Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Религиоведение » Возникновение и особенности буддизма

Возникновение и особенности буддизма

2021-03-09СтудИзба

3. Буддизм - Часть 1

Буддизм - Часть 1.

Возникновение и особенности буддизма.

Основатель буддизма и география распространения.

Буддистское вероучение и культ.

Религиозная система буддизма.

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна.

Культовая практика буддизма.

Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы.

Рекомендуемые материалы

Региональные формы буддизма.

Буддизм - Часть 2.

Религиозная система буддизма и буддийская философия.

Из курса философии известно, что одно из главных различий между западной и восточной философиями состоит в том, что восточная традиция не пыталась четко разграничить философию и религию. Это, разумеется, влечет за собой сложные проблемы. И одна из них – в размытости границ буддизма как религии.

Если буддизм рассматривать только как религию, то она покажется непохожей на наши представления о религии, сложившиеся в рамках западной культурной традиции. Прежде всего, буддизм, как религия, никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизованных социальных институтов и, тем не менее, сохранил до сего дня большую часть своих внешних форм, но главное – содержание, центром которого спустя и 25 веков остается человек, а отнюдь не Бог и не идея. Каждый из нас (в соответствии с буддистским учением) является творцом не только собственной судьбы, но и Вселенной, поскольку лишь совокупность наших дел, слов и мыслей вершит круговорот жизней индивида и мировой процесс. Для этого не надо приносить жертвы, а стоит лишь научиться жить, сообразуясь со здравым смыслом, т.е. находить во всем «золотую середину». Будда назвал свое открытие Срединным Путем, пролегающим между крайностями человеческого существования (например, между жаждой наслаждений и полным отказом от них).

Возникновение и особенности буддизма

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он сформировался в VI - V веках до нашей эры в Древней Индии на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры (ведизм, брахманизм), создав уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Древняя Индия являлась страной глубокой религиозной и философской мысли. Индийские религиозные мыслители характеризовали буддизм тремя основными признаками (трилакшана), отличающими его от других религий: признание непостоянства мира (анитья); отсутствие вечной души (анатта) и определение жизни как страдания (духка).

Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его ассимиляции с различными местными культурами, религиями и идеологиями. Это позволило буддизму проникнуть во все сферы общественной жизни - от религиозной практики и искусства до политико-экономических| теорий, от философии власти до норм бытового поведения. По этой причине буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Религиозная традиция Древней Индии восходит к Ведам Ведизм, или ведийская религия, уже содержит черты, характерные для более поздних индийских религий (брахманизма), в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты деяния, совершенные им в прежних перерождениях.

Возникновение буддизма связано с базовыми ценностями ранней общеиндуистской культуры, многие из которых он воспринял и развил. К этим базовым идеям (понятиям) всей индо-буддийской культуры относятся: понятия кармы, сансары, атмана и мокши (нирваны). Согласно всем индийским учениям (брахманизму, буддизму, джайнизму), эмпирическое существование живых существ регулируется законом кармы, то есть законом причинно-следственных отношений, распространенным на сферы бытия. Само слово «карма» означает «дело», «действие». Все формы бытия с неизбежностью переходят из одного существования в другое, причем, сама природа кармически обусловленных рождений-смертей полагает доминирование страдания как фундаментальной характеристики существования.

Это безначальное и бесконечное чередование рождений-смертей, круговращение живых существ под воздействием закона кармы, регулирующего благие и неблагие формы рождения, называется на санскрите сансарой.

Хотя закон кармы со времен ранних упанишад признается всеми религиозно-философскими учениями Индии, в его интерпретации есть некоторые различия. Так, отвергающий идею Бога буддизм склонен рассматривать функционирование кармического принципа по образцу безличного и объективного закона.

Но от страданий сансары можно избавиться, освободиться. И это освобождение считается высшей религиозной ценностью и целью индийских учений. Разные традиции различным образом характеризуют природу освобождения, но именно буддизм предложил миру наиболее привлекательное учение о преодолении страдания и достижения освобождения (нирваны).

