Обсидиан Приморья (1093572), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Происхождение
Природное стекло, известное как обсидиан, образуется в результате быстрого охлаждения лавы, что препятствует нормальной кристаллизации. Если бы охлаждение и затвердевание расплавленной массы протекало достаточно медленно, образовалась бы горная порода, состоящая главным образом из кварца, полевого шпата и слюды. С этим природным стеклом были хорошо знакомы еще древние римляне[16].
Магму, извергающуюся из вулканов в виде огненных потоков лавы, раскаленного пепла, вулканических бомб, шлаков и палящих туч, известный российский вулканолог профессор Евгений Константинович Мархинин образно называет “живым” камнем. “Вулкан, – считает Е.К. Мархинин, - как человек: рождается, переживает юность, зрелый возраст и старость и умирает, когда его жизненная сила – магма перестает его питать. “Душа” покидает камень в виде облачков сизого газа, выделяющегося из лавовых потоков или лавовых куполов. После этого лава превращается в обычный камень...”[9, с.19]
Как это часто случается, среди “обычных” камней, рожденных магмой, встречаются и “необычные”. К необычным камням относятся черные,. коричневые, синие, серые, иногда прозрачные, всегда привлекающие к себе внимание стеклянным блеском, вулканические стекла, возникающие при быстром охлаждении (закалке) изливающихся на земную поверхность магматических расплавов.
На языке геологов вулканическое стекло означает магматическую горную породу, застывшую в виде аморфного вещества с полным отсутствием или небольшим количеством кристаллов. В отличие от обычных эффузивных пород, претерпевших две стадии кристаллизации – глубинную и на дневной поверхности, для стекла и стекловатых пород характерна еще одна стадия, которая выражается в расстекловывании (раскристаллизации) стекла после его полного охлаждения. Вулканические стекла занимают особое место в семействе вулканических пород, так как представляют собой состав первичного (исходного) магматического расплава[8].
Разновидности вулканических стекол
В зависимости от содержания воды выделяются следующие основные разновидности вулканического стекла: обсидиан, перлит и пехштейн, или смоляной камень.
Обсидиан (от латинского obsianus – по имени некоего Обсиуса, который, по словам римского ученого Плиния Старшего, привез эту породу в Европу из Эфиопии). К обсидиану относятся вулканические стекла, содержащие менее 1% конституционной (связанной) воды.
Перлит. К перлиту относятся вулканические стекла, содержащие более 1% конституционной воды. Для перлитов характерна черная, зеленая, красно-бурая, белая окраска различных тонов и концентрически-скорлуповатое строение (перлитовая структура) с ядрами, состоящими из идеальных по форме шариков (перл). Часто ядра сложены маловодным перлитом (обсидиано-перлитом) или обсидианом. В отличие от обсидиана перлит менее прочен – он хрупок и трещиноват. По текстурным признакам перлиты делятся на массивные, полосчатые, брекчиевидные и пемзовидные.
Пехштейны содержат 8-10% воды, обычно имеют более высокую прочность, чем перлит, обладают характерным смоляным блеском (смоляной камень) и темным бурым, до черного, цветом. По составу они отвечают чаще кислым (риолитам), реже основным (базальтам) породам.
К вулканическим стеклам относятся и пемзы. Пемза (от латинского слова pumex - пена) сложена пенистым, или пузыристым вулканическим стеклом с объемной массой менее единицы. Пемзы образуются при быстром остывании лавы, из которой выделяется большое количество растворенных в ней газов. Поэтому пемзу можно считать вулканической пеной, поры и пустоты которой, представляющие собой газовые полости, разделены стенками из вулканического стекла.
Иногда в основу классификации вулканических стекол берется химический состав пород. В этом случае обсидиан, перлит и пехштейн рассматриваются как аналоги риолитов, т.е. пород с содержанием SiO2 более 70 мас.% (с аналогичными градациями по содержанию воды), а вулканические стекла базальтового состава носят названия тахилита, гиаломелана, сордавалита[12].
В настоящее время более распространено разделение стекол по содержанию воды, независимо от их вещественного состава. Поэтому в работе мы будем придерживаться данной классификации разделения вулканических стекол на обсидианы, перлиты и пехштейны с подразделением на базальтовые, андезитовые и риолитовые.
