Диссертация (1099559), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Отношения насыщеныэмоциональными крайностями – гневом, страстью, ревностью, собственничеством.Они могут беспокоиться, что никогда не найдут кого-то, с кем можно прожить жизнь,и при этом постоянно вовлечены в романтические отношения. Очень быстроэмоционально вовлекаются в новые взаимоотношения, часто влюбляясь почтимгновенно. Не видят партнера и их отношения в реалистическом свете, имеюттенденцию к идеализации (там же).Отвергающе-избегающий тип (dismissing-avoidance) основан на позитивноймодели Я и негативной модели Другого.
Принадлежащие этому типу люди создаютвпечатление холодных, рациональных, равнодушных и отстраненных. Когдасталкиваются с проблемами, абстрагируются от эмоций, принижают важностьпроблемы и активно избегают обращения к помощи и поддержки других [Batholomew,1990; Матушевская, 2005].32Имеют позитивную модель Я и чувствуют уверенность в себе – от умереннойдо высокой. Имеют тенденцию к эмоциональной независимости, они компульсивнополагаются только на себя. Обычно они не испытывают ревности и тревоги присепарации с близкими людьми.
Имеют отрицательную модель Другого. Обычноциничны и критичны по отношению к другим, достаточно холодны и соблюдаютдистанцию в эмоциональных отношениях. Им тяжело (не комфортно) проявлять своичувства. Редко ищут близости и не прибегают к другим за поддержкой. Могутописывать свои дружеские отношения как превосходные. Однако их дружба частоповерхностна, она основана, прежде всего, на взаимной выгоде, а не наэмоциональнойблизости.Ониоченьзакрытывдружескихотношениях,предпочитают не прибегать к друзьям за помощью или поддержкой (там же).Романтическиепривязанностиотношенияхарактеризуютсялюдейснедостаткомотвергающе-избегающиминтимности(близости),типомнизкимсамораскрытием и экспрессивностью.
Они менее вовлечены в отношения, чем ихпартнеры. Они, как правило, не проявляют эмоций в отношениях и предпочитаютизбегать конфликтов, как и других проявлений эмоций. Они не только не полагаютсяна партнеров для получения помощи и поддержки, но и испытывают дискомфорт,когда помощь и поддержку требуют от них. Часто их принятие отстраненной позициипо отношению к другим – это способ защиты хрупкого чувства себя от потенциальнойугрозы от других.Описанные рабочие модели обычно действуют автоматически, хотя и могутотчасти осознаваться [Первин, Джон, 2001].в) Анализ романтических отношений (любви) с позиции теориипривязанностиПопытка на основе теории привязанности глубже понять психологическиемеханизмы разных типов межличностных отношений во взрослом возрастевопределенный момент времени привела исследователей к анализу романтическихотношений [Hazan , Shaver, 1987; Brennan at el., 1998 и др.].
В этом русле можновыделить два основных направления исследований: в первом изучаются связи междупривязанностью к матери и привязанностями в романтических отношениях, во второмакцент делается на описании своеобразия романтических отношений как особого родаотношений привязанности.Так, K.
Бреннен показал, что разные виды романтической привязанностиможно представить в двумерном пространстве, образованном оценкой степенивыраженности 1) тревоги (страха быть покинутым) и 2) избегания (дискомфорта отблизости) [Brennan at el.,1998]. Это представление гармонично вписывается в модель33К. Бартоломью, упомянутую нами ранее, если принять, что тревога соответствуетмодели Я, а избегание - модели Другого (рис. 3, Таблица 3).Рис.
3. Модель типов привязанности взрослых по К. БреннануТаблица 3.Применение модели К. Бартоломью к романтическим отношениямПозитивнаямодельДругогоПозитивная модель ЯНегативная модель ЯНадежная привязанностьАмбивалентная привязанностьНизкое избеганиеНизкая тревогаОтвергающая привязанностьНегативнаямодельДругогоВысокое избеганиеНизкая тревогаНизкое избеганиеВысокая тревогаПугливая привязанностьВысокое избеганиеВысокая тревогаЛонгитюдных исследований, которые проверяли бы связь раннего опытавзаимодействия с матерью (привязанности) и привязанности к романтическомупартнеру пока в силу очевидной трудоемкости этого и относительно недавнего началаизучения привязанности в романтических отношениях пока проведено крайне мало.Однако есть данные исследований, в которых привязанность к партнеру оцениваласьв настоящий момент времени, а ретроспективно определялся тип привязанности к34матери (точнее, характер репрезентаций о привязанности).
К примеру, в исследованииC. Хейзена и Ф. Шейвера было обнаружено, что взрослые, романтические отношениякоторых с партнерами определялись, как надежная привязанность, значимо чаще, чемостальные, вспоминали о своих родителях, как о заботливых, поддерживающих илюбящих [Hazan, Shaver 1987]. В исследовании Дж.
Кровелла и И. Вотерсареспондентами выступали помолвленные пары. Здесь также было показано, что люди,у которых по результатам проведения интервью о взаимоотношениях в детстве (наоснове AAI) был установлен надежный тип привязанности к матери, гораздо вбольшей степени, чем другие, сочетают свободу и автономность в отношениях (тоесть надежную привязанность к партнеру) [Crowell, Waters, 1994].В краткосрочном лонгитюде, проведенном К. Пасказзо с коллегами, былоустановлено, что тип привязанности к матери, выявленный на основе анализарепрезентации привязанности у подростков связан с характером романтическихотношений в юношеском возрасте. А именно, у юношей и девушке, чей типпривязанности в подростковом возрасте был определен, как надежный, в юношескомвозрасте (20-24 года) отмечаются значимо более близкие и доверительныеромантические отношения и принятие партнера у них значимо выше [Pascuzzo at el.,2013].Среди крайне немногочисленных отечественных исследований, касающихсяроли привязанности у взрослых людей, отметим работы КА.
Бочавера [2007] иМ.В. Яремчук [2005] о связи типа привязанности к матери и особенностейустановления романтических отношений в подростковом и юношеском возрасте.Различия поведения людей с разными типами привязанности в ситуациях конфликтаили развода изучались Л.А.
Николаевой [2008] и К.В. Ягнюком [2003].Таким образом, представление о том, что надежная привязанность к материпомогает установлению надежной привязанности в романтических отношениях можетсчитаться эмпирически обоснованным.г) Лонгитюдные исследования влияния типа привязанности к матери,установленного в детстве, на разные аспекты познавательного развитияГипотеза о влиянии характера ранних отношений с матерью или заменяющимее взрослым на познавательное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза прямоследуетизтого, какое место врамкахтеориипривязанностиотводитсяпознавательной деятельности ребенка.
Дж. Боулби [2003] подчеркивал, чтоисследовательская активность младенца (а затем ребенка раннего возраста)осуществляется только в условиях, когда тот чувствует себя в безопасности, когда онзащищен близостью к матери и свободен от тревоги. Соответственно, наиболее35благоприятные условия для активного изучения окружающего мира создаетнадежный тип привязанности к матери.Эта гипотеза получила многочисленные эмпирические подтвержденияприменительно к разным возрастным периодам и разным аспектам познавательногоразвития. К примеру, в лонгитюдном исследовании Э.
Сроуфа с коллегамисравнивались показатели интеллектуального развития у детей с надежным иненадежным типами привязанности к матери на протяжении дошкольного и младшегошкольного возраста. В дошкольном возрасте значимых различий в уровнеинтеллектуального развития у детей с надежной и ненадежной привязанностьювыявлено не было. Однако уже в младшем школьном возрасте различия проявились, аименно: дети с надежным типом привязанности к матери демонстрировали болеевысокий интеллектуальный потенциал по сравнению с детьми с ненадежным типомпривязанности. И, даже в отдельных случаях наличия трудностей в решении задач вдошкольном возрасте в младшем школьном возрасте они их обычно успешнопреодолевали [Sroufe et al., 1990].В другом лонгитюдном исследовании, проведенном Т.
Якобсеном сколлегами, детям, у которых в возрасте 1,5-3 лет определялся тип привязанности кматери, в 7, 9, 12, 15 и 19 лет давались различные задания для определения уровняинтеллектуального развития. Общим выводом стало, что и в младшем школьном, и вподростковом возрасте дети с надежным типом привязанности показывают болеевысокие результаты при выполнении заданий.
Что касается детей, у которых былдиагностирован амбивалентный тип привязанности, то они демонстрировалиотставание в развитии логического мышления (к примеру, в установлении причинноследственных связей) [Jacobsen et al., 1993].д) Система привязанности и механизмы эмоциональной регуляцииК числу весьма значимых результатов исследования роли привязанности кматери у взрослых людей следует отнести открытие ее связи с общим стилемэмоционального реагирования субъекта. Показано, что при ненадежных типахпривязанности к матери такого рода реагирование изменено: при избегающем типелюди часто прибегают к стратегии деактивации (эмоционального подавления), а притревожно-амбивалентном - к стратегии гиперактивации [Mikulincer, Orbach, Iavnieli,1998] (подробнее мы остановимся на описании этих стратегий при описании моделиМ.
Микулинцера).Сходная тенденция была установлена и в работе отечественных психологовпод руководством Е.С. Калмыковой [2002], которые изучали устойчивость кпсихологической травме людей с разными типами привязанности к матери. Было36выявлено, что надежная привязанность к матери позволяет быстрее восстанавливатьбазисные убеждения личности (чувство справедливости и доброжелательностиокружающего мира и позитивность образа Я) [Падун, 2003].е) Система привязанности и особенности образа Я, самосознанияЗначительный круг исследований, проведенных как на Западе, так и в руслеотечественной психологии, показал важнейшую роль привязанности в формированиисамосознания ребенка, начиная с первых месяцев младенческого возраста [Авдеева,Хаймовская, 2003; Cassidy, 2001, Marganski , 2010 и др.].
К дошкольному возрастусвязьмеждухарактеромотношенийсматерью(типомпривязанности)иособенностями самопринятия и самоотношения ребенка прослеживается весьмачетко. Например, дошкольники с надежным типом привязанности к матери считают,что с ними легко общаться и они симпатичны большинству окружающих, в отличиеот детей с ненадежными типами привязанности [Матушевская, 2005].Г.В. Бурменская с коллегами установили, что и в младшем школьномвозрасте самооценка у детей с надежной и ненадежной привязанностью имеюткачественные различия:1) самооценка у детей с ненадежным типом привязанности по рядупараметров значимо ниже, чем у детей с надежным типом привязанности кматери;2) самооценка с детей с ненадежным типом привязанности к материотличается неустойчивостью;3)у детей с амбивалентным типом привязанности есть тенденция кнеадекватному занижению самооценки; в то время как у детей сизбегающимтипомпривязанностинарядуснизкойсамооценкойвстречались и неадекватно высокие самооценки, что говорит о действиитаких защитных механизмов, как вытеснение и идеализация [Бурменская идр., 2003].В результате шестилетнего лонгитюдного исследования Л.И.
Авдеевой [2005]были получены данные о характерных особенностях формирования самоотношения увоспитанников детских домов, то есть в условиях нарушения привязанности к материили заменяющему ее взрослому. Самооценка детей из детских домов оказаласьзначимо ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях. При этом низкий уровеньсамооценки сочетался с достаточно высоким уровнем самопринятия (в результатедействиятакихзащитныхмеханизмов,какобесценивание,вытеснениеиидеализация).
Но это "псевдопозитивное" самоотношение оказывается крайне37хрупким и неустойчивым при первом же столкновении в противоречащими емуоценками и отношениями со стороны окружающих.И.А. Борисова [2007] рассматривала влияние привязанности к матери нетолько на эксплицитную (осознаваемую), но и на имплицитную (неосознаваемую)самооценку младших школьников. Было установлено, что привязанность к материболее всего влияет на такие аспекты эксплицитной самооценки, как "общеесамопринятие", "внешняя привлекательность" и "компетентность в поведении".Показано, что уже в младшем школьном возрасте эксплицитная и имплицитнаясамооценка могут существенно различаться, становясь источником тревоги инарушения субъективного психологического благополучия.















