Диссертация (1098945), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Доход, вслучае его накопления может переходить в богатство, при условии приобретениядвижимого и недвижимого имущества. Неравномерное распределение доходов, а,следовательно, и богатства лежит в основе неравенства в обществе. С точкизрения П.А._Сорокина в связи с неравномерностью распределения ресурсов идоходов за всю историю человечества не было ни одного общества, гденаблюдалось бы равенство его членов (Сорокин, 1992). В данном случае не имеетзначения идеология, в которой может транслироваться либо идея всеобщегоравенства, либо идея бесклассового общества. Это связано с тем, что, в любомобществе ресурсы распределяются неравномерно, а, следовательно, чем вышедоход, тем больше у индивида доступа к различным благам, например, к высшемуобразованию, и тем больше человек может оказывать влияние на общество,обладая определенной властью.Взаимосвязь социального статуса и власти, в свою очередь, часто становитсяпредметом исследования в психологии и социологии (Blau, 1964; Kemper, Kollins,1990; Lovaglia, 1995; Auzoult, Hardy-Massard, Gangloff, 2013).
Например, Т.Д.Кемпер и Р. Коллинс в ходе своего исследования, центральными моментамикоторого были анализ литературы, интервью с экспертами (в роли которыхвыступили социологи, экономисты и политологи) и интервью со студентамиамериканских университетов, установили, что социальный статус и властьявляются независимыми категориями.
(Kemper, Kollins, 1990). Данный тезисподкреплялся такими примерами, как посол в отставке, имеющий высокий статуси низкий уровень власти, и охранник в тюрьме, имеющий власть и относительноневысокий социальный статус. Позже данное утверждение подвергалось критике26и дальнейшим проверкам. Так, пример с послом и охранником в тюрьмепересматривался с позиции малой и большой группы.
В малой группе (средизаключенных) социальный статус охранника определялся как высокий, в то жевремя, в рамках большой группы статус охранника был ниже среднего. Здесьсоциальный статус тесно соприкасается с указанным выше феноменомсоциальной роли, в соответствии с которым лидеры чаще воспринимаются какобладающие высоким статусом в малой группе, в то же время, в большой группеданный человек может обладать низким социальным статусом (Бодалев, 1982).М.
Ловаглия вслед за Т.Д. Кемпером и Р. Коллинсом изучал соотношение властии статуса. В отличие от своих предшественников, он исследовал взаимосвязь этихдвух понятий во взаимодействии реальных групп (Lovaglia, 1995). В своемисследовании М. Ловаглия сообщал респондентам социальный статус всех членовгруппы. Оценка власти, при этом проводилась дважды - до сообщения статусаучастников и после работы группы. Также изучалась экспертная оценка власти,которую имели участники в течение взаимодействия в группе.
Основная гипотезао том, что различные статусные позиции приведут к соответствующим различиямвовласти,подтвердилосьчастично.Различиявовластипривеликдифференциации ожиданий способностей членов группы, но не к различиям вповедении. Кроме того, М. Ловаглиа подчеркивает, что социальный статус зависитот престижа, чести и уважения.Дж. Френч и Б. Рейвен, в свою очередь, утверждают, что статус можетвыступать одним из оснований для получения власти (French, Raven, 1959). Приэтом, увеличение власти может приводить к повышению социального статуса.Кроме того, рядом исследователей было установлено, что, чем выше социальныйстатус индивида в группе, тем больше он влияет на ее членов, статус, в своюочередь, зачастую задается официальной позицией индивида в группе, например,его должностью (Кричевский, Дубовская, 2009). В связи с этим понятие статусасвязывается с профессиональной принадлежностью человека и его материальнойобеспеченностью.Притакомуровнерассмотрения,социальныйхарактеризует положение и престиж одной профессии относительно других.статус27В.И.
Карасик указывает, что в современном мире особую значимостьприобретаетнестолькообразованиеиндивида,сколькостепеньегообразованности, а также наличие у данного человека таланта (Карасик, 2002).П.А. Сорокин в качестве определяющего показателя также выделяет профессиюиндивида, указывая также на важность для данного феномена наличиясобственности и, как следствие, того правового набора, которым обладает человек(Шугаева, 2012).Перед тем, как проанализировать остальные факторы, связанные с социальнымстатусом, необходимо остановиться на идеи взаимовлияния уже рассмотренныхпараметров.