Основатель буддизма и география распространения.

Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, букв.: Достигающий цели, Преуспевающий) Гаутама (из рода шакьев). Отца его звали Шуддходана (на пали — Суддходана, букв. «Имеющий рис»), мать — Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на пали — Капилаватгху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре («Хранительница славы»), и у них родился сын Рахула («Схватывающий на лету»). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается отказаться от права на царствование, покидает семью и уходит в отшельники под своим родовым именем Гаутама. В обителях аскетов Гаутама провел шесть лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи).

С обретением дара Просветления он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие рождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению), стал Всеведущим и узнал, что достиг освобождения (мокша) от цепи рождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный Путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что безжеланным шествует в мир покоя, нирваны (букв.: «недуновение»). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветлённым.

Произошло это событие близ местечка Гайя (в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму. Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам шести государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю — в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей — это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды — это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было, по меньшей мере, шесть будд (один из палийских памятников насчитывает 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея («Тот, кто есть Любовь»).

В дальнейшем доктрина Будды получила значительное развитие. Например, в махаяне (одно из течений буддизма), Будда — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих рождениях, в конце концов, станут буддами. В то же время Будда — это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (буддха-кайя) или Тело Закона (дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, куда можно попасть в сеансах высшей медитации.

В течение последующих столетий после смерти Будды, его учение широко распространилось в Индии. Царь империи Маурьев Ашока (268 — 231 гг. до нашей эры) объявил себя покровителем и защитником буддизма. С этого же времени буддизм стал распространяться и в сопредельные страны. Учение Будды начало обретать некие стройные теоретические очертания. Распространился догмат о «трех драгоценностях» (первой драгоценностью считался Будда, второй — его учение и третьей — религиозная община, сохраняющая и укрепляющая учение), сформировались представления о формах и средствах передачи сакрального знания (среди которых предпочтение отдавалось передаче от учителя к ученику), оформилась система взглядов по вопросам аскезы и духовной помощи и выступила на передний план фигура бодхисаттвы — просветленого, который, однако, не спешит вкусить тихого блаженства нирваны и из сострадания помогает людям, которые, как и все прочие живые существа, пребывают в мире страданий, обрести спасение, которого, возможно, немногие из них сумеют достичь самостоятельно.

Наивысший расцвет буддийской культуры Индии относится к первым векам нашей эры. Около VII века буддизм был практически полностью поглощен индуистским религиозно-культурным комплексом, сделавшись его частью, а к XIII веху буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез. При этом буддизм оказал значительное воздействие на формирование индуистской культовой организации и практики, а Будда в индуизме стал воплощением божества Брахмы.

Самого большого расцвета буддизм достиг после распространения в сопредельных с Индией странах. В результате его взаимодействия с местными религиозными и культурно-идеологическими традициями сложились региональные формы буддизма. Выйдя за пределы Индии, буддизм утвердил свой статус мировой религии, и одновременно с этим в нем начал происходить процесс инволюции: появились своеобразные национальные формы буддизма, связанные с его взаимодействием с традиционными культами, распространенными в той или иной восточной стране: тайский, китайский, японский, тибетский, монгольский, бурятский варианты и др. формы буддизма. Сформировавшись как религиозно-философское учение в Индии, буддизм создал огромную каноническую и комментаторскую литературу, богатую и разнообразную культовую практику, религиозные институты. Выйдя за пределы Индии, он повсюду формировал свои особые национальные формы, значительно отличающиеся друг от друга. Вместе с тем их объединяют общие положения догматики и культовой практики, характерные как для буддизма в целом, так и для основных его направлений: хинаяны, махаяны и ваджраяны. В большинстве государств, в которых буддизм получил свое распространение, в определенные периоды истории он являлся государственной религией, способствовал формированию социально-политических и экономических институтов. Являясь мировой религией, буддизм по мере интеграции в культуру стран своего распространения сам стал частью культуры, национальной психологии, образа жизни народов, его исповедующих. Все это позволяет рассматривать буддизм как религиозно-философский и социокультурный комплекс, дает возможность подходить к нему и как к религии, и как к философии, и как к психологии (буддизм, прежде всего, ориентирован на изменение сознания человека).

