Популярные услуги

Главная » Лекции » Социология » Социология права » Социология правового поведения

Социология правового поведения

2021-03-09СтудИзба

8. Социология правового поведения. Социология  правонарушения.

8.1. Понятие и виды правового поведения.

В социологии правовое  поведение обладает следующими признаками:

· Социальой значимостью, то есть оно способно сказаться на развитии, экономических, политических, социальных и иных отношениях. Социальная значимость выделяет правовое поведение среди массы других поведений, важных для личности, но не для общества,

· Подконтрольно воли и сознанию,

· Четко регламентировано правом,

· Подконтрольно государству в лице его госорганов,

· Влечет юридические последствия. Это вторичный признак, т.к. иногда юридические последствия наступаю и в результате явлений, событий, которые не являются правовым поведением, например, казус.

Понятно, что не всякое поведение обладает сразу всеми указанными признаками. Поэтому  в социологии права есть и другая категория. Юридически значимое поведение-это неудовлетворяющее одному или нескольким признакам правового поведения (например, действия невменяемого могут быть юридическими фактами, но, не будучи правовым поведением, юридической ответственности не влечет.

Правонарушение с точки зрения социологии— это поведение людей, противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу. Криминологи отмечают путаницу и многозначность понятия «преступление». Часть ученых утверждает, что факт нарушения уголовного кодекса представляет собой искусственный, относительный показатель, а, следовательно, не соответствует требованиям науки, т.к. имеет «случайный» характер и «не возникает органически».

Традиционно различают следующие виды правового поведения:

Рекомендуемые материалы

· Правомерное  и неправомерное,

· объективноправомерное, когда есть желания личности, цели и средства их достижения соответствуют зафиксированным в праве нормам в силу внутреннего убеждения личности, ситуативно правомерное, когда желания, цели и средства их достижения формально совпадают в конкретной ситуации  с требованием  нормы в силу обстоятельств, а не убеждения, законопослушное, когда желания, интересы и цели расходятся с требованиями права, и личность сознательно подчиняет свое поведение интересам нормы.

· Ситуативно-случайное (отдельные правонарушения допускаются в силу незнания закона или ошибки в отношении к требованиям правовой нормы, в силу ситуации)  и внутренне обусловленное (поведение проявляет внутренние убеждения, интересы; по сути есть объективно правомерное или неправомерное),

· По форме в правоотношениях и вне правоотношений,

· По социальной значимости: желаемое, допускаемое и необходимое.

8.2. Механизм правового поведения.

Механизм правового поведения включает следующие элементы:

1. Потребности и интересы личности,

2. Мотивы,

3. Выбор цели и средств ее достижения,

4. Оценка ситуации,

5. Принятие решения,

6. Поступок.

Исследователи установили, что нормы права как таковые непосредственно на поведение человека не влияют. Люди в значительной степени ориентируют свое поведение на определенные стереотипы, на групповое мнение (мнение эталонной группы). Эффект от правовой нормы раскрывается, если она пройдет следующие стадии развития:

· Актуализация в нормативном варианте скрытых жизненных целей индивида,

· Осознание того, что новая норма более приемлема для достижения целей,

· Фиксация нормативного образца в обыденных стереотипах,

· Отказ от прежней формы поведения.

Следовательно, норма должна изначально отражать интересы субъекта права. Внутренняя сторона правомерного поведения должна подкрепляться внешними факторами: содержанием и формой предписаний, способностью правоприменительных органов гарантировать реализацию последних наличием санкций и их применением к правонарушителям. В мотивации правомерного поведения членов тоталитарного общества превалирует привычка пассивного выполнения правовых норм, дополняемая боязнью наказания.

Различают две стороны правового поведения: внешнюю, отражающую сам факт деяния (действия, или бездействия) и внутреннюю, отражающую мотивы, потребности, ценности, установки, определяющие вид поведения. Сходные внешне типы поведения отличаются разным внутренним содержанием. Только с учетом мотива можно понять подлинный характер правосознания и поведения. Потребности же есть первичная побудительная сила деятельности людей. Выделяют потребности рационального уровня и эмоционального. Интересом называют осмысление человеком потребности и условий, средств к их удовлетворению Суть интереса – в  удовлетворении потребности.

 Уровнями потребностей называют:

· Жизненно необходимый минимум для человеческого организма,

· Нормальные стандарты потребностей, присущих данному социальному статусу,

· Высший стандарт, уровень, который еще не стал нормой, но в перспективе ей будет,

· Извращенные потребности, удовлетворение которых противоречит развитию личности и интересам общества.

Природа человеческого бытия— есть непрерывная цепочка удовлетворения широчайшего круга потребностей. Неумолимы потребности не только обусловленные биологической природой человека, но и высшие, сформированные в результате развития человеческой цивилизации (духовные). У каждого человека круг потребностей разный, но закон потребностей (автор А.Маслоу) неумолим для всех. Поэтому неудовлетворенные потребности считаются первоосновой девиации. Потребности стабильны, особенности низшего порядка. Проявление высших потребностей зависит от удовлетворения базовых потребностей первого круга.

