Диссертация (1098945), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Более того, он дал развернутоеописание стиля жизни, характерного для представителей всех семи групп. Данноеисследование положило начало обширному изучению социоэкономическогостатуса как ключевой характеристики, позволяющей построить модель общества.Также, в качестве примера такого рода исследований, можно привестиупоминавшиесяранееработыМ.И._Добрыниной,О.Ю.Осиповой,Н.А.Подколзиной и других, где социальный статус различных групп рассматриваетсяименно с точки зрения их положения в контексте больших общностей, при этомосновой для определения их статуса выступает скорее социоэкономическийаспект (Подколзина, 2006; Добрынина, 2012; Осипова, 2011). Но, при этом,понятие социоэкономического статуса также часто используется в экономических,юридических и психологических работах (Biswas, Pandey, 1996; Kraus, Keltner,2009; Moore, Daniel, et.al., 2010; Huang J-T., Hsieh, 2011).Крометого,К.Андерсон,М.Краусидругиеизучалиразличиясоциоэкономического и социометрического статуса (Anderson, Kraus, et.al., 2012).Так, было установлено, что социометрический статус с большей вероятностьюпредсказывает удовлетворенность жизнью и переживание положительных илинегативных эмоций.
С течением времени, когда изменяется социометрическийстатус, также изменяется субъективное благополучие. Чувство власти и принятие22группой также связано с социометрическим статусом и воспринимаемым уровнемжизни. Наконец, было установлено, что социоэкономический статус индивидапрактически не оказывает влияние на его субъективное благополучие. Авторамиэтотэффектбылназван«local-laddereffect»,илиэффект«локальнойобщественной лестницы».
Таким образом, можно заключить, что положениечеловека в малой группе субъективно важнее для индивида, чем его позиция вобществе в целом. При этом, социометрический и социоэкономический статусыимеют различные факторы, которые их определяют. Тем не менее, в связи с тем,что в данной работе рассматривается проблема неравенства членов общества, атакже восприятия этого неравенства индивидами, то особое значение имеет идеяположенияиндивидавбольшойгруппе.Следовательно,икатегории,взаимосвязанные с положением индивида в большой группе, тоже требуютсоответствующего рассмотрения.Внаучнойлитературеразличныхдисциплинприводятсясхожиехарактеристики человека и его образа жизни, оказывающие влияние на егоположение в обществе.
Подчеркивается, что данный феномен содержит какобъективные, так и субъективные компоненты. Подобное разнообразие приводитк тому, что даже в рамках одной дисциплины, например, социологии, несуществуетединогопредставленияокритериях,которыевыступаютопределяющими для оценки социального статуса. Представители различныхотраслейнаукипредпринималинеоднократныепопыткивыделитьосновополагающие критерии, которые могли бы выступить наиболее полной,следовательно,единственноймодельюсоциальногостатуса.Подобныетеоретические и эмпирические конструкты являются наиболее частым объектомкритики в данной области исследований. С одной стороны, это связано сразмытостью и отсутствием единого понимания самого феномена социальногостатуса.
С другой стороны, построение подобной классификации объектовнеобходимо начинать с определения целей классификации, например, построениемодели общества, на основании определенных объективных показателей, либопостроение иерархии той или иной группы на основании субъективных оценок и23общественного мнения.
Наконец, в рамках данной проблемы возникает сложностьс выделением ключевых характеристик для определения статуса человека иотсеиванием не актуальных. Данный аспект выступает наиболее уязвимым во всехвариантах подобных моделей. Так, например, стремясь обобщить все компонентыи выстроить единую систему критериев, наиболее точно отражающих основаниядля построения модели общества, Х. Найби и Х. Абдолахян разделили всепоказатели на две группы - материальные и символические (Nayebi, Abdollahyan,2006). К материальным благам, в первую очередь, относятся денежный доход,украшения, собственность, автомобиль и другое. К символическим благамотносят уважение, престиж, честь, медали, отражающие заслуги и общественноеотношение и другое.