В 1996 г. во всем мире, по очень приблизительной оценке, насчитывалось 325млн. буддистов (что составляло 6% населения планеты). Следует, однако, отметить, что в это число не входят исповедующие буддизм китайцы, поскольку переплетение трех основных вероисповеданий – конфуцианства, буддизма и даосизма – у этого народа настолько тесно, что определить численность сторонников отдельных религий весьма сложно.

Подавляющее большинство всех буддистов – около 322 млн. из 325 млн., т.е. 99%, – сосредоточено в Азии. Кроме того, 1,6 млн. сторонников буддизма живет в Европе (включая всю Россию, в том числе и ее сибирско-дальневосточную часть) и 1,5 млн. – в Америке.

Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть). Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере – Южная Азия.

В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всех странах Индокитая (исключая полуостров Малакку): Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Много буддистов и в Сингапуре.

В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелен, хотя там распространены и другие религии.

В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух сравнительно небольших странах – Шри-Ланке и Бутане. В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддизм исповедует относительно незначительное меньшинство населения. В России буддизма придерживаются часть жителей Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Агинского Бурятского автономного округа Читинской области.

В настоящее время буддизм продолжает осваивать новые пространства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию — его последователей можно встретить в странах Северной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Африке, в нетрадиционных для него регионах России.

Буддистское вероучение и культ

Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины». Согласно традиции, Благородные Истины были проповеданы Буддой в его первой проповеди в Оленьем Парке близ Бенареса, получившей название «Поворот Колеса Учения» («Дхармачакра правартана»). Вот их краткое содержание:

1. Всякое существование принципиально является страданием (духкха).

2. Причина страдания — влечение, желание, привязанность, жажда бытия (тришна, таньха).

3. Есть, тем не менее, состояние, в котором страдания нет (нирвана).

4. Есть путь, ведущий к прекращению страдания и обретению нирваны (Благородный Восьмеричный Путь; арья аштанга марго).

Путь, ведущий к нирване — это восьмеричный путь спасения:

истинное воззрение, или усвоение четырех благородных истин буддизма;

истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы;

истинная речь: воздержание от лжи, от слов, не относящихся к нравственной цели;

истинные поступки: ненасилие, ненанесение вреда живому;

истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения;

истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвращаться;

истинное памятование: постоянно помнить, что все преходяще;

истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека.

Первая благородная истина устанавливает, что страдание, согласно буддизму, не является следствием утраты некоего совершенного состояния (грехопадение), а есть фундаментальная и безначальная характеристика существования как такового, что сильно отличает позицию буддизма от позиции других мировых религий. Жизнь есть страдание (жизнь, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется; пятикратная привязанность к земному, т.е. вся человеческая жизнь, включая и то, что люди считают наслаждением, есть страдание). Вращаясь в бесконечном процессе перерождений - сансаре («колесо жизни»), человек обречен на вечное страдание. Что касается страдания, то под ним следует понимать принципиальную неудовлетворительность любой формы существования. Причем, сукха (удовольствие) в буддизме не противопоставляется духкхе (страданию), а включается в объем последнего понятия, ибо в сансарическом существовании любое наслаждение предполагает и страдание (недостаточная интенсивность наслаждения по сравнению с ожидаемой, его быстротечность, боль его утраты, мучительное стремление к его повторению и т.п.). Другими словами, существование неизбежно предполагает психологическую фрустрацию как свою коренную характеристику.

Отсюда вытекает вторая благородная истина: причиной страдания являются желания, поскольку они ведут к продолжению бесконечного жизненного процесса. Желания и вызываемые ими действия образуют карму (буквально – «воздаяние») - своеобразную цепь этической причинности, согласно которой человек в своих последующих перерождениях получает то, что заслужил в предыдущей жизни («закон воздаяния»). Причины страданий — страсти, желания человека (Будда говорил: «Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения»; принципиально важно подчеркнуть, что источник страданий — само желание жизни).