Иерархия потребностей  была «выведена» А.Маслоу и доработана Глазыриным. Она выглядит так:

А) потребности физического существования,

· в самосохранении,

· сексуальные,

· в свободе, независимости (в системе прав человека свободы, будучи юридически равными правам и равно обеспечеными, указывают на негативные права человека, то есть права, которые не озависят от позитивной обязанности государства, как например, социальные права, от реальной материальной возможности государства их обеспечить, а указывают на правомочия индивида, не зависящие от государства, обеспечивающие свободу от гсударства, и более того осуществляемые иногда даже против него,

· в движении, в трате физической энергии,

· в необычном, в адреналине,

· гедонические потребности,

Б)  материальные. Статистика свидетельствует, что основным мотивом преступления является корысть. Именно неудовлетворенные материальные потребности, а не социальные и духовные являются основой девиантного и делинквентного поведения,

В)   социальные. Жизнь отдельного индивида—это своеобразная факбрика по воспроизводству и реализации целой системы социальных связей и отношений на межличностном и социальном уровне,

· в идентификации –потребность в чувстве единения с себе подобными, в принадлежности к определенной группе, в социальной поддержке (например, дворовые компании),

· в самореализации— потребность проявить себя. Что крайне разрушительно влияет на личность. Считается, что самое большое несчатье в жизни— неспособность состояться как личность, что влечет отчуждение от социальных ценностей, нравственных норм.

· в более высоком социальном статусе (в престиже, уважении, успехе, авторитете, чувстве превосходства). В западном обществе, которое действует как модель «Человек-Успех!», самым большим оскорбление считается сказать «Неудачник!». К символам успеха относят: престижная работа, престижные машины и т.д.

· в лидерстве. Стремление быть первым заложено в генетической памяти человека. Оно развивается и закрепляется всю жизнь. Ученые сходятся на мнении, что лидерами по природным качествам рождается не более 10-15% от всей популяции. Статистика свидетельствует, что  в основе 75% от числа всех заказных убийств лежит желание быть первым, хотя любое преступление полимотивированно.

Г) духовные потребности. В Уголовном кодексе Республики Италия есть статья за духовное подчинение лиц (plaggio).

Д) потребность во взбадривании, стимуляции.

Противоправное поведение может быть направлено на:

1. непосредственное удовлетворение потребностей,

2. реализация отдаленных планов,

3. разрешение личных конфликтов и устранение препятствий к удовлетворению актуальных потенциальных потребностей,

4. уход от исполнения обязанностей (уклонение от уплаты налогов, уклонение от службы в армии).

Условиями, сопутствующими правонарушению, являются:

· условия жизни и воспитания,

· конкретная ситуация,

· ситуативные условия, сопутствующие правонарушению.

Можно установить этапы становления противоправного поведения:

· формирование личности с антиобщественной ориентацией,

· формирование решения на совершение правонарушения,

· реализация намерения.

Механизм индивидуального правонарушения включает:

· потребности и интересы личности (как правило, не противоречащие праву),

· мотивы,

· выбор цели и средств ее достижения.

· оценка ситуации,

· принятие решения,

· поступок.

Деформации в поведенческой цепочке  возникают, когда:

· Искажены потребности и интересы,

· Нормальные потребности входят в конфликт с имеющимися возможностями их легального удовлетворения,

· Имеется деформация ценностных ориентаций (например, рецидивист может достичь социальной цели правомерным путем, но он избирает противоправный),

·  Имеется деформация на этапе принятия решения (аффект, ошибка в оценке ситуации, стресс).

Различают следующие виды правового поведения:

· конформизм. Он наблюдается при наличии достижения одобряемой правом цели правомерным способом. В результате имеем правомерное поведение индивида характеризующееся подчинением своего поведения требованию нормы в силу уважения к ней.

· Легализм. Это- тоже поведение, оцениваемое как положительное, но только по мотивам выгоды одобрения нормы, без внутреннего уважения к норме вообще.

· Принуждение. Это— поведение, соответствующее общепризнанной норме, но в силу нажима.  Если принуждение ограниченно или отсутствует, то вероятнее всего, мотивы и потребности, пройдя через оценку сознания, установок и ценностей, приведут индивида к правонарушению как средству достижения правомерной цели (правонарушение). Другими вариациями принуждения могут быть ситуации, когда индивид отказывается от цели (ритуалист) или меняет цель (мятежник, инноватор), или меняет свои потребности в угоду норме (ретритист). Схематично это можно представит так:

Соответствие поведения норме

Одобрение нормы (правовое чувство)

Принципиальная позиция (уважение закона)

Внутренние и внешние факторы поведения

Конформизм

+

+

+

+

Легализм

+

+-

+

+

Оппортунизм

+

-

-

+

Девиация

-

-

+-

+-

принуждение

+

+

+-

-

8.3. Девиация и право.

Это—любое, отклоняющееся от нормы поведение (термин ввел Р.Мертон). Факт отклонения от нормы оценивается определенной групой, соблюдающей эту норму. Обращаем внимание, что понятие «девиации» является оценочным. Так, является ли нормой, если в каком-то обществе 60% населения курит регулярно? Да, т.к.  в оставшихся 40% часть не курит вообще, а часть курит раз от раза. И хотя курение вредно и ненормально для человека, но в данном обществе курит регулярно большинство, и это является нормой статистики. Одни формы поведения одобряются одной группой и одновременно не одобряются другой.  Их оценка меняется как во времени (враги народа), так и в пространстве (одно и то же действие в разных странах оценивается по-разному). Криминальное поведение, сексуальные отклонения, наркомания, самоубийства всегда и однозначно демонстрируют отклонение и разрушительный момент в любом обществе. А положительная девиация  (героизм, гениальность) может внести вклад в развитие общества. В тоже время, если все станут Чацкими, то обществу придет конец.

Девиация и социальный порядок. На самом деле, социальные отклонения играют диалектическую и не всегда негативную роль в обществе.

