Автореферат (1099098), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Например, она можетбыть полезной для психологов, работающих в области анализа речевойдеятельности - специалистов по ведению переговоров, конфликтологов и др.Апробация, внедрение и использование результатов исследования.Материалы диссертации докладывались 12 конференциях, в том числе намеждународном симпозиуме Международной Академии Астронавтики «16thHumansinSpaceSymposium»(Китай,2007),XIIIМеждународнойконференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2006»(апрель, 2006), VI конференции молодых учёных и специалистов, аспирантови студентов, посвящённая дню Космонавтики (апрель, 2006), международномконгрессе Международной Федерации Астронавтики «56th InternationalAstronautical Congress» (Япония, 2005).
Результаты диссертации обсуждалисьна заседаниях кафедры психологии личности факультета психологии8Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова и отдела«О-004» ГНЦ Института Медико-биологических проблем РАН.По теме диссертации опубликованы 22 работы.Основные положения, выносимые на защиту:1.Анализ речевого общения как одного из важнейших видов деятельностичеловека позволяет получать надежную информацию об индивидуальностилевых особенностях его личности.2.Разработаннаяметодикаконтент-анализаречичленовэкипажейМеждународной Космической Станции, выделяющая категории речевойпродукции в соответствии с тремя функциями общения (информационнокоммуникативной,регуляционно-коммуникативной,аффективно-коммуникативной), позволяет дистанционно оценивать речевое общениеличности.3.Апробированная в эмпирическом исследовании методика контент-анализа речи позволяет решать практические задачи изучения личности по ееречевым проявлениям в деятельности, оценивая особенности адаптацииличностикусловиямдолговременногокосмическогополётаиэффективность речевого общения между членами экипажа и операторамиЦентра Управления Полётами.Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав свыводами по каждой, предложений о практическом применении результатовисследования, заключения, выводов, списка литературы из 193 источников,изкоторых98-наиностранныхязыках,приложений.Работаиллюстрирована 21 таблицей и 36 рисунками.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обоснована актуальность темы исследования, определенацель, задачи, объект и предмет исследования; сформулированы его гипотезы9и положения, выносимые на защиту; показаны методы и этапы исследования,раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.В первой главе – «Подходы к изучению речевого общения и методыанализа речи» - рассмотрены теоретические подходы к исследованиюречевого общения, его специфика, методы анализа речи, описаны различиямеждуидеографическиминомотетическимподходами,выявленыпреимущества и недостатки метода контент-анализа применительно к речи,отмеченывзаимосвязимеждуиндивидуальнымстилемличностиикоммуникативным стилем говорящего.Речь является специфически человеческой способностью и представляетсобой сложное образование, в котором принимают участие различныеуровни организации – как физиологические, так и психологические.Общение, осуществляемое, в частности, с помощью речи, является одним изважнейших видов деятельности человека (А.А.
Леонтьев). Приступая кизучению речи, необходимо выбрать уровень, на котором будет происходитьеё анализ. Можно выделить три класса методов изучения речи (по Т.Н.Ушаковой):1.Исследования речи как акустического явления. Методы данного классарешаютзадачувыявленияэмоциональныхсостоянийговорящегоиосновываются на том факте, что речь тесно связана с физиологическимипроцессами, непроизвольно отражающими эмоционально-волевые процессыговорящего (Ф.Д. Горбов, Н.В. Витт, А.В.
Никонов).2.Психолингвистические исследования речи основываются на положениио том, что психологическая и лингвистическая структура высказываниямаксимально приближены друг к другу (Т.Н. Ушакова), соответственно, этиметоды уделяют большое внимание проявлению эмоций в речи. Былопоказано, что эмоции влияют на структурирование глубинных смыслов, наперестройку отношений внутри семантических структур, искажают обычные10ассоциативные связи, замыкая их вокруг аффективной области (А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия).3.Исследования семантики речи, в отличие от двух предыдущих, изучаютосмысленную диалогическую речь и переходят к анализу собственнообщения.