Карма, созданная благими деяниями, ведет к возрождению в царстве богов, полубогов и людей. Карма, образованна злыми деяниями, ведет к возрождению в низших мирах среди животных или злых духов. Совершая хорошие поступки, человек может улучшить свою карму, но это не спасет его от сансары и дальнейших страданий. Отсюда - третья «благородная истина»: прекращение желаний ведет к прекращению страданий.

Третья благородная истина провозглашает наличие особого состояния, высшего состояния, в котором страдание отсутствует и которое поэтому класицифицируется как парама сукха (высшее блаженство). Это состояние называется нирваной (от корня нир — «угасать» — о светильнике; «прекращаться», «стихать» — о ветре, и т.п.). Нирвана (угасание, прекращение) — термин, употребляемый для обозначения освобождения и в индуизме. Например, в «Гите» встречается выражение «Брахма-нирвана» (нирвана Брахмана). Употребляют его и более поздние мыслители (Шанкара и другие ведантисты) как синоним мокши. Но в буддизме термин «нирвана» стал преобладающим для обозначения освобождения (как и в джайнизме). Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана — это состояние отсутствия, преодоленное страданий, отсутствие страданий. Ее сущность — отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей).

Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил «благородное молчание»: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания. Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение (типа «не то, не то»), или перечисление того, чем нирвана не является. В целом же можно сказать, что нирвана в буддизме — некая, принципиально отличная от эмпирической, форма внеличностного бытия. Именно из этой теории ведут свое происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом существе «зародыша» состояния будды (татхагата-гарбха). Таким образом, нирвану следует понимать как преодоление уровня человеческого бытия, выражающееся в освобождении от зависимости кармы. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием страданий. Высшее состояние - это состояние будд («просветленных»), свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием.

Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны, является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины.

Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует, какое бы то ни было, постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных рождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.

Религиозная система буддизма

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (дхарма) и Путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними. Жизнь на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и Сангху. Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей к ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX в. — Северной Америки, Европы, а также в России.

1. Есть Будда – совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное Освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий.

2. Есть Дхарма – Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н.э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индоевропейской группы. Эти писания составили буддистский канон и назывались «Три корзины» (Типитака). «Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию» (Виная-питака), «Корзина текстов «Слова Будды» (Сутта-питака) и «Корзина текстов высшего Закона» (Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах, хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. Эти названия собрания Слова Будды сохранились доныне, хотя в других школах каноны содержательно иные.

3. Есть Сангха – община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих монахов (бхикшу, на пали – бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды. Ядром социальной жизни раннего буддизма являлась община (сангха). Считалось, что в обычных условиях человек не может подготовиться к переходу в нирвану. Предварительно он должен отрешиться от всех мирских дел и вступить в монашескую общину. Члены монашеской общины не должны были иметь никакой собственности, кроме одежды и чаши для подаяний, должны были жить исключительно милостыней и соблюдать правила и обеты, определенные уставом (винаей). Они не имели права заниматься какой-либо общественно-полезной деятельностью, а только личным самосовершенствованием.

Особая роль в буддизме отводится медитации. Медитация – обобщающее условное название, данное европейскими учеными основным духовным практикам, ведущим к достижению главных целей этой религиозной культуры, а именно: освобождению от череды рождений, нирване, состоянию архата и Будды, Любви, Состраданию, невозмутимости и т.д. В буддийских трактатах описание практик медитации тщательно разработано в особом разделе Закона (Дхармы). В нем предусмотрено несколько последовательных стадий углубленного самопознания и проникновения в сущность мироздания. Обязательными условиями являются, во-первых, прохождение подготовительной стадии, на которой будущий адепт обретает физическое, нравственное, умственное и духовное здоровье по буддийской шкале ценностей. Во-вторых, обязательно присутствие и наличие учителя – мастера медитации, без которого не только не гарантирован успех применения описанных технических приемов той или иной практики, но и существует реальная опасность для ума, практикующего самостоятельно погрузиться во «мрак сознания» вместо вожделенного свидания со «светом знания». Принято считать, что медитация – это триединый комплекс внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости, а также, в иной трактовке, сосредоточенного созерцания на объектах, достойных памяти Будды, т.е. на истинах буддизма.