Однако, в данной классификации не учитываются достаточноважные показатели социального статуса, например, такие, как: профессия,образование, власть и другое. Кроме того, важным является установлениесоотношения объективных и субъективных критериев, значимых для процессаопределения социального статуса, а также для данного феномена, в целом.Несмотря на это, проблема выявления и анализа компонентов социальногостатуса выступает ключевой на протяжении всей истории изучения данногофеномена. Как уже было упомянуто ранее, М. Вебер рассматривал престиж, какоснову социального статуса.
При этом, под престижем понимается общественноепризнание заслуг и достоинств человека, а также высокая оценка его действий ипоступков, которым другие члены общества могут стремиться подражать (Gane,2005). В.И. Карасик отмечает, что прямым отражением престижа может выступатьнепосредственное уважение, оказываемое обществом индивиду, выражающеесячерез символическую форму – награды, должности, почетные звания и другие(Карасик, 2002). В лингвистическом исследовании О.В.
Доброходовой также былоустановлено, что социальный статус в ходе языковой категоризации активизируеттакой концепт как «престиж». При этом, престиж носит оценочный характер, всвязи с тем, что он указывает на значимость достижений индивида, а также, как наследствие данных достижений, он определяет авторитет, репутацию человека истепень его влияния на общество (Доброходова, 2012).24Помимо престижа в качестве компонентов социального статуса приняторассматривать также образование, власть и доход, в качестве факторов,определяющих социальный статус (Дилигенский, 1996; Кравченко, 2002).
Приэтомпрестижоцениваетсячерезпрофессиональнуюпринадлежностьихарактеризует уважение, которое проявляет общество по отношению кпредставителю той или иной профессиональной области. Далее, образованиевыступает объективным показателем, который измеряется в годах, потраченных наего получение.
Власть выступает фактором, который можно оценить в количествелюдей, на которых распространяется прямое влияние индивида. Доходоценивается через количество поступающих денег из всех источников (Гидденс,2005). Таким образом, социальный статус выступает категорией, которую можнооценить по шкалам, и, следовательно, проводить сравнение несколькихсоциальных объектов по данному показателю. В соответствии с этим, в настоящейработе будут применены перечисленные выше критерии для определенияобъективного (социологического) социального статуса.С точки зрения В.В. Радаева и О.И. Шкаратана на социальное неравенство, авместе с тем и на социальный статус, оказывают влияние три фактора - власть,собственность и знание (Радаев, Шкаратан, 1995). Власть оценивается поаналогии с методом, описанным выше.
Знание, в свою очередь являетсяпоказателем, который определяет профессиональную сферу, оно позволяетчеловеку трудоустроиться, и с помощью этого занять ту или иную позицию вобществе. Наконец, собственность эквивалентна накопленному богатству.Анализируя взаимосвязь социального статуса и дохода, необходимо уточнить,что в некоторых подходах доход и богатство рассматриваются как часть толькоэкономического статуса индивида, при этом также выделяются другие вариантыположения человека в обществе, например, политическое положение илисоциальное(Сорокин,1992).Вданнойработе,социальныйстатусрассматривается в качестве совокупной характеристики, отражающей положениечеловека в обществе.
Факторы дохода, власти и других будут рассматриваться вкачестве характеристик социального статуса. Доход практически во всех25концепциях неравенства и стратификации общества анализируется как основапостроения модели социума (Кравченко, 2002). При этом существует тенденцияразводить понятия богатство и доход. Под богатством понимают накопленноеимущество, которое принадлежит индивиду и которое он может реализовать вденежном эквиваленте (Гидденс, 2005). Доход, в свою очередь, рассматривают сточки зрения поступающих денежных средств в распоряжение индивида, в томчисле, в качестве оплаты труда, а также прибыли от капиталовложений.















