Диссертация (1099249), страница 4
Текст из файла (страница 4)
До достижения определенныхситуационных изменений часто требуется адаптироваться к существующимограничениям, получить необходимую информацию о том, как можноповлиять на обстоятельства. На основании существующих эмпирическихданных (Wu and Parker, 2011) можно судить о том, что довольно частореактивноеповедениепредшествуетпроактивномувнезнакомых,непривычных ситуациях (например, при устройстве на новую работу,переезде на новое место жительства, смене социальной роли и т.д.).Важным этапом концептуализации и операционализации проактивностиявляется выделение ключевых критериев и параметров этого феномена.Основываясь на последних исследованиях Parker (2010), Frese (1996), Grant иAshford (2008), Schwarzer (2009), а также работах по психологии личности(Олпорт (2002), Франкл (1990), Хъелл, Зиглер (2013)), можно утверждать, чтонаиболее часто в научной литературе по проактивному поведениювыделяются в качестве ведущих такие его параметры, как1) на когнитивном уровне – саморефлексия и антиципация;2) автономия, инициативность, упорство в достижении целей можноотнести к мотивационному уровню поведения со значительнымакцентом на метамотивационной составляющей.Дело в том, что если мы будем рассматривать базовые потребности(потребность в пище, воде, сне и т.д.) в качестве ключевых детерминантпроактивного поведения, мы придем к выводу, что эти мотивационныеисточники человеческой деятельности не всегда хорошо поддаются волевомуконтролю.
Чем больше потребность фрустрирована, тем больше онадоминируетитребуетудовлетворения.Вэтомслучаеповедениехарактеризуется меньшей свободой выбора, когда вся активность индивиданаправляется лишь на удовлетворение той или иной физиологическойпотребности.Когда речь идет о проактивности, всегда подразумевается осознанныйвыбормоделейповедения,какправило,19вситуацияхсоциальноговзаимодействия.
К числу таких ситуаций можно отнести, например, поискработы, продвижение по карьерной лестнице, расширение сферы влияния ипр.Т.е.вовсехситуациях,требующихотличностиреализациипроактивности, мы наблюдаем обусловленность поведения социальными илиметапотребностями.Книмможноотнести,кпримеру,мотивсамоутверждения, поиск признания и уважения, потребность в творчестве ит.д.Влюбомслучае,этимотивынеявляютсябиологическидетерминированными, а поэтому их иерархия в структуре мотивационнойнаправленности поведения не является жестко регламентированной. Иначеговоря,принеблагоприятныхобстоятельствахчеловекпосвоемуусмотрению может отсрочить удовлетворение метапотребности (Маслоу А.,2012).
Так или иначе, свобода выбора, характерная для проактивногоповедения, сильно зависит от преобладающих потребностей индивида.Обобщая представленные выше подходы к определению проактивногоповедения,мыполагаем,чтопроактивностьпредставляетсобойметафеномен, который надстраивается над другими психологическимиконструктами – в первую очередь, саморефлексией (Кардовская Е.К., 2011),антиципацией,внутреннимлокусомконтроля,инициативностьюиспонтанностью, автономией и метамотивацией.
Перечисленные психическиефеномены следует рассматривать в качестве важнейших компонентовпроактивногоповедения.Приэтомпроактивностьможноконцептуализировать и как черту личности, и как собственно поведение (ZhuJ.L., Frese M., Li W.D., 2014). В первом случае методология исследованиябудет в значительной мере опираться на личностные опросники, основанныена самоотчетах. Во втором случае, мы полагаем, основными инструментамиизучения должны быть объективные методы (н-р, наблюдение, экспертнаяоценка, анализ истории жизни и пр.).20§ 1.2. Проблема свободы воли в философии как теоретическаяпредпосылка проблемы проактивностиИстоки теоретического осмысления проактивности усматриваются намив многочисленных философских концепциях. Очевидно, что проактивностьпереплетается с проблемой свободы человека.
Ее можно сформулироватьследующим образом: «В какой степени человек свободен самостоятельно иосознанно делать выбор? Насколько его поведение зависит от собственнойволи? Способен ли он управлять своей судьбой?».Г.А. Епанчинцева (2010) отмечает, что «новые тенденции в философиинауки постнеклассического периода позволили пересмотреть отношение кприродеисоциальномумиру,коформлениюновейшихидеаловчеловеческой деятельности и пониманию перспектив развития человека»(Епанчинцева Г.А., 2010). Действительно, для современного этапа развитиянаукихарактернопониманиечеловекакаксложноорганизованной,саморазвивающейся и самосовершенствующейся системы. Д.А. Леонтьев поэтому поводу подчеркивает, что если прежние естественнонаучныеконцепции рассматривали человека как обусловленное существо, описываяповедение и деятельность исключительно с позиции механистическогоподхода (в своей работе мы его обозначаем как «принцип реактивности»), тосегодня лидирующим становится подход, в рамках которого психическиефеномены протекают за пределами системы причинно-следственных связей.Л.В.
Зубова уточняет, что сегодня «никто из психологов, отечественных изарубежных, реально не является приверженцем детерминистской теорииличности, поскольку все признают определяющей чертой человека именносознание – не как подчинение, но как рациональность, т.е. способностьделать самостоятельный выбор, самостоятельно формировать собственнуюпозицию, самостоятельно принимать решения» (Зубова Л.В., 2011). Побольшому счету, в этом и заключается суть проактивного подхода кисследованию личности.21Однако если для современной постнеклассической науки непреложнымявляется постулат о самодетерминации человеческого поведения, в болееранних парадигмах взгляд на природу личности не является стольоптимистичным.
Углубляясь в историю развития философской идеиотносительно свободы человека, мы отмечаем, что исследования даннойпроблемы можно условно отнести к двум подходам: фатализму иволюнтаризму. Первый из обозначенных нами подходов включает в себятеоретические положения, в которых утверждается ограниченность свободыдеятельностичеловека–ограниченность судьбой, обстоятельствами,социальными требованиями и т.д. Фатализм в философии представленучением стоиков, которые были убеждены в том, что человеческое поведениесовершается по необходимости, а главным фактором, обуславливающимдобродетель,являетсяспособностьсознательноуправлятьсвоимивлечениями и импульсами.
При этом отметим, что стоики уделяли особоевнимание таким качествам человека, как стойкость и уверенность.Другим приверженцем фатализма, как мы считаем, был Б. Спиноза,который утверждал, что «свобода воли» – это ошибочное представление отом, что каждый из нас волен делать то, что захочет. И вновь, активностьчеловека Спиноза видит в тесной связи с понятием необходимости.Человеческая свобода, как полагал философ, это проявление желаниядействовать в соответствии с порядком и связью вещей.Фатализм И. Канта определен понятием долга, под которым философпонимал волевое состояние свободного и разумного существа. По мнениюКанта, законы нравственности выступают по отношению к воле человека какпринуждение, как необходимость подавлять собственные аффекты ивлечения.
Человек при этом может лишь выбирать – принимать эти законыили нет.Истоки волюнтаризма мы усматриваем в философии античности, вкоторой, по всей видимости, сформировались зачатки представления опроактивности личности. Так, Сократ полагал, что поведенческая активность22– это активность, определяемая разумом и знаниями человека. Для Платонаважнейшими факторами поведения выступают принципы и идеалы.Фундаментальные положения философии Аристотеля затрагивают проблемусамодетерминации деятельности: каждый из нас, по Аристотелю, являетсятем, что он сам в себе воспитывает, развивает благодаря регулярнымпоступкам. Эпикур утверждал, что человек сам способен влиять на своюактивность. В учении эпикурейцев тема проактивности тесно связана спроблемой счастья.В философии Нового времени проблема свободы человека получилановое развитие. Так, ключевым постулатом в работах И.
Фихте было то,сознание и психика человека не даны в первоначальном виде – они способныразвиваться и «совершенствовать сами себя». Фихте полагал, что в процессесамосознания индивид освобождается от природной зависимости (принципдетерминизма). В этом процессе рождается свобода человека. Однако статьистинно свободным человеку помогает его воля – способность регулироватьповедение, стремления, влечения и т.д.Рассматривая проблему свободы поведения человека, Ф.
Шеллингполагал, что свобода – это проявление воли, опосредованной сознанием.Свобода есть познание необходимости, на основе которой человекдобровольно и независимо избирает определенный вид деятельности ипоступков. Шеллинг утверждал, что через свободу человек стремитсяосознать и воздействовать на свою судьбу.А.
Шопенгауэр абсолютизировал значение воли в поведении человека,введя в систему интрапсихических факторов человеческой активностииррациональные, бессознательные детерминанты, что позже получилоширокое распространение в психоанализе. Развивая идеи Шопенгауэра оволи к жизни, Ф. Ницше утверждал, что главной движущей силычеловеческого поведения выступает воля к власти1.1Позже это положение было развито в теории А.Адлера (2011), согласно которой одним извариантов компенсации чувства неполноценности выступает стремление к доминированию.23Экзистенциально-феноменологические концепции, сформировавшиеся вXX столетии, рассматривают человека и психику в неразрывном единстве ивзаимосвязанности с миром.
Иначе говоря, личность не существует внерамок этого мира, также как мир не обладает существованием вне личности.Гуссерль ввел в философию и психологию принцип интенциональностисознания, т.е. направленности его на объект. Интенциональное переживание,по Гуссерлю, - это переживание, обладающее смыслом. Категория смысла,очевидно, является одной из стержневых в проактивном подходе к изучениюличности. В философии Хайдеггера для нас важно указать на компонент,входящий в структуру человеческого бытия, который мыслитель обозначилкак «забегание вперед», т.е. способность разглядеть возможности в будущем,при этом анализируя собственное прошлое и составляя целостную картину осебевнастоящем.Навыкиантиципации(т.е.прогнозирования,предвосхищения, предупреждения) в сочетании с рефлексивным анализомсобственных поступков, как мы покажем позже, являются неотъемлемымикомпонентами проактивного поведения.Подчеркнем, что в философии Сартра центральным понятием выступаетпонятие свободы.