Нормальная жизнь в обществе и всех социальных структур возможна только, если обеспечен социальный порядок и предсказуемое поведение  членов общества (социальная экспектация). Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от  других, он должен быть уверен, что если обратится в милицию, она его защитит от преступных посягательств. Девиация нарушает этот порядок и предсказуемость поведения.  Если нарушения принимают массовый характер, то это ведет к аномии (социальному хаосу), и индивид теряет чувство безопасности, уверенности в своих действиях. Общество может нормально функционировать, только когда большинство его членов принимает нормы поведения и соблюдает их. Жизнь по правилам—залог благополучия общества и его членов.

Но есть и другая сторона дела.  Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму. Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, сейчас могли устареть. Если норма адекватно отражает потребности общества, то она способствует его росту, иначе тормозит или дезорганизует развитие. И тогда получается, что анормальной является норма, а нормальным отклонение от нее. Под воздействием внешних и внутренних факторов они меняются. Отклонение, являясь приспособленческой реакцией на изменившиеся условия, способствует формированию новых норм. Вначале девиация непривычна, а потом становится нормой. К слову, общество, которое терпимо относится к девиации, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией и дезориентацией в обществе. Избежать дезориентации можно, если индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства не велики и у населения есть шанс жить полноценной жизнью (общество равных возможностей). Если свобода не уравновешена равенством, и многие лишены самовыражения и самореализации, то девиация примет социально деструктивные формы.

Р.Мертон указывает, что если девианты преуспевают и на них не налагается никаких санкций, то  девиация становится объектом для подражания, а далее— самой нормой. Девиация в обществе играет двоякую роль:

· с одной стороны, угрожает стабильности общества,

· с другой стороны, способствует формированию новых норм и как бы поддерживает эту стабильность, не давая ей застояться.

Неотъемлимыми слагаемыми девиации являются:

1. субъект,

2. норма.

3. группа реагирования на отклонение.

К причинам девиации относят:

· личностные мотивы (на индивидуальном уровне). А.Коэн  отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что люди в них в той или иной степени испытывают напряжение. Однако большинство людей не нарушает общепринятые нормы. Другими словами девиация-личный выбор человека.  Индивид решает, какую форму поведения избрать. И решение зависит от референтной группы, эталонной группы, то есть группы, которая в глазах человека является образцом. Здесь имеются варианты: во-первых, он может найти группу, где  такие поступки не осуждаются, и обратить ее в эталонную группу. Во-вторых, более решительный индивид может создать  с единомышленниками новую группу, где он будет получать поддержку. Например, полицейский берет взятки в сговоре с сослуживцами. В-третьих, личность может  действовать водиночку, без поддержки окружающих, хотя это наиболее тяжкий жизненный выбор для человека.

· социально неравенство (на уровне социальных систем),

· индустриализация, согласно мнению А.Коэна, ведет к социальной неустроенности и разрыву между возможностями и притязаниями индивида.

· невыполнение ожиданий (Т.Парсонс). Поведение индивида может не соответствовать  ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы может быть двоякой: приспособленческой (активной, например, инновация) и отчужденной (пассивной, например, ритуализм).

Р.Мертон различал следующие виды девиаций (нонконформизма):

· Инновационность. Это—принятие общепринятых социальных целей, но не средств их достижения—человек обходит или нарушает закон и моральные, институциональные нормы (рекет, грабеж, злоупотребления), после чего живет как добропорядочный гражданин.

· Ритуализм. Это— ситуация, когда индивид не осмысливает социальные цели или отказывается от них, как недостижимых при имеющихся условиях. Требование нормы для него священно и непоколебимо. К ним часто относят бюрократов или людей неинтересной работы с малой зарплатой. Для правовой социологии это не достойное поведение, даже при формальном соблюдении закона, т.к. оно неактивное, не раскрывающее весь потенциал общественного развития.

· Ретритизм. Это—отказ от социальных целей и от борьбы за их осуществление. Это изолированный тип (наркоман, бродяга), который «выпадает» из общества, отказывается от борьбы за «место под солнцем».

· Бунт как активное неприятие социальных ценностей и целей и борьба с ними.

В.Лапаева выделяет:

· преступления—крайняя форма девиации,

· преступления без жертв (самоубийства, пьянство, сексуальная неразборчивость, проституция). Это— действия, от которых негативные последствия испытывает сам субъект действия,

· отклонения, не противоречащие праву (аутизм—затруднение социальных контактов, замкнутость, нарцистизм—демонстративное, эпатажное поведение, фанатизм—следствие односторонности личности, слепая приверженность какой-то идее или личности, азартные игры)—«благопристойное»  поведение, но в отношении к «должному» вредно, странно, бесполезно, словом, ненормально.

8.4. Социология правонарушения.

Социологическое понимание правонарушения характеризуется:

· многомерным подходом.

· учетом позитивной и негативной  роли правонарушений.

· введением понятия фактического преступления.

· введением понятия теневой преступности.

Многомерность подхода к пониманию преступления. В юриспруденции под правонарушением понимается деяние, противоречащее нормам права. Однако на сегодняшний день даже криминологи отмечают двусмысленность и неточность понятия преступления, т.к.:

- оно не объясняет, почему одно и тоже действие в разных странах квалифицируется по-разному: в одних как преступление, а в других нет,

- содержание преступления прячется за тип и форму конкретно-исторической системы законодательства,

- различная интерпретация вины, общественной опасности, противоправности, иногда морали,

- оно не объясняет, почему квалификация деяния отдана на усмотрение законодателя, а потому очень субъективна, т.к. отражает интересы экономической и политической элиты.

- оно не объясняет, такое массовое нарушение прав человека, как, например, репрессии и т.д.

Социология права раскрывает урегулированную правом и теневую, то есть не урегулированную правом, сторону юридической материи, то есть расширяет понятие «преступления», доводит его до логического завершения. Как говорил М.И.Ковалев: «Сущность преступления надо искать вне права».

Многомерность социологического понимания преступления заключается в том, что преступление может рассматриваться:

- как социальная боль общества,

- как стремление одних подражать другим,

- результат влияния окружающей среды,

- как разновидность действия, которое каждый совершает как минимум один раз в жизни,

- как вид девиации,

- как образ жизни,

- как наиболее быстрый способ обогащения и прихода к власти,

- как форма протеста,

- как форма насилия,

- как прелюдия реформ,

- как способ создания первоначального капитала,

- как бизнес или профессиональная деятельность и т.д.

Учет позитивных и негативных моментов преступления. Пора признать, что преступление не может рассматриваться только как негативное общественное явление. К позитивным моментам преступления Дюркгейм относит следующее:

· Преступление усиливает остроту переживаний человека, а это, в свою очередь, способствует формированию более сложной и совершенной структуры общественного сознания.

· Преступление  разрушает мораль. Однако мораль не должна быть чрезмерно стабильной, иначе она застывшей, что разрушает общество. Преступление—предчувствие  морали будущего.

· Преступление для определенной категории лиц является эффективным средством получения материальных благ и влияния. Резко сокращает  сроки, необходимые для реализации целей законным путем. Первоначальное накопление капитала всегда шло через правонарушение.

· Преступление формирует людей дерзких, жестоких, т.н. сильных личностей.

· В преступлении индивид получает возможность самовыражения. Например, маньяки любят убийства-головоломки.

· Преступность показывает наличие путей, открытых для перемен, а в ряде случаев прямо готовят эти перемены.

· Преступность высвечивает болевые проблемы общества и помогает выработать пути их излечения.

Пик негативной роли преступления приходится на  период стабильного развития общества, а позитивный эффект  очевиден в переходный момент к иному типу общества, другой правовой доктрине, новой системе законодательства.

Понятие фактического преступления. Под фактическим преступлением понимают насильственные действия индивидов, которые обрекают людей на нужду и бедствия, психические и физические страдания или преждевременную смерть, разрушающие мораль, но в действующей правовой системе не значащиеся, внеправовые явления, с точки зрения юриспруденции. Правовая нейтральность фактических преступлений объясняется тем, что законодательство в конечном счете закрепляет угодный господствующей группе, классу, правовой порядок. В следствие чего новые формирующиеся классы не могут возникнуть иначе, чем через фактическое преступление, то есть через форму насилия, не урегулированную правом (а не неправовую). В историческом смысле фактические преступления служат и будут служить средством первоначального классообразования. Фактические преступления значительно подрывают правопорядок, но игнорируются статистикой, юриспруденцией и политикой. Социология права, введя такое понятие, ставят вопрос о преступности в полном объеме. К ним относятся:

1. Анонимное насилие, (например, манипулирование статусом народного депутата для освобождения от юридической ответственности за правонарушения когда судья, прокурор, по своему усмотрению освобождает от ответственности или смягчает или ужесточает ответственность).

2. Репрессии. Репрессии характеризуются следующими моментами:

· Они осуществляются чиновниками очень высокого ранга.

· В силу правовой неурегулированности, молчания законодателя, отсутствуют основания для юридической ответственности виновных.

· Они осуществляются  под прикрытием государства, его идеологии,

· Для репрессий необходимо полное доверие народа к руководству страной или апатию. Репрессии подавались широкому кругу лиц как справедливые действия, выполненные с соблюдением всех законных требований.

· Репрессии осуществляются скрыто, по секретным распоряжениям. В репрессиях нет организованного и концентрированного насилия. В противовес им государственная власть—это всегда концентрированное, официально оформленное  и организованное насилие.

· Репрессии выводятся из поля юрисдикции и не подлежат судебному разбирательству.

· Они осуществляются специальными группами расправы, не предусмотренными законом, «чужими руками», случайными людьми, а не юристами-профессионалами. Так, Сталин в своей телеграмме (а не нормативном правовом акте) требовал создавать особые «тройки», состоящие из особо уполномоченного ЦК, председателя облисполкома и первого секретаря обкома, то есть людей далеких от правовой организации. Именно они наделялись правом по своему усмотрению устанавливать без суда и следствия произвольную квоту лиц, которых необходимо было ликвидировать.

· Жертвы всегда невинны, но представляют явную или потенциальную угрозу господству руководителя довольно высокого ранга.

· Основанием для расправы служили ложные доносы, произвольное тайное указание.

· Создается особый режим содержания репрессированных  с изощренными физическими расправами.

· Реабилитация осуществляется тайно.

· Отсутствуют или скрыты документы, отражающие дела репрессированных.

Некоторые социологи (В.А.Глазырин) квалифицируют репрессии как фактические политические преступления, потому что они прикрываются авторитетом господствующей политической идеологии, осуществляются на основе субъективного произвола известных политических деятелей, подкрепляются весом должности и расплывчатыми формулировками о ее компетенции, под прикрытием государства. Фактические  политические преступления в корне отличаются от юридической политической преступности.

Другие (Лунеев) считают репрессии просто фактическими преступлениями, т.к. «политические мотивации не могут быть криминализированы».

Понятие теневой экономики. В юриспруденции под теневой экономикой чаще всего понимают:

· корыстные, в первую очередь, экономические преступления,

· запрещенные законом формы производственной деятельности,

· фиктивную экономику – приписки, нарушения отчетности, отклонения от установленных норм, позволяющие получить нетрудовой доход и др.

По сути, в юриспруденции утвердился ложный стереотип, согласно которому теневая экономика отождествляется с экономической, хозяйственной преступностью. Социология права считает, что теневая экономика имеет внеправовую природу. Это— не экономика в собственном смысле слова, а такие способы изъятия  у людей уже созданного материального продукта, методы тайного присвоения богатств, причиняющие вред гражданам. В ее основе лежит «закон  тотального присвоения»  со стороны руководителей. И в силу правовой нейтральности, относятся к разряду фактических преступлений. К насилию  в теневой экономике относят:

· расхищение государственного имущества под благовидными предлогами за рамками юридического преследования (продажа государственных  дач  за бесценок),

· систематические дарения, конвертные выплаты от имени трудового коллектива и др. Присвоения, захват земель вне рамок юридического преследования,

· создание искусственного дефицита товаров, произвольное повышение цен, произвольное удержание заработной платы и рабочей силы на низком уровне, задержки выплаты зарплаты, неоплаченные госзаймы у населения и др.

К слову, около 40% всех денег на пост-советском пространстве «крутится» в теневой экономике.

· насильственное переселение людей.

Социология преступности занимается:

· изучением преступных субкультур,

· изучением социального состава преступников,

· прогнозированием и выявлением тенденций развития преступности в обществе,

· изучением виктимологических аспектов.

Риторическим является вопрос соотношения биологического и социального в объяснении причин преступности. В разное время он решался по-разному. Часть ученых исходит из аксиомы, что социальное начало в любом сознательном поведении превалирует, глубоко переплетаясь с биологическими элементами функционирования человеческого организма, другая часть – наоборот. Так что выбор—дело индивидуальное.

Изучение социальной природы преступности  связывает ее появление и развитие с:

· уровнем функционирования социальных институтов,

· наличием возможностей для самореализации индивидов в обществе,

· проблемой доступности культурных ценностей и общественных благ для достижения поставленных целей,

· степенью защиты прав человека в обществе,

· с социализацией и др.

Важным для социологического исследования представляется  выявление двух факторов преступности:

· личностного, когда изучается направленность личности преступника: происхождение личности. Социализация, окружающая среда, образование, профессия, возраст и иное,

· социального, ситуативного, когда изучаются социальные условия, способствуют ли они удовлетворению базовых потребностей личности.

Понятие «правонарушение»- очень широкая категория: от не уплаты за парковку до массового убийства. Поэтому невозможно объяснить все виды правонарушений одной теорией. В настоящий момент сущетсвует множество радикальных теорий, отрицающих традиционную социологию и криминологию. Каждая из предложенных теорий вносит свой вклад в понимание каких-либо аспектов, либо видов преступлений. Биологический и социальный подходы могут служить для того, чтобы идентифицировать некоторые личностные характеристики, которые  при заданных особых условиях социализации (воспитания и опыта) предрасполагают определенных индивидов к размышлениям о преступных действиях. Общий вклад социологических теорий преступности двояк. Во-первых, эти теории правильно подчеркивают непрерывность между криминальным и «респективным» поведением. Во-вторых, почти во всех теориях особо отмечается «контекстуальный» элемент совершения преступления. На вероятность совершения преступления в основном воздействуют социальные нормы и социальная ситуация.  

8.5. Социологические теории преступности.

Выделяют следующие социологические теории преступности:

· биологическая (Ломброзо),

· психоанализа (Фрейд),

· теория нейтрализации или теория психологической самозащиты преступников (Сайкс, Матз).

· теория социальной дезорганизации или теория аномии.

· теория дифференцированной ассоциации и этнология индивидуального преступления.

· закон насыщения преступностью (Э.Ферри, Ф.Лист, Э.Шур).

· теория стигмации, то есть накленивания ярлыков (Ф.Таненбаум, Ф. Зак, Э.Лемерт, Тард).

· монистическая (А.Жоли, А.Принс, В.Бонгер),

· факторный анализ преступности (Э.Ферри, Ф.Лист, А. Кетле).

· теория правонарушения как конфликта.

Факторный анализ преступности (Э.Ферри, Ф.Лист, А. Кетле). Ф.Лист считал преступность порождением бедности. А. Кетле исходил из того, что общество в себе скрывает зародыши всех преступлений, т.к. в нем заключены их условия. В таком случае преступник является орудием реализации условий общества и социальных факторов. Стабильность преступность есть фактор развития общества. Поэтому каждая общественно-экономическая формация производит определенное количество и определенные виды преступности.

Теория стигмации, то есть накленивания ярлыков (Ф.Таненбаум, Ф. Зак, Э.Лемерт, Тард). В этой теории девиация рассматривается не как некий набор характеристик индивида или группы, а как процесс и результат процесса взаимодействия людей с отклонениями и людей без таковых.  Те, кто представляет собой власть (в широком смысле-) и те, кто может навязать свои моральные установки ( учителя, начальники др.) «наклеивают ярлыки», то есть дают свою оценку поступкам «подчиненных». Ярлыки формируют категории отклонений и таким образом выражают структуру власти в обществе. В такой системе нормы, по которым определяют отклонения, устанавливаются  богатыми для бедных, старшими для младших, представителями большинства для меньшинства и т.д. Есть первичное отклонение поведения индивида от нормы. Как только на человека навешен ярлык преступника, он уже заклеймен. Вероятнее всего, его так и будут оценивать  в дальнейшем. Индивид принимает клеймо преступника и снова совершает криминальные действия (вторичное отклонение), тем самым увеличивая разрыв с ортодоксальной нормой. Тард отмечал привыкание к преступному поведению и обучения преступной деятельности в процессе социализации. Процесс научения быть преступником усугубляется теми же организациями, чьей задачей является корректирование отклоняющегося поведения (колониями, тюрьмами). Теория стигмации исходит из того, что изначально ни одно из действий не является изначально преступным. Даже убийство человека оценивается по-разному: за это в военное время дают медали, в мирное время садят в тюрьму. Определение преступности деяния или нет устанавливается людьми, наделенными властью, путем формирования законов и их интерпретации полицией, судами, исправительными учреждениями. Но навешивание ярлыков не происходит произвольно. Теория стигмации не объясняет причины, вызвавшие первичное отклонение. Более того, вторичное отклонение не есть неизбежность. Также недоказанной является способность ярлыков усиливать отклонение в поведении. По статистике, именно подозрения окружающих усиливают преступное поведение.

Закон насыщения преступностью (Э.Ферри, Ф.Лист, Э.Шур). Условно говоря, на определенной территории не может существовать преступность выше определенного уровня, т.к. на этой территории не будет хватать средств для ее содержания. При «перенаселении», перенасыщении претсупностью преступные сообщества и индивиды в конкурентной борьбе за места влияния начнут истреблять друг друга.

Теория конфликта (марксисты, Р.Квинни, Т.Селлин, Т.Парк, К.Шоу). Даже в состоянии стабильности общества непременно переживает множество конфликтов: между элитой и низами общества,  между городом и деревней, новой и старой культурами, между правом и иными социальными нормами, да и в самом праве много коллизионных норм. Например, конфликт культур в Израиле, из-за которого все время пересматривают принципы и ценности, евреи-иммигранты из Северной Африки решают возникающие споры через самосуд и насилие, а евреи из Йемена- как правило, многожены. Бедуины восприимчивы к слухам и считаю законом кровную месть. Конфликт между кодексами нескольких культур приводит к нарушению правовых норм, обычаев. Т.Парк, К.Шоу и др. выявил тенденцию влияния конфликтов на развитие преступности: в постоянно конфликтующих группах или районах (районах социальной дезориентации) преступность значительно выше, чем в обычных. Современный марксистский подход к проблеме девиации сформулировал Ричард Квинни, который считал закон инструментом правящего класса. Уголовное право, в частности, представляет собой средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка. В США государство и его правовая система существуют для защиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса. Американский социолог Амитаи Етциони обнаружил, что в 1975-1984гг. 62% крупнейших корпораций США были замешаны в одной незаконной операции и более; 42% - в двух и более , а 15% - в пяти и более. Нарушения состояли в фиксации цен и назначении завышенных цен, подкупе местных и зарубежных должностных лиц, мошенничестве и обмане, нарушении патентных прав. Однако в отличие от воров и мошенников корпорации и их должностные лица не несут уголовной  или иной ответственности. И ни одно государственное агентство не ведет регистрацию преступлений, совершенных корпорациями. Теория конфликтов правильно отражают ситуацию, когда облеченные властью индивиды и социальные группы составляют законы, которые отражают их интересы и ценности. Но теория конфликтов не в силах объяснить причины преступности и неравномерность распределения преступности по социальным группам. Теория конфликта не учитывает другую власть, кроме политической и экономической.

Теория рационального выбора и ситуационной интерпретации преступления (Флойд Фини). Дополняет теорию стигмации.  Некоторые считают, что 70% правонарушений были совершены под влиянием ситуативного фактора. Это единственная теория, толкующая правонарушение как преднамеренное и обдуманное действие. Все другие теории правонарушение воспринимают  скорее как противодействие, как следствие влияния внешних факторов, а не как самостоятельного действия. Суть рационального выбора в  толковании преступного поведения заключается в том, что люди сами выбирают преступление как средство достижения цели, а не принуждаются к этому внешними влияниями. Они просто оценивают ситуацию и осознают весь риск. Правда, есть криминальный тип, криминальная ментальность, когда, несмотря на риск быть пойманными, люди идут на правонарушение. Исследования показывают, что значительная часть противозаконных действий, в частности, почти все мелкие правонарушения вроде краж  без применения насилия, являются ситуационными действиями «дилетантов». Преступников-профессионалов не так уж много. Ф.Фини провел исследование разбойных нападений в Калифорнии. Оказалось, что более половины из разбойников заранее не планировали преступление, в которых обвинялись. Еще треть сообщила о минимальном планировании, например, как найти сообщника, где оставить угнанный автомобиль или где взять оружие. Такой план обычно составлялся в день, когда совершалось преступление, нередко за несколько часов до него. Только 15% из них тщательно разрабатывали план, 9% из них следовали привычке, установившейся раньше. Более 60% преступников заявили, что перед совершением преступления даже не допускали мысли, что их могут поймать. Это убеждение имело основание: в выборку входил человек, совершивший к 26 годам более 1000 грабежей и только один раз осужденный. Ситуативность преступлений против собственности показывает, насколько близки криминальные действия к нормальным повседневным решениям. Так, решение стянуть что-нибудь в магазине не слишком отличается от решения купить—фактически человек может сделать одно и другое за один поход в магазин.

Теория социальной дезорганизации или теория аномии (Э.Дюркгейм- социально экономический аспект аномии, позднее  Р.Мертон- социальный и социально-психологический). Дюркгейм подчеркивал, что т.к. в обществе постоянно присутствуют источники, порождающие преступность, то она –вечный спутник общества. Причины преступности по Дюркгейму – противоречия:

· между ценностями и социокультурными нормами, господствующими в обществе,

·  между целями и социально одобряемыми средствами их достижения, то есть между интересами и потребностями ,с одной стороны, и невозможностью их реализации никакими иными путями, кроме как девиантных.

Дюркгейм под аномией понимал особое состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые ценности и нормы уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.  Если Дюркгейм рассматривал аномию как результат нестабильного, кризисного состояния общества общества, то Мертон распространил это понятие  и на стабильное, нормально функционирующее общество. В повседневной жизни существует множество конфликтующих (коллизионных) норм, которые ослабевают социальный контроль за поведением и подрывают предсказуемость поведения. Мертон считал, что аномия есть следствие рассогласования между определяемыми средствами их достижения. При этом доступ к ценностям через законные средства открыт  не всем  и зависит от принадлежности индивида к той или иной социальной группе. Аномия, согласно Мертону, появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они не могут принять. Если человек не может честно заработать, чтоб удовлетворить свои базовые потребности, они прибегает к девиантным способам.

В силу индустриализации происходит дезорганизация территориальных общин, что крайне негативно влияет на человека. Поэтому самый высокий уровень преступности зафиксирован в промышленных и центральных районах городов, а на периферии преступлений меньше, не считая перенаселенных бедных районов. Мелкие преступления против права собственности совершаются, как правило, вблизи дома, а серьезные далеко от дома.

Теория дифференцированной ассоциации и этнология индивидуального преступления (Эдвин Х.Сатерленд, развил идеи Р.Мертона). В обществе имеется множество субкультур, часть из которых поощеряют противозаконные действия, а часть –нет. Индивид становится правонарушителем, когда входит в группу первых, которые являются носителями преступных норм. Криминальное поведение усваивается в процессе социализации в первичных группах, особенно среди сверстников. Преступники не отличаются от законопослушных граждан своими психологическими характеристиками. Просто противоправному поведению учатся также, как и законопослушному. Оба вида поведения направлены на достижение одних и тех же целей и потребностей. Воры «делают деньги», как и все другие, но путем антизаконного «бизнеса». Противозаконные группировки возникают в тех районах, где шанс на успех законного бизнеса низок. В криминальных районах, где преступность стала образом жизни, субкультура преступных группировок помогает индивиду пройти путь от детской кражи до профессионального преступного бизнеса. А.Коэн  выделяет часть группировок, которые занимаются преступностью для демонстрации своего неприятия респектабельной жизни и в противовес господствующим ценностям. Данная теория не объясняет индивидуальную преступность «белых воротничков» (налоговые правонарушения, мошенничество и др.), людей со средствами, у которых тоже есть большой разрыв между стремлениями и возможностями.

Теория нейтрализации или теория психологической самозащиты преступников (Сайкс, Матз). Самооценка преступников отличается меньшей критичностью по сравнению с законопослушными гражданами и характеризуется неадекватностью и завышенной самооценкой. Если теория преступных субкультур полагает, что преступники создают свою нормативную систему, в которой совершение преступления морально оправданно и вообще не требует оправдания. Теория нейтрализации же указывает, что преступники используют свойства официальной нормативной системы для оправдания своего преступного поведения. Между этими теориями противоречия нет, т.к. это две стороны одной медали. Суть психологической самозащиты преступников состоит в том, что они, нарушая правовой запрет, необходимость которого признают, не отрицая факта содеянного, не признают свою вину. Они распространяют на себя смягчающие обстоятельства, «нейтрализируют» действие правовых норм в отношении себя. Оправдание поступка снимает вопрос вины. Способы нейтрализации противоправного поступка:

· отрицание ответственности. 74% опрошенных считают, что нельзя осуждать человека за плохой поступок, если в его основе лежало хорошее намерение),

· отрицание вреда.  Вред в нашем понимании ими игнорируется. Под хулиганством они понимают озорство, под дракой- выяснение отношений между своими, угон автомобиля- как неудачная шутка. В качестве преступных деяний рассматривают только деяния с материальным составом, то есть причиняющие конкретный вред, ущерб. Наличие же в законе нормы с формальным составом преступления, например, оскорбление, в качестве преступления не рассматривается.

· отрицание наличия жертвы. Даже если нарушитель признает свою ответственность за неправильные действия или готов допустить наличие вреда, он акцентирует внимание на личности жертвы. Правонарушение выглядит как вид справедливого возмездия. Так, Деточкин из фильма «Берегись автомобиля» страдал «комплексом Робин Гуда»: если вор у вора украл дубину, то это не воровство, а восстановление социальной справедливости. 57% опрошенных осужденных убеждены, что «нечестных» надо обманывать (идея из «Золотого теленка»Ильфа и Петрова). Наша «непреступная» мораль демонстрирует свою слабость тоже, т.к. оценка тяжести преступления зависит  от  жертвы. Если два «вора в законе» в криминальных разборках поубивали своих врагов, то законопослушные граждане единодушно демонстрируют свою радость: «мол, туда им и дорога» или «воздух будет чище». |Такая позиция опасна, т.к. во-первых, отрицается принцип универсальности права и неделимости понятия прав человека, во-вторых, в результате криминальных войн появляется новая каста еще более жестоких преступников.)

· осуждение осуждающих. Осужденные считают, что «те, кто меня осуждает сами еще хуже: судья- взяточник, милиция- садисты и т.д.» Тем самым уменьшается неблаговидность собственного поведения. Недаром в ИТК самые популярные статьи и телепередачи- о преступлениях и аморальном поведении сотрудников правоохранительных органов и органов власти. Осужденным вина власти перед ними нужна не меньше, чем обществу раскаяние преступников.

· Если выше указанные способы не сработали, то идет обращение к более важным обязательствам, типа групповой морали. Например, требования общества в целом приносятся в жертву интересам группы, к которой принадлежит нарушитель («Я не мог предать друга, быть слабаком и т.д.». Позиция такова: «Нормы надо соблюдать, пока это выгодно, и позволяют обстоятельства».

Т.о. правосознание преступников характеризуется одновременным сочетанием положительного отношения к правовой норме («Нужна, но пусть соблюдают другие») и готовностью ее нарушать всякий раз при неблагоприятных (с точки зрения правонарушителя) обстоятельствах («Я не хотел, я не для себя»). Иначе говоря, в противоправном поведении нарушитель руководствуется не какими-то особыми нормами и ценностями, о которых говорит теория субкультур, а официальными, общепризнанными. Более того они используют свойства существующей нормативной системы для оправдания своего поведения.

8.6. Социология личности преступника.

Для начала определим такие ключевые понятия как личность и индивид. Индивид – это человек как представитель той или иной социальной общности. Под личностью понимается:

· мера социального в человеке,

· выражение сущности человека, реализованное в индивиде,

· социально-значимые черты и социальные отношения данного общества. Поэтому не всякий индивид является личностью.

Существуют следующие теории личности:

· Ролевая теория личности (Дж.Мидо, Р. Литон). Она представляет собой интеграцию достижений социологии и психологии в изучении личности. Основными категориями ролевой теории личности являются:

- социальный статус- это совокупность прав и обязанностей, обусловленных его положением в определенной социальной системе и  иерархии общественных отношений, отвечает на вопрос «кто он?».

- социальная роль-  это относительно устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли, чувства, т.е. сознание, выработанные для выполнения социальной роли, функции, реализации определенного статуса, отвечает на вопрос «»что делает?» . Личность обладает множеством социальных статусов и социальных ролей.

- научение личности, освоение ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции),

- ролевые ожидания- это социальные ожидания лиц, вступающих с ним в интеракции, приписывающие субъекту качества, которыми как ожидается, обладают лица его статуса и роли,

- ролевой конфликт- это стрессовая ситуация, переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.

· Марксистская теория личности. В данной теории акцент смещен на классовое осознание своей роли в обществе.

· Диспозиционная теория личности (Т.Знанецкий). Иначе ее называют теорией саморегуляции социального поведения личности. Диспозиция как предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности, определенному поведению в этих условиях, включает в себя:

- концепцию жизни и ценностные ориентиры,

- обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации.

· Теории социометрического направления, которые изучают малые социальные группы через анализ внутригрупповых отношений.

· Психоаналитическое направление, которое базируется на идеях З.Фрейда, внимание фокусируется на мотивационных и защитных механизмах личности. Теория легла в основу ряда теорий групповой динамики.

· Общепсихологический метод. Согласно Р.Л.Кричевскому и Е.М.Дубовскому, общепсихологический метод заключается в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, приемлемы к анализу группового поведения, например, научения, мотивации, явлений когнитивной сферы.

Социологический и социально-психологический анализ антисоциальной личности. Личности преступника как разновидность понятия личности включает в себя прежде всего все признаки последней:

· Интересы, потребности и мотивы,

· Ценности и нормы,

· Установки, социальные роли и статусы,

· Само поведение.

Следует различать структуру личности преступника и криминологическую характеристику личности преступника, хотя они взаимосвязаны. Криминологическая характеристика преступника включает в себя: социально—демографические и уголовно-правовые признаки, социальное поведение в различных сферах жизнедеятельности, нравственные свойства субъекта, психологические особенности. Социология изучает нормативную и статусную подструктуры. Различия субъектов коренятся в характере их нравственных ценностей (это ядро личности). Отметим, что некая единая черта, присущая для всех правонарушителей, объясняющая их поведение, отсутствует. Не зря криминологи деформированность ценностно-нормативной сферы у преступников считают непосредственной причиной преступного поведения. например, два человека с одинаковым статусом (чиновники)  и с одинаковыми потребностями (в материальных благах) и одной мотивацией (корысть) в зависимости от ценностей выберут разные пути удовлетворения потребностей.

Социологическое направление изучения антисоциальной личности стало развиваться с конца XIXв. У его истоков стояли А.Кетле и Г.Тард, далее работу продолжили Э.Фромм, давший четкую классификацию типов человеческого насилия:

· Реактивное насилие (при защите жизни, свободы, достоинства, имущества),

· Насилие из мести (у примитивных, ущербных людей),

· Компенсаторное насилие (некоторые индивиды не способны себя проявить и самореализоваться, что влечет изменение ценностных ориентаций. Формируется установка «мстить жизни за то, что она его обидела».

Информация в лекции "7. Автоматизация проветривания горных выработок" поможет Вам.

Теория внутренних позывов. Э.Фромм и А.Маслоу отмечают, что сущность любого человека имеет направленность или к добру, или к злу. Судьба индивида складывается из:

-изначально базовых основ духовной структуры личности, определяющейся генотипом,

-биологической природы, проявляющейся во врожденных склонностях, устремлениях, возможностях организма,

- потребности, цели индивида, вырастающих из его врожденных склонностей,

- общей направленности жизненного пути личности, которая определяется сложившейся системой ценностей, потребностей, установок.

Говоря о том, что психологическая жизнь индивида в некоторой степени определена генетически, Маслоу выступает против крайней абсолютизации биологического подхода.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее