассматривается проблемасоотношения функционального стиля речи и речевого жанра. Опорнымпунктом изучения контекстного поведения прилагательного СТРАННЫЙ вразножанровых текстах стали данные НКРЯ (п.
3.3). Поиск в корпусе былограничен временным диапазоном с 1950 по 2015 год (массив «Современные12тексты») и подкорпусом «Нехудожественные тексты». Согласно результатампоиска, прилагательное СТРАННЫЙ не встречается в официально-деловомстиле речи и в текстах производственно-технической направленности,поскольку субъективная оценка в целом не характерна для подобного родатекстов.
Анализ распределения оценочных суждений с прилагательнымСТРАННЫЙ по годам показывает, что их количество резко возросло впериод с 1958 по 1965 год и с 1990-х годов по настоящее время.В п. 3.4.1 рассматривается функционирование прилагательногоСТРАННЫЙ в учебной и научно-популярной литературе. Авторы научнопознавательных журналов преследуют цель увлечь читателя, склонить его кпогружению в научные проблемы, именно поэтому они прибегают коценочным суждениям с прилагательным СТРАННЫЙ для характеристикинепривычного мира, где много всего непознанного и таинственного.Употреблениеэтогоприлагательноговнаучнойлитературечастосопровождается отрицательными коннотациями, что объясняется научнойэтикой: поскольку в научной сфере несогласие с оппонентом не принятовыражатьврезкойформе,напомощьприходитприлагательноеСТРАННЫЙ, позволяющее говорящему (пишущему) мягко, корректно и безлишнихэмоцийвысказатьсвоюточкузрения:Нодажевних[законодательных статьях – Е.Ш.] присутствуют странные формулировки,отражающие,по-видимому,подавленныеискрытыеюридическойобработкой желания депутатов.
Тёмные места10 (п. 3.4.2).Анализматериаловобщественно-политическогоилитературно-художественного еженедельного журнала «Огонёк», представленный в п.3.5.2, позволяет понять особенности функционирования прилагательногоСТРАННЫЙ в советский и российский периоды русской истории. Так, вномерах за 1960-70-е годы встречается мало контекстов с исследуемымприлагательным. Если же прилагательное СТРАННЫЙ употребляется, то поКронгауз М.А.
Родная речь как юридическая проблема // Отечественные записки. М., 2003. № 2. С. 497501.1013отношению к странам Запада и наряду с такими беспощаднымиприлагательными, как, например, УЖАСНЫЙ или АБСУРДНЫЙ, что ещеразподчеркиваетотрицательныеконнотацииисследуемойединицы(странный закон о квартплате, ужасная перенаселенность, адскоесооружение и т.д.). В заметках о жизни в СССР находим своеобразныеантонимы прилагательного СТРАННЫЙ – ОБЫКНОВЕННЫЙ, ОБЫЧНЫЙ(Мы строим не храмы, а обычные дома для самых обычных людей –тружеников нашей страны), из чего можно сделать вывод, что соответствиенорме в то время расценивалось как нечто близкое к идеалу.
ПрилагательноеСТРАННЫЙ редко встречается в журналах 1970-80-х годов, что объясняетсягосподством в тот период такой государственной идеологии, которая недопускала самой мысли о существовании чего-либо «инакого» в пределахстраны.По сравнению с этим периодом в 1990-е годы активно развиваетсятенденция свободного и широкого употребления оценочной лексики (в томчисле наделенной отрицательными коннотациями) в периодической печати.Так, в номере 17-18 журнала за 1994 год находим 19 контекстовупотребления прилагательного СТРАННЫЙ (СССР был странной империей;Странные наши патриоты и т.д.). Появилась даже особая рубрика подназванием «Странности», что подчеркивает повсеместность «странного» визменившейся со времен распада СССР действительности. Причем странноевоспринимаетсякакнечтоневписывающеесяв жизненныйопытсреднестатистического человека, как то, что задевает, озадачивает ивызывает чувство отторжения, а иногда и осуждения.
И это подтверждаетсяконтекстной синонимией прилагательных СТРАННЫЙ и ГЛУПЫЙ.Контексты со словом СТРАННЫЙ в номерах за 2000-е годыохватывают самые разные сферы жизни. Употребление исследуемогоприлагательного достаточно точно отражает особенности нашего времени:большинствупроисходящихсейчасявленийтруднодатьрезкоотрицательную оценку – ПЛОХОЙ, УЖАСНЫЙ и т.д. На помощь приходит14прилагательноеСТРАННЫЙ,передающеенетолькоотношениекпроисходящему, но и желание от него отгородиться или дистанцироваться.Из проанализированных контекстов журнала «Огонек» можно сделатьобщий вывод, что прилагательное СТРАННЫЙ является своеобразнойлакмусовой бумажкой, высвечивающей состояние общества в тот или инойпериод времени.В модных журналах типа «Cosmopolitan» СТРАННЫЙ приравниваетсякоценочнымприлагательнымПЛОХОЙ,УЖАСНЫЙ,ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ, БЕЗВКУСНЫЙ и становится своеобразным клеймомв мире моды (странный наряд Лив Тайлер, странные платья селебритиз ит.д.).
Также исследуемое прилагательное выступает в роли эвфемизма в техслучаях, когда говорить о чем-либо в резко негативном ключе считаетсядурным тоном (странные начальники, странные вопросы при приеме наработу и т.д.).Употребление прилагательного СТРАННЫЙ в эвфемистическойфункции подтверждается анализом публицистических произведений ЗахараПрилепина в п. 3.5.2. Исследуемая единица появляется в его текстах стольчасто не случайно. Чтобы назвать что-либо странным, необходимо соотнестиреферент суждения с понятием нормы и оценочной шкалой. Но, по мнениюПрилепина, само понятие нормы разрушается в наши дни: В Россиипроизошла странная трансформация самого понятия «нормальное»,«норма» (привет писателю Сорокину).
Нормальное не вписывается всистему ценностей, оттого что — ни ценностей, ни системы.В разговорной речи (п. 3.6) прилагательное СТРАННЫЙ постепенноначинает выступать как синоним прилагательных ПЛОХОЙ, УЖАСНЫЙ,хотя и представляет собой оценку корректную, смягченную (Нет, нустранные вы люди! Денег нет, а кредит уже третий берете!), что вочереднойразуказываетСинонимические отношениянаегоэвфемистическуюс общеоценочнымифункцию.прилагательнымивсовокупности с широким диапазоном сочетаемости исследуемой единицы15указываетнаобщеоценочныйхарактерприлагательного.Извсегосказанного можно сделать вывод, что прилагательное СТРАННЫЙобозначает особое ментальное состояние оценивающего субъекта, который,сталкиваясь с того или иного рода отклонением от нормы, стремитсяотстраниться, отгородиться от происходящего, выражая при этом неприятиеи объекта оценки, и ее адресата, если он ему известен.Функционирование исследуемой единицы в конструкции КАК НИСТРАННО позволяет составить представление о стандартах, стереотипах инорме, укоренившихся в обществе, по алгоритму: ‘странно, что Х вместопривычно ожидаемого Y’.
Употребляя данную конструкцию, субъект оценкивыноситнеожиданныедляслушателейсуждения,противоречащиесложившемуся у них мнению: в пресуппозиции суждения Да, в детскомдоме,какнистранно,безопаснолежитинформация,однозначноотсылающая к сложившемуся стереотипу восприятия детских домов какопасного социального пространства и, шире,–к существующемунегативному отношению к детским домам.Вп.3.7рассматриваетсясюжетно-композиционннаярольприлагательного СТРАННЫЙ в современных художественных текстах –художественной прозе Захара Прилепина, детективах и фантастике.
ВтекстахПрилепинасловоСТРАННЫЙстоитводномрядусприлагательными ЧУЖОЙ, ЧУЖДЫЙ, НЕЛЕПЫЙ, ГЛУПЫЙ, ПОШЛЫЙ,что в сочетании с высокой частотой употребления данных лексическихединиц говорит о значимости смысла ‘странный, не такой, как все, чуждый инеприемлемый’ для автора. Герои Прилепина чувствуют себя одинокими инеприкаянными в окружающем их мире, они странны для других людей, ивесь мир странен, чужд, нелогичен и глуп для них (Ему казались странными,или глупыми, или неуместными, а чаще всего — пошлыми мотивации многихчеловеческих поступков).ВажнуюСТРАННЫЙсюжетно-композиционнуювсовременныхрольдетективах,16играетгдеоноприлагательноеучаствуетвконструировании интриги и используется как двигатель сюжета (именновопрос Видели ли вы что-нибудь странное? является отправной точкой дляначала расследования). Также исследуемое прилагательное, обозначающеенечто необъяснимое, необычное, таинственное, позволяет создать атмосферунапряжения для читателей, что является основной целью авторовдетективных романов.















