Диссертация (1098945), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Самопотребительское поведение имеет жесткую зависимость от положения человека вобществе (Gherasim, 2013). Также с помощью потребления различных товаровиндивид может приблизить себя к образу Идеального-Я, а, следовательно, длясовременного индивида, особую значимость приобретает именно внешний аспект,как своего, так и чужого образа.Современное развитие общества предъявляет к человеку значительныетребования, предоставляя взамен широкий спектр возможностей. Индивидвынужден приспосабливаться к высокому темпу жизни, к необходимостиперерабатывать возрастающий объем информации, а также в связи соспособностью в любой момент получить доступ в Интернет, к постоянномуконтакту с социумом.
Распространенность социальных сетей привела квозникновению виртуальной реальности, в которой действует человек. При этом,68сама возможность формирования своего альтернативного образа, перестроилакартинумирасовременногочеловека,когда,используяограниченныевозможности, предоставляемые социальными сетями, индивид подчеркивает своюиндивидуальность, выражая некоторый набор собственных реальных качеств.Социальные сети получили такое широкое распространение и встроились в жизньиндивида и общества за короткий промежуток времени. Последствия данногофеномена для современного человека, его самоощущения и восприятия мира,психического здоровья и других факторов еще предстоит проанализировать иосознать научному сообществу.Американский психолог Д.
Богенхольд указывает, что проблема расслоенияобщества за последние два десятилетия претерпела значительные изменения(Bogenhold, 2001). Так, старые критерии построения модели социума перестаютиграть значимую роль в жизни общества, а также меняется отношение и оценкаважности практически всех критериев социального статуса: образования, дохода,профессии и других (Rossiter, 2012).
Образование, в качестве примера, становитсяобщедоступнымдляпредставителейвсехсоциальныхслоев.Доходнепосредственно определяет социальный статус только крайних групп – высшеговысокого и низшего низкого статусов. С другой стороны, еще одно изменениезатрагивает сразу два критерия: доход и профессию. Так, появляется целый спектрпрофессий, который не приносит постоянного заработка: например, проектнаяработа или фриланс. Социальный статус представителей подобных профессийпрактически невозможно определить с помощью перечисленных выше критериев.В соответствии с этим, на первый план выходит такой критерий как стильжизни(Bogenhold,2001).Подчеркивается,что,например,досугилипотребительское поведение не отражают напрямую доход индивида.
Тем не менее,данные показатели входят и раскрывают феномен «стиля жизни» индивида. Дж.Розиттер также отмечает, что социальный статус определяет образ жизнииндивида, влияет на потребительское поведение, выбор брендов и другое(Rossiter, 2012).Важно отметить, что О.О. Санникова в своем исследовании делает вывод о том,69что социальный статус в современном мире не просто достигается, он выбираетсясамим индивидом и, более того, он его сам создает и предъявляет обществу черезвнешние атрибуты (Санникова, 2006). В свою очередь подобные атрибутыусваиваются через средства массовой коммуникации и зачастую знания о нихразделяются сразу всей группой.Такимобразом,неоднократноподчеркнутыйвлитературефактосуществовании ожиданий относительно поведения различных представителейсоциального статуса, также распространяется на ожидания о стиле жизниподобныхпредставителей.Всвязисэтим,учеловекаформируютсяпрототипичные образы представителей того или иного статуса.
Следовательно,определяя социальный статус объекта восприятия, субъект может приписать емуисторию, которая бы достраивала образ индивида так, чтобы он соответствовалстатусу, к которому он был отнесен.Крометого,всеперечисленныефеноменыифакторыимеютсвоеспецифическое проявление в условиях российского общества. В литературенеоднократноподчеркиваетсяфактособенностейпротеканияразличныхпсихологических процессов в ситуации нестабильности и трансформацииобщественных устоев (Андреева, 2008). Именно с данными проявлениямистолкнулось российское общество в конце 80-х – начале 90-х годов XX века(Заславская, Ядов, 2008). Г.М. Андреева подчеркивает, что нестабильностьприводит к перестраиванию картины мира, в том числе образов других людей, атакже изменению принятых стратегий поведения и взаимодействия членовобщества, формированию новых ценностей и стереотипов (Андреева, 2008).
Так,за последние двадцать лет возникали и исчезали статусные группы, в том числеиграющие значительную роль в жизни других граждан (например, «новыйрусский»), а также изменились характеристики и показатели представителейсохранившихсягрупп.Вцелом,отмечается,чтовРоссиисложиласьпирамидальная структура общества, которая строится на вертикальных связяхмежду его членами (Заславская, Ядов, 2008).70Висследованияхисследовательскаябазаразличныходисциплинпредставителяхтогонакопленаилизначительнаяиногостатуса.Впсихолингвистическом исследовании О.В.
Доброходовой, было установлено, чтокатегоризация статуса как в английском, так и в русском языке имеетдвухвекторную направленность – научную и обыденную (Доброходова, 2012). Вданном исследовании применяется термин «фрейминг», под которым понимается«процесс соотнесения значения слова с определенной областью знания, котораяобеспечивает его понимание» (Доброходова, 2012, с. 22). Соответственно, поэтому признаку социальный статус также включает в себя оба эти фрейминга.Каждый из них имеет свою структуру. В научном - выделяются уже упомянутыеранее уровни: верхний высший класс, низший высший класс, верхний средний,низший средний и т.д.
В свою очередь, в обыденном фрейминге выделяются такиеуровни, как: супербогатые, обеспеченные, необеспеченные, нуждающиеся. Приэтом О.В. Доброходова в своей работе приводит довольно развернутые описания,интерпретации и примеры относительно каждого уровня этих двух фреймов(Доброходова, 2012).Во-первых, в России отсутствует верхний-высший класс, который в Англии,например, олицетворяют различные представители «знатного рода». Во-вторых,низший высший класс, который характеризуется возможностью оказыватьвлияние на экономику, культуру, на производственную сферу, имеет негативнуюоценку из-за наличия криминального прошлого у их представителей. Верхнийсредний класс характеризуется высоким стандартом жизни и наличием влияния вобществе - у представителей данного уровня есть привилегии, их уровень жизниотличается стабильностью. У представителей среднего-среднего класса снижаетсяуровень жизни из-за различных экономических и социальных тенденций вобществе, здесь уже появляется факт экономической незащищенности.
Низшийсредний класс связан с временным и нестабильным заработком. Верхний низшийкласс имеет фиксированную заработную плату, наблюдается эксплуатация состороны работодателя. И, наконец, низший-низший класс описывается черезсоциальную деградацию и трудовую незанятость (Доброходова, 2012).71При этом, в случае рассмотрения обыденного фрейминга, социальный статусоценивается на основе материального положения. Исходя из этого, авторомисследованиябыливыделеныпримерыивысказыванияотносительнопредставителей каждого уровня данного вектора рассмотрения.
Так, примерамидля уровня «супербогатый» выступают миллионеры и миллиардеры, а в качествевысказываний, характеризующих этот уровень, можно рассмотреть такие, как:«денег не считает», «гребет деньги лопатой» и другие схожие высказывания. Длякатегории «обеспеченный» О.В. Доброходова выделяет такие высказывания, как:«состоятельный», «при деньгах», «богач», «зажиточный» и другие. К классунеобеспеченных причисляют неимущих, а уровень нуждающихся описывается вследующихтерминах:«голодранец»,«бомж»,«бедствующий»идругие(Доброходова, 2012).В нашем исследовании также были выделены примеры представителейразличных социальных статусов.
Было установлено, что представителямивысокого статуса являются «политики» и «бизнесмены». В свою очередь,примерами людей со средним статусом являются «работники интеллектуальноготруда» и «менеджеры», а для низкостатусных людей – «дворники», «рабочиефизического труда» (Фоломеева, Федотова, 2014).В социологической традиции в качестве представителей современногороссийского высокого социального статуса принято рассматривать политиков,министров, советников (а также других представителей правящей элиты),крупных бизнесменов, профессоров, а также, организаторов бандитскихформирований и других.