Так, часто отмечается, что данные характеристики находятся в теснойсвязи друг с другом. Например, чем выше у человека доход, тем лучше у негоможет быть образование и профессия, тем больше власти и уважения он можетполучить в обществе. В то же время, могут возникать ситуации, в которыхобладание высоким доходом, не приводит человека к получению уважения вобществе (Гидденс, 2005). Данный феномен ярко проявился во Франции в концеXVIII века, в Великобритании в начале XX века, когда индивиды, обладающиетитулами и являющиеся аристократами, не признавали богатых промышленниковв качестве равных по положению в обществе. В качестве другого примера можнорассмотреть профессиональную группу «врачи», которые пользуются уважениемв обществе, но не всегда, получают высокий доход.Следовательно, перечисленные факторы (престиж, власть, доход, богатство,профессия, образование) имеют тесные связи друг с другом, но при оценкеположения индивида необходимо учитывать, что социальный статус и критерии,его определяющие, не находятся в линейной зависимости, а скорее отражаютмногомерное и многоуровневое устройство общества и его слоев.Помимо уже рассмотренных параметров социального статуса, ученые частовыделяют факторы, которые не зависят от индивида, но также взаимосвязаны сизучаемым феноменом.
Например, в социологических и психологическихисследованиях часто встает вопрос о влиянии гендерной принадлежности наположение индивида в обществе. Так, мужчины чаще рассматриваются как28высокостатусные, а женщины, соответственно, как низкостатусные (Аронсон,1998). Этот феномен зачастую объясняется тем фактом, что роли женщиныприписывается деятельность, связанная с ведением домашнего хозяйства ивоспитанием детей, и, следовательно, ограничивается доступ к профессиямвысокого статуса. В свою очередь, в авторском исследовании было установлено,что чаще более высокий статус приписывался мужчинам, а также былаобнаружена тенденция исключения женщин из высокого статуса, несмотря наобъективные показатели ее положения в обществе (Фоломеева, Федотова, 2014).При этом, мужчины выстраивают свою самопрезентацию так, чтобы подчеркнутьсвой социальный статус и наличие власти, в то время как женщины режеконструируют свой образ в соответствии с подобным мотивом.
В тоже время,отмечается, что различия в невербальном поведении мужчин и женщин такжеприводит к различиям в оценке социального статуса и доминантности, что, в своюочередь, является, в том числе, культурно специфичным феноменом (Hall, 2006).Данный факт также может приводить к тому, что женщины воспринимаются какпредставители более низкого статуса, чем мужчины.Крометого,исследователимноговниманияуделяютизучениювзаимозависимости социального статуса и этнической принадлежности индивида,а именно, исследователи пытаются установить влияет ли национальностьчеловека на его социальный статус (Jackman, Jackman, 1973; Карасик, 2002; Lynn,Williams, 2012). Например, было установлено, что различные приобретенныехарактеристики (образование, дом, автомобиль и другие) не могут изменить то,каквоспринимаетсястатус индивида, в случаееслипонезависимымхарактеристикам в изучаемой культуре у него низкий статус (Jackman, Jackman,1973).
В.И. Карасик особо отмечает тот факт, что нормы, правила и статусныесимволы различаются в зависимости от культуры: важные признаки в однойстране могут совершенно игнорироваться в другой (Карасик, 2002).Возраст индивида отмечается в качестве одной из характеристик, оказывающихвлияние на социальный статус (Мокшанцев, Мокшанцева, 2001; Levine, Moreland,2006; Чалдини, Кенрик, Нейберг, 2002б). Кроме того, была установлена тенденция29приписывания низкого статуса более молодому человеку, при этом, в качествеосновной причины такой оценки, указывался именно его возраст.
Более того,зачастую респонденты отмечали, что с возрастом индивид приобретет болеевысокий статус, тем самым подчеркивая динамичность и изменчивостьсоциального статуса (Фоломеева, Федотова, 2014). В соответствии с этим, можнопредположить,чтопредставителяммолодогопоколениячащебудетприписываться более низкий статус в сравнении с представителями старшегопоколения.Происхождение индивида, а именно статус его семьи, может оказывать влияниена то положение, которое человек может приобрести в будущем. Тем не менее,многие исследователи считают, что в современном обществе статус индивида всеменьше зависит от положения его семьи, скорее, на первый план выходятнекоторыечертыхарактераличности,которыепозволяютдостигатьопределенного статуса (Henry, 2009). С другой стороны, семья продолжает игратьважную роль в проблеме неравенства общества.