Священная книга буддизма – Типитака (букв. на языке пали – «три корзины»; санскр. вариант – Трипитака). Она состоит из трех частей. Первая часть – Виная-питака содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть – Сутта-питака (Сутра-питака) сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками, и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В Сутта-питаку наряду с другими ее разделами входит Дхаммапада («Путь буддийской доктрины») – 423 стиха-афоризма, представляющих собой квинтэссенцию всего буддийского канона и порой заучивавшихся неофитами наизусть. В третьей части – Абидхамма-питаке (Абид-харма-питаке), которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, даются систематизация и толкование основных догматов буддизма.

Буддийский культ довольно прост. В нем отсутствуют сложные ритуалы, характерные для брахманизма, нет жертвоприношений. Отправляют культ монахи, читающие канонические буддийские тексты. Характерно, что миряне в богослужениях не участвуют.

Буддисты используют в качестве символов своей религии разные знаки. Так, одним из них является «Дхамма (дхарма) чакра» («Колесо закона»), имеющее восемь спиц, символизирующих следование «восьми благородным принципам» (восьмеричному пути). Нередко в качестве символа используется и свастика (концы буддийской свастики, в отличие от нацистской, направлены не в левую, а в правую сторону). Еще одной эмблемой буддистов является изображение сидящего в позе лотоса основателя религии – Будды.

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна

Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада («школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды из числа наиболее близких его учеников. Согласно тхераваде принц Гаутама был земным существом, который родился как человек, но жил и умер как Будда. Его просветление - результат кармы, последовательно улучшавшейся в процессе 550 перерождений. Сторонники этого направления предпочитают именовать себя по названиям школ, а общее направле-

ние — тхеравадой. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, человеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению.

Сангха (община) тхеравадинов представляла собой монашескую организацию, зависящую от мирян, но на них не ориентированную. Высшим ее органом были сангити (своего рода буддийские соборы) - собрания ученых-монахов, на которых происходили восстановление и корректировка учения Будды.

Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

В первые века нашей эры складывается одна из двух основных ветвей буддизма - махаяна («большая колесница»). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, ряде стран Центральной Азии и Дальнего Востока. Другие течения, к коим в первую очередь причислялись тхеравадины, получили общее наименование хинаяна («малая колесница»). Слово «хинаяна» употреблялось лишь в текстах махаянской традиции, выражая пренебрежение ее приверженцев к более замкнутому течению буддизма, а сами хинаянисты именовали себя по названиям школ.

Одно из отличий махаяны от хинаяны - в концепции «множественности бодхисаттв» (существ, стремящихся к просветлению»). Если в хинаяне бодхисаттвами были исключительно будды, то согласно махаяне путь бодхисаттв доступен всем, кто пройдет путь духовного совершенствования.

Прежде всего, в учении махаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве («существе, стремящемся к пробуждению»). Махаянисты выступили с критикой существовавшего ранее идеала монашества — архата, святого, который стремится к достижению личной нирваны. Индивидуальное спасение в махаяне считается недостаточным; бодхисаттвы, будучи совершенными, сознательно остаются в мире сансары, чтобы помочь всем остальным достичь освобождения.

Двумя качествами бодхисаттвы, о которых говорится в текстах зрелой Махаяны, являются: 1) великое сострадание (каруна), выражающееся в умении бодхисаттв применять искусные методы (упая) для спасения живых существ, тонущих в океане сансары; 2) премудрость (праджня), выражающаяся в способности видеть реальность такой, какой она является в действительности, вне и помимо искажающего ее восприятия профанного живого существа, проводящего ложные различения (викальпа) и накладывающего на реальность свои ментальные конструкты (кальпана). Эта реальность как она есть называется обычно в переводах «таковостью» (санскр. татхата, бхутататхата). Мудрость без искусных методов пассивна, методы без мудрости слепы. Как птица, говорится в текстах, не может лететь на одном крыле, так и бодхисаттва не может обрести совершенное и полное пробуждение (аннутара самьяк сабодхи) без интеграции членов этой диады. Утверждается, что, обретя состояние будды, бодхисаттва отказывается от вступления в нирвану до тех пор, пока не будут освобождены все живые существа. Но поскольку число живых существ в бесчисленных мирах бесчисленно (их столько же, «сколько песчинок в реках Ганг», которых, в свою очередь, столько же, сколько песчинок в одном Ганге), то и подвиг бодхисаттвы оказывается, по учению ряда сутр, бесконечным и становится даже его нирваной, ибо бодхисаттва превосходит всякую двойственность, его видение мира недихотомично (адвая), и разница между нирваной и сансарой для него элиминируется. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху).

Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать буддой, потому что в каждом живом существе заложена «природа» будды, надо только ее проявить и высвободить. В махаяне восьмеричный путь дополняется учением о шести «парамитах» («переправах») — совершенствах, с помощью которых человек может достичь состояния бодхисаттвы. В ее учении появляется новая концепция будды: вместо одного Будды — учителя появляется бесконечное количество будд. Это концепция о «трех телах будды» (высшее из которых «Дхармакая» — «будда в теле Закона», представляет собой изначальную и неизменную реальность, абсолют, космическое тело будды, эманациями которого являются все будды и бодхисаттвы). Это повлекло за собой создание огромного пантеона будд и бодхисаттв, придание им особых свойств, функций и атрибутов. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В писаниях Великой колесницы доктрина Б. получила значительное развитие. Здесь Б. — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих рождениях, в конце концов, станут буддами. В то же время Б. — это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (буддха-кайя) или Тело Закона (дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, куда можно попасть в сеансах высшей медитации.

Таким образом, махаяна существенно изменила содержание основных положений раннего буддизма — произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал; все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последователей за пределами Индии.

Если хинаяна считала что достижение нирваны доступным малому кругу последователей, главным образом монашеству (отсюда ее название - «малая колесница»), то согласно махаяне, «движение к нирване» вовсе не требовало ухода в сангху. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию.

Махаянисты отбросили традиционное для хинаяны приятие образа исторического первоучителя. Махаяна видела в Будде прежде всего божественную природу. Путь веры в богов в махаяне доступен не только монахам, но и более широкому кругу последователей - мирянам (отсюда «большая колесница»).

В махаяне возник многочисленный пантеон божеств. Постепенно, далеко не сразу, сложился и общебуддийский пантеон, единый для всех направлений буддизма и всех стран буддийского мира.

Высший ранг этого пантеона составляют будды. Буддой считается всякое живое существо, сменившее мир сансары на мир нирваны. Атрибуты будды - всемогущество, способность совершать чудеса, влиять на события, перерождаться во всех мирах и во всех временных периодах, являться в различных обликах.

Особо выделяется Майтрея - будда Грядущего мирового периода, который наступит после окончания периода Шакьямуни (своеобразный буддийский мессия). У монгольских народов традиционно изображается в виде всадника на белом коне.

Второй ранг пантеона занимают бодхисаттвы («существа, стремящиеся к просветлению») - ставшие на путь будды, но добровольно отказавшиеся от личного освобождения от страданий ради спасения людей. Бодхисаттва руководствуется шестью «духовными совершенствами» («парамитами»): щедростью; нравственностью; мужественностью; терпеливостью; мудростью; способностью к созерцанию. С их помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам.

Третий ранг пантеона образуют архаты («достойные») - праведники, прошедшие четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигшие его наивысшего уровня (ближайшие ученики и последователи Будды Шакьямуни) и пратьека-будды («будды для самих себя») - мудрецы, достигшие нирваны, но не занимающиеся спасением других людей. Архаты и пратьека-будды особенно популярны в хинаяне.