В археологии все артефакты, выполненные из вулканического стекла, принято относить к обсидиану. За небольшим исключением (часть артефактов из археологических памятников Приморья по составу отвечает перлиту или обсидиано-перлиту) это соответствует истине. Острые режущие кромки краев и своеобразный раковистый излом обсидиана предопределили его роль в развитии каменной индустрии первобытного человека. Позднее важное значение стали иметь и такие свойства, как цвет, прозрачность (просвечиваемость), сильный стеклянный блеск и способность давать зеркальную полированную поверхность в его применениии в качестве украшений.
История применения, легенды
Название камня происходит от имени римлянина Обсидия, впервые привезшего обсидиан в Европу из Эфиопии. Впрочем, в разные времена разные народы этому камню давали и другие названия. В Закавказье обсидиан считали продуктом деятельности преисподней и называли "обломки когтей самого сатаны". В Америке некоторые разновидности этого камня называют "слезы апачей". В Венгрии коричнево-черные обсидианы называют "токайские люкс-сапфиры". Королевский агат, вассер-хризолит, бутылочный камень, кисейный камень, монтанский жад, горный гагат, горное красное дерево - тоже "имена" этого замечательного камня.
История обработки и использования обсидиана восходит еще к временам палеолита. Благодаря острым режущим краям обломки обсидиана были удобным материалом для изготовления скребков, ножей, топоров и острых наконечников для стрел и копий. Самые ранние изделия были обнаружены в Месопотамии, их возраст - более 9 тысяч лет. И, быть может, именно обсидиановые наконечники были у копий первобытных охотников, выходивших охотиться на мамонтов...
Позже изделия из обсидиана получили самое широкое распространение для изготовления украшений и амулетов, предметов быта и ритуальных фигурок. В Эфиопии, а также древние ацтеки в Северной Америке делали из обсидиана зеркала. У многих древних народов обсидиановые ножи были обязательны в ритуалах жертвоприношений и бальзамирования. Человечество уже владело секретом изготовления железных орудий, но обсидиановые ножи и скальпели все еще оставались в десятки раз острее… Древние египтяне верили, что в сосудах, изготовленных из обсидиана, благовония дольше сохраняют свои качества.
Впоследствии обсидиан находит свое применение в ювелирном и прикладном искусстве. Ювелирные украшения, предметы интерьера, скульптурные работы… Многие музеи мира хранят работы искусных мастеров: скульпторов и ювелиров прошлых веков, выполненные из обсидиана. В России заслуга применения обсидиана, да и других камней-самоцветов в ювелирных изделиях принадлежит великому Фаберже.
Сегодня обсидиан занимает место в ряду полудрагоценных камней, широко востребованных в художественно-ювелирном производстве. Часы, письменные наборы, фонтаны, фигурки животных, бусы, брелки, четки - вот неполный перечень изделий, выходящих из-под рук современных мастеров.
Астрологи считают обсидиан камнем планеты Плутон. Он является талисманом людей, родившихся под знаком Скорпиона. В Закавказье обсидиан издавна использовали как детский оберег. По древним легендам, обсидиан предостерегает от дурных поступков и греха, охраняет своего владельца от сглаза и дурных людей, выводит отрицательные эмоции[21]. Но носить обсидиан нужно непостоянно, т.к. он – камень осторожности, это может лишить владельца инициативы, творческих и деловых порывов или сделать из него труса[15]. Также этот камень помогает человеку стать более собранным, помогает концентрировать силы, оттачивает остроту мысли. Это и обуславливает применение его при изготовлении письменных приборов и принадлежностей[21].
Заключение
Проведенные комплексные исследования вулканических стекол в аспекте геолого-археологических взаимосвязей являются первыми для Дальнего Востока России, отвечающими новому научному направлению – геоархеологии.
Полученные выводы базируются на новейших данных изучения геохимического состава большого количества геологического (природные вулканические стекла) и археологического (обсидиановые артефакты) материала по Приморью и Сахалину, с “заходом” на сопредельные территории (Корея, Япония) и сводятся к следующему.
Анализ материалов по археологическим памятникам Дальнего Востока России свидетельствует о широком применении в культурах каменного века обсидиановых орудий в Приморье.
Разнообразные коренные проявления вулканических стекол, связанные с вулканическими постройками, наиболее распространены на территории Приморья, представлявшей в недалеком геологическом прошлом зону активных проявлений на земной поверхности глубинных магматических процессов.
По химическому и микроэлементному составу артефакты из археологических памятников Приморья представлены несколькими разновидностями - обсидианами, перлитами и обсидиано-перлитами. Установлено, что в археологических памятниках обсидиановые артефакты часто неоднородны, выполнены из нескольких разновидностей вулканического стекла.
Для артефактов из археологических памятников Приморья выявлено три природных источника, расположенных на юге Приморья и в Корее. К ним относятся обсидианы Шуфанского и Шкотовского базальтовых плато, проявления бутылочно-зеленых перлитов р. Гладкая и обсидиано-перлиты вулкана Пектусан. Пока не выявлен источник обсидиановых артефактов памятников Устиновка-III, Светлая-устье и Самарга.
Представляется перспективным продолжение поиска источника археологического обсидиана со стоянки Осиновка, которым, возможно, является Сиратаки на о-ве Хоккайдо, что весьма интересно в плане возможных исторических связей между Приморьем и Японскими островами.
Результаты корреляционного анализа археологического обсидиана с его коренными источниками позволили установить некоторые закономерности его распространения и использования в первобытных культурах, начиная с палеолита и до раннего железного века[8].
Изделия из обсидиана[20]
Схема размещения месторождений цементного сырья (Ц),
перлитов, сырья для керамзита (К)
1 - железистые кварциты, 2 - перлиты, 3 - туфы базальтов,
4 - туфодиатомиты, 5 - известняки, 6 - алевролиты и аргиллиты,
7 - легкоплавкие глины[19].
Физгеографическая карта Приморского края
Масштаб 1:3000000 [19]
[19]
Список использованной литературы
-
Андреев Г.И. Поселение Зайсановка I в Приморье // Советская археология. 1957. № 2. С.121-145.
-
Арсеньев В.К. Сочинения. Т. IV. Владивосток: Приморское книжн.изд-во, 1947. 357 с.
-
Бродянский Д.Л. Введение в дальневосточную археологию. Владивосток: изд-во ДВГУ, 1987. 276 с.
-
Васильевский Р.С., Гладышев С.А. Верхний палеолит южного Приморья. Новосибирск: Наука, 1989. 184 с.
-
Геология Кореи. Пхеньян, 1993. 664 с.
-
Глубинное строение Приморья (по данным ГСЗ) /Аргентов В.В., Гнибиденко Г.С., Попов А.А., Потапьев С.В. М.: Недра, 1976. 90 с.
-
Крупянко А.А., Табарев А.В. Сырьевая база каменной индустрии: комплекс археологических и геологических данных // Поздний палеолит - ранний неолит Восточной Азии и Северной Америки /Ред. Н.А. Кононенко. Владивосток: Дальпресс, 1996. С.149-154.
-
Кузьмин Я.В., Попов В.К., Вулканические стекла Дальнего Востока России: геологические и археологические аспекты, Владивосток: ДВГИ ДВО РАН, 2000. 168 с. http://www.fegi.ru/fegi/popov/monogr.htm
-
Мархинин Е.К. “Душа” камня и пять ее производных // Металлогения древних исовременных океанов-97. Процессы рудообразования. Миасс: ИМин УрО РАН. 1997. С. 19-24.
-
Окладников А.П. Археологические исследования в Приморье в 1953 г. // Сообщения Дальневосточного филиала АН СССР. Вып.8. Владивосток, 1955. C. 3-13.
-
Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток: Дальневосточное книжн. изд-во, 1973. 440 с.
-
Петрографический словарь. М.: Недра, 1981. 496 с.
-
Петрунь В.Ф. К вопросу о возрасте речных террас Южного Приморья (находка каменных орудий на побережье Японского моря) // Материалы ВСЕГЕИ. 1956. Нов.серия. Вып.1. Материалы по геологии и полезным ископаемым Восточной Сибири и Дальнего Востока. С. 58-73.
-
Петрунь В.Ф. Об археологических поисковых признаках в геологической практике // Советская геология. 1959. № 9. С. 124-131.
-
Савина Л. Целебная сила камня. Краснодар, Советская Кубань, 1995.
-
Смит Г. Драгоценные камни, изд. Мир, М.:1980. 586 с.
-
Табарев А.В. Трижды забытый камень Обсидия (история одной загадки) // Современное состояние и перспективы развития научных исследований молодых обществоведов Дальнего Востока. Владивосток: ДВАМО, 1991. С. 73-76.
-
Уткин В.П. Сдвиговые дислокации и методика их изучения. М.: Наука, 1980. 144 с.
-
http://www.fegi.ru/PRIMORYE/GEOGR/osnova.htm
-
http://www/obsidian.ru/cat_5_1.htm
-
http://www.obsidian.ru/history.htm