Диссертация (1099249), страница 20
Текст из файла (страница 20)
При психической патологии (в частности, пришизофрении) эта структура грубо нарушается, при этом одни компоненты(например, метамотивация) выходят на первый план, другие (антиципация,саморефлексия, интернальность и пр.) не получают должного развития.Нельзяоднозначнопроактивностиуутверждать,больныхчторедукцияшизофрениейкомпонентовобусловленатольконейрокогнитивными причинами (Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Зайцева Ю.С.,2012). Вероятнее всего, это снижение связано с патологией личности вцелом, с ее мотивационными и эмоционально-волевыми проявлениями(Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф., 1991; Зейгарник Б.В., 2015).Однако отдельные составляющие проактивности, такие как прогнозированиеи осознанность действий, будучи высшими регуляторными функциями(Алексеев А.А., Рупчев Г.Е., Катенко С.В., 2012), достаточно теснокоррелируют с когнитивными нарушениями. Этот вывод подтверждаетсяпоследнимиисследованиямипреодолевающегоповеденияпроактивныхупациентов132стратегийсстресс-расстройствамишизофренического спектра (Salgado D., Rocha N., Marques A., 2008; Rocha N.et.
al., 2014). Больные с выраженным снижением антиципации исаморефлексииопосредованногодемонстрируютзапоминания,нарушениясужениесмысловойобъемапамятивниманияиитемпапсихической деятельности.На связь начала личностного дефекта со снижением проактивностиуказывают результаты исследования смысложизненных ориентаций имотивационно-потребностной сферы пациентов. Удалось установить, чтобольшинству обследованных пациентов свойственно отсутствие четкихцелей в жизни. Многие больные убеждены в том, что их собственная жизнь исудьба не подвластны сознательному контролю, они чаще, чем в норме, верятв фатализм и считают, что бессмысленно планировать свое будущее.
Этиданные подтверждают доводы в пользу низкого уровня проактивности пришизофрении, поскольку проактивность проявляется, главным образом,способностью ставить отдаленные во времени цели (Старченкова Е.С., 2009),планировать будущее, основываясь на положении о том, что жизнь и судьбаявляются результатом собственных усилий, а не внешних условий иобстоятельств. С представлением о том, что человек не способен позитивновлиять на свою судьбу, связаны низкие показатели по шкале «Локусконтроля – Я». Такие пациенты, как правило, считают, что не обладаютдостаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии сцелями,ценностямиисмыслами.Втехслучаях,когдабольныедемонстрируют достаточно высокие показатели осмысленности жизни, ихцели и жизненные планы зачастую отличаются контрпродуктивностью,связанной с сверхценными и бредовыми идеями экспансивного характера.Мотивационные нарушения в виде снижения побуждений к активнойдеятельности, амотивации, аспонтанности и безынициативности такжевысоко коррелируют со снижением проактивности.
В мотивационнопотребностной сфере у пациентов на первый план выступают мотивыпреследования, избеганияопасности, поиска133помощи иподдержки,агрессивныетенденции.Амбивалентностьипротиворечивостьмотивационной направленности прослеживается почти у всех обследованныхреспондентов.В целом, анализ когнитивных, волевых и мотивационных нарушенийуказывает на то, что ведущими предикторами снижения проактивности исамодетерминации при шизофрении выступают мотивационные расстройстваи снижение осмысленности жизни. На первый план выходят такиехарактеристики, как неспособность ставить продуктивные цели в отдаленномбудущем и убежденность в том, что жизнь слабо поддается сознательномуконтролю.
Эти выводы подтверждают результаты корреляционного анализа:индекс проактивности наиболее тесно связан с показателями «Цели в жизни»(.885), «Результативность жизни» (.893), «Локус контроля - Я» (.863).Стратегии преодоления стрессовых ситуаций, которые связаны сзаблаговременнойоценкойпотенциальныхпроблемвбудущемиподготовкой к ним, как и ожидалось, используются больными шизофрениейреже,чемпроактивногопсихическиздоровымикопинг-поведениялюдьми.являетсяОсновнойпроактивноестратегиейпреодоление(Greenglass E., 2002), которое заключается в постановке личностно-важныхцелей, в процессе их когнитивной и поведенческой регуляции (СтарченковаЕ.С., 2009).
У обследованных пациентов эта стратегия совладанияиспользуется значительно реже, чем в норме, что указывает на дефицитарноецелеполаганиеипланирование.Ещеразподчеркнем,чтоданныеисполнительные функции наиболее тесно связаны с общими когнитивныминарушениями при шизофрении.Как оказалось, больные, перенесшие первый психотический эпизод,чаще всего прибегают к использованию таких стратегий проактивногокопинг-поведения, как превентивное преодоление и поиск инструментальнойподдержки.Рефлексивноепреодолениекаккогнитивнаяоценкапотенциального стрессового события и анализ возможных способовсовладания у больных шизофренией представлено значительно реже, чем в134норме.
Возможно, это связано с узким репертуаром поведенческих стратегий,позволяющих преодолевать стрессовые ситуации, с личностной ригидностьюи редуцированной способностью рассматривать в качестве альтернативы неодин, а несколько способов решения проблем.Особое внимание следует сосредоточить на дефиците в использованиипациентамикопинг-стратегии«Поискэмоциональнойподдержки».Здоровым лицам характерно достаточно частое обращение к другим людям сцелью разделения своего эмоционального состояния, поиска сочувствия. В тоже время больные шизофренией в большинстве случаев игнорируютиспользование социальной поддержки. Между тем, социальная поддержкаявляется важным ресурсом преодоления проблемных ситуаций (Hobfoll S.E.,1988; Greenglass E., 2002). Ряд исследователей (Антохин Е.Ю. с соавт., 2013)полагают, что дефицит в использовании социальной поддержки больнымишизофрениейпсихотическойявляетсяследствиемсимптоматикиснедостаточногоналичиемкупированияостаточнойбредовойнастороженности к близким людям, либо аффективной (с преобладаниемдепрессивных расстройств) составляющей последствий болезни.
Другиеисследователи(РуденкоС.Л.,РычковаО.В.,2013;РычковаО.В.,Холмогорова А.Б.) полагают, что пациенты реже обращаются за помощью кблизким в виду нарушений эмоционального интеллекта (Плужников И.В.,2009). Низкие показатели эмоциональной поддержки говорят об отсутствии упациентов «доверительных, глубоких контактов, близких и поддерживающихотношений, которое могли бы дать ощущение комфорта и удовлетворения»(Руденко С.Л., Рычкова О.В., 2013).
Lysaker P.H. et al. (2010) считают, чтонедостаточная обращенность к эмоциональной поддержке и социальнаятревога обусловлены стигматизацией пациентов и их низкой самооценкой.В целом, большинство показателейпроактивного совладающегоповедения у больных шизофренией значительно ниже, чем в норме. По всейвидимости, это определяется как общим снижением психической активностии тенденцией к социальной изоляции, так и дефицитарностью функций135целеполагания,прогнозированияипланированиядеятельности.Регрессионный анализ показал, что на общий индекс проактивности влияют,прежде всего, показатели по шкале «Проактивное преодоление» (.399). Подругим параметрам коэффициенты регрессии существенно ниже, это говоритоменьшемвлияниидругихкопинг-стратегийнаобщийуровеньпроактивности.Результатыисследованияпоказали,чтосуществуетобратнаязависимость выраженности негативных симптомов и проактивности.
Междуинтегральным показателем проактивности и большинством проявленийнегативной симптоматики были обнаружены отрицательные корреляции.Известно, что негативные симптомы, наряду с психотическими, считаютсяосновными проявлениями шизофрении и создают значительные трудности влечении этого заболевания (Kirkpatrick B. et al, 2006; Chan R. C.
K. et al,2015). Они зачастую проявляются еще в инициальном периоде шизофренииза несколько месяцев и даже лет до манифестации заболевания и первойгоспитализации больного (Шмуклер А.Б., 2004). Ангедония, снижениемотивации, спонтанности, интенсивности и диапазона эмоциональныхреакций,нарушениевербальнойиневербальнойкоммуникации,ограниченная речевая продукция и утрата разговорной беглости, редукцияинтереса к социальному взаимодействию и сексуальным контактамсоставляют ядро негативной симптоматики шизофрении (Millan M.J., 2014).При этом одним из интегративных показателей нормальной психическойдеятельности и поведения, как было отражено в теоретической части даннойработы, является проактивность.
Редукцию компонентов проактивностиможно рассматривать, с одной стороны, как последствия когнитивныхнарушений, что, однако, лишь частично подтвердилось нами. С другойстороны, полученные нами результаты указывают на тесную обратную связьмежду негативной симптоматикой и проактивностью.Было установлено, что компоненты проактивности почти со всеминегативными симптомами и нарушениями социального функционирования136образуют обратную взаимосвязь. Индекс проактивности отрицательнокоррелирует с ограниченным объемом речевой продукции, обедненнымсодержанием речи, сокращением диапазона и интенсивности эмоций,ослабленной социальной интенцией и чувством цели, снижением интереса кувлечениям, а также сокращенным объемом повседневной активности.Оказалось, что низкие значения проактивности не оказывают существенноговлияния на нарушения самообслуживания, отношений с близкими людьми, атакже агрессивное поведение.
Другие шкалы разработанного нами опросникатакже обнаруживают отрицательные взаимосвязи с показателями негативнойсимптоматики.Нашипредположенияоналичиипрямойзависимостиуровнясоциального функционирования пациентов от показателей проактивноститакже были подтверждены статистически. Корреляционный анализ выявилтесную положительную взаимосвязь между интегральным показателемпроактивности и уровнем общего социального функционирования. Удалосьпоказать, что при высоких значениях проактивности у больных отмечается восновномотносительнофункционирования.компенсированныйПрисреднихзначенияхуровеньсоциальногонаблюдаетсяумереннодекомпенсированный уровень, а при низких значениях у всех больныхвыявляетсявыраженно-декомпенсированныйуровеньсоциальногофункционирования.