Основные подходы к оценке речи на сегментном уровне основанына принципах экспертных оценок и анализа текста по разным основаниям.Здесь возникает вопрос о выделении единицы анализа речи и поискатеоретических оснований анализа текста. Вне зависимости от выбранныхединиц и структурирующих оснований, анализ всё равно либо остаётсяподверженным субъективности эксперта и является качественным, либостановится количественным, но малоинформативным, не отражающимпластику процесса общения (Т.М. Дридзе, Т.Н.
Ушакова, В.И. Мясников).Таким образом, с целью повышения научно-практической значимостисоздаваемой методики мы должны были сочетать идеографический иномотетический, качественный и количественный подходы. Как и другиеисследователи (Г. Олпорт, В. Виндельбанд), мы считаем возможнымсоединить в одной методике эти противопоставляемые подходы дляполучения более многостороннего и полного описания стиля речевогообщения личности.Из методов, принимаемых психологией и другими социальныминауками, мы выбрали контент-анализ как единственный, позволяющийсочетать количественную оценку текста с качественными наблюдениями(Krippendorff, 1980; Neuendorf, 2002). Как стандартизованная процедурарасчленениятекста,этоболеестрогийметодпосравнениюслитературоведческими методами, методом наблюдения, дискурсивным,нарративным,критическим,риторическим,нормативным,интерпретативным,семиотическимдиалогическим,разновидностямианализа(Brown, Yule, 1989; McCroskey, 1997; Neuendorf, 2002).
При этом, для11проведенияколичественныхикачественныхизмеренийонтребуетзначительного массива текстового (письменного или вербального) материала.Вырабатывая систему категорий контент-анализа применительно кситуации общения в долговременной изоляции, изначально мы опирались наизвестную схему Р. Бейлза по регистрации видов взаимодействия в группе.Посколькукатегориальнаясистемавконтент-анализепрямооперационализирует теоретический подход исследователя к пониманиюнаблюдаемых процессов, схема Р.
Бейлза была подвергнута пересмотру иадаптации к конкретной изучаемой ситуации общения – как и в другихисследованиях, в которых данная схема становилась основой проводимогоконтент-анализа (Gottshalk, Gleser, 1969; Rosenberg, Tucker, 1976).Во второй главе – «Анализ речи в эксперименте по долговременнойизоляции» - описывается разработка и апробация методики контент-анализаречи четырёх испытуемых с внешними абонентами в 110-суточномэкспериментеSFINCSS’99,моделировавшемусловиядолговременнойизоляции (список конкретных категорий представлен в табл.
1). Анализируяобщение как один из видов человеческой деятельности, мы стремилисьописать личность через призму её речевых проявлений. Анализ содержанияречевых сообщений, обращённых к наземным службам, проводилсяиндивидуально для каждого члена экипажа. Дополнительной методикой,использовавшейся для повышения объективности и проверки полученныхданных, был опросник 16ЛФ в адаптации А.Г. Шмелёва и В.И. Похилько.1230025020015010050ПСидеятельностсовместнойамКомплиментыооправданияаросьбаоКритикдействиикиШутинфобросьбаПожеланияИнформированиепартнёраормации0ПABCDРисунок 1. Распределение высказываний в аудиопереговорах испытуемых запериод 110-дневной изоляции.
А, B, C, D – коды испытуемых.В результате исследования речевого общения испытуемых со службамиобеспечения, основанного на анализе распределения выделенных типовречевых высказываний (рис.1), объёмов переговоров на рабочую инерабочую тематику, употребления местоимений были выделены и описаныиндивидуальные стилевые особенности речи каждого из испытуемых.Сопоставлениефакторовпорезультатов контент-анализа и профилейопроснику16ЛФпоказалохорошееличностныхсоответствиеиндивидуально-стилевых особенностей личности испытуемых, полученных врезультате анализа речи, и диспозиционных оценок личности по шкаламопросника.В третьей главе – «Анализ речи экипажей Международной космическойстанции» – описаны результаты доработки и применения разработаннойметодикиконтент-анализаречичленовэкипажейМеждународной13Космической Станции (МКС) в процессе их общения со специалистаминациональных ЦУПов.После пересмотра системы категорий, разработанных для анализа речи вусловиях долговременной наземной изоляции, с целью их адаптации кконкретным условиям реального космического полёта (табл.1), былпроизведён анализ речевого общения космонавтов и астронавтов сназемными бригадами в четырёх экипажах МКС, проведших от 150 до 200суток на орбите.Далее результаты, полученные по членам экипажей, были сопоставленыс профилями опросника POMS содержательно по каждому члену экипажа истатистически по всей выборке в целом.Также, с целью сопоставления полученных результатов с экспертнымзаключениями, выдаваемыми штатными психоневрологами российскогоЦУП,былпроведёндополнительныйконтент-анализтекстовэтихзаключений.
В качестве конкретных категорий контент-анализа заключенийвыступили общие категории контент-анализа речи членов экипажей, т.е.использовались три выделенные ранее функции общения (информационнокоммуникативная,коммуникативная).регуляционно-коммуникативная,Результатысопоставлялись статистически.14двухпроведённыхаффективноконтент-анализовТаблица 1. Доработка категорий Р. Бейлза для контент-анализа речи в долговременнойизоляции и космическом полётеКатегории поБейлзуМнениеОриентациядругихПросьбавысказатьмнениеСогласиеСнятиенапряженияДемонстрацияантагонизмаНесогласиеСолидарностьДемонстрацияантагонизмаСозданиенапряжённостиКомплимент,благодарность,одобрение, согласиеКритика, недовольство,несогласиеДобрый юмор, шутка,фатика (снятиенапряжения)Сатира, злое ехидствоЭмоциональное согласиеЖалобы, сетования /Обвинение, жалоба,антагонизмОперациональные жалобы,сетованияСоциально-ориентированныежалобы, сетованияРациональное согласиеКомплимент,благодарность,одобрение, согласиеКритика, недовольство,несогласиеПожелание, намерениесовместнойдеятельности,солидарность,предложенияОправдание, защитаОтказ от совместнойдеятельности, отказ отпомощи, отказ отпредложенийЭмоциональное несогласиеДобрый юмор, шутка,фатика (снятие напряжения)Сатира, злое ехидствоРациональное несогласиеПодбадривание, выражениесимпатии, благодарностиОбращение к собеседнику поимениСамооправданияОтказ от совместнойдеятельности, отказ отпомощи, отказ отпредложенийРегуляционно-коммуникативная функцияобщенияСогласиеПросьба о действииЗапрос уточняющий,вторичныйИнформирование послезапросаИнформирование беззапросаИгнорирование запросаПрофессиональный сленг,использование аббревиатурПросьбыФункциикатегорийАффективно-коммуникативнаяфункция общенияНесогласиеИнформированиепартнёра (ориентациядругих) /МнениеМодифицированныекатегории во второйдоработке методикиЗапрос первичныйИнформационно-коммуникативнаяфункция общенияПросьба обинформацииМодифицированныекатегории в первойдоработке методикиПросьба обинформации15После проведения контент-анализа для каждого из десяти космонавтов иастронавтов были описаны индивидуальные стилевые особенности их речи.Выделениеиндивидуальныхстилейречибазировалосьнаанализеконкретных категорий, общих категорий (функций общения) и общеговремени, затраченного на общение с ЦУПами по рабочей и нерабочейтематике.В качестве примера выделенного стиля общения приведем стильобщения космонавта – командира Экипажа I, названный нами конформным.Ключевые особенностями, позволившими нам определить этот стиль какконформный, стало сочетание следующих показателей:1.Данныйчленэкипажапоказалмаксимальныйобъёмвремени,затраченного на общение с ЦУП, по сравнению с другими девятьюиспытуемыми.2.Среди общих категорий контент-анализа регуляционно-комуникативнаякомпонента превышала аффективно-коммуникативную в 1,2 раза.3.В речи данного испытуемого было выделено большое количествосогласий с мнением ЦУП (в 1,6 раз больше, чем у других членов экипажей).4.Наоборот, количество рациональных и эмоциональных несогласий былоснижено по сравнению с другими испытуемыми (в 1,5 раза).5.В процессе анализа речи не было выявлено ни одного отказа отсовместной деятельности с ЦУП.Преимуществом данного стиля общения является эмоциональноеспокойствие, неконфликтность переговоров, отсутствие стрессогенности вобщении.
