В качестве всевозможных воплощений многочисленных будд и бодхисаттв в буддийский пантеон включались добуддийские божества различных народов - верховные индийские боги: Брахма, Шива, Вишну - как воплощение Будды Шакьямуни; олицетворение Солнца, японская синтоистская богиня Аматэрасу - как воплощение будды Вайрочаны; китайская богиня плодородия и материнства Гуань-инь - как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у буддийских народов России (бурятов, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма.

Третье направление_буддизма - ваджраяна («алмазная колесница») - оформилось в середине I века. Для ваджраяны характерна вера в мгновенное, как удар молнии, «просветление», что отличало ее от махаянской доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Согласно ваджраяне, нирваны может достигнуть любой верующий в настоящей жизни. Другое название этого направления - тантра («непрерывность», «поток психики»). Ваджраяна стала культивировать медитативную (йогическую) практику.

Важную роль в мифологии ваджраяны играет легенда о стране всеобщего благоденствия Шамбале. Это страна сильных, красивых и добродетельных людей, управляемая царями - последователями буддизма. Первый царь Шамбалы - Сучандра получил буддийское учение непосредственно от Будды Шакьямуни. При 25-м царе Шамбалы Рудрачакрине должна произойти решающая битва сил добра - воинства Шамбалы и сил зла - противников буддизма. После победы сил добра наступит новая эпоха, ознаменованная пришествием будды Майтреи.

Шамбала находится в некоем невидимом мире, который открывается лишь достигшим просветления. Вместе с тем даже в XX веке неоднократно предпринимались попытки поиска этой страны в конкретных местностях (в Тибете, Гималаях, на Алтае), а также отождествления ее с существующими государствами (Россией), получившие распространение среди буддистов Тибета и Монголии.

В Китае и Японии на базе махаяны в VI - XII веках сформировалась оригинальная школа дзэн (от санскритского слова «дхьяна» - медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, тотальной взаимосвязи общего и частного («все в одном, одно во всем»).

Постижение сущности Будды - просветление трактуется школой дзэн как интуитивный прорыв из сферы обыденного сознания. Оно достигается с помощью психофизического тренинга, включающего медитативные упражнения и особые интеллектуальные задачи - коаны.

Школа дзэн оказала огромное влияние на самые различные стороны жизни Китая, Японии, Кореи, Вьетнама - от военного искусства (кэмпо) до искусства аранжировки цветов (икебана) и чайной церемонии. Благодаря трудам выдающегося японского буддолога Д.Судзуки (1870 - 1966) в XX веке школа дзэн приобрела многочисленных последователей в Европе и Америке, став достоянием западной культуры.

Отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку обще буддийские основы превалируют над межконфессиональными особенностями. Кроме того, буддизм не признает авторитета в вопросах учения Будды, считая, что его можно познать лишь на практике. Познавший это учение, сам становится авторитетом для себя. Вот почему в буддизме нет ересей.

Буддийские конфессиональные общины входят в состав двух международных организаций: Всемирного братства буддистов, созданного в 1950 г. (штаб квартира в столице Таиланда Бангкоке), и Азиатской буддийской конференции за мир, основанной в 1970 г. (со штаб-квартирой в столице Монголии Улан-Баторе).

Культовая практика буддизма

Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующего от рождения до смерти. Едиными для всех буддистов являются буддийские праздники, которые отмечаются по лунному календарю. В феврале-марте в странах Восточной и Центральной Азии, в марте-апреле в странах Южной и Юго-Восточной Азии отмечается Новый год, который не является собственно буддийским, но в праздновании которого активное участие принимают буддийские монахи. Во время празднования сооружаются горки, символизирующие гору Сумеру (центр мироздания, согласно буддийской традиции), окропляются водой фигуры Будды. В апреле-мае во всех буддийских монастырях и храмах празднуется тройной праздник: рождения Будды, его пробуждения и погружения в нирвану. В храмах читаются молитвы, устраиваются праздничные шествия, делаются подарки и подношения членам сангхи. Под разными названиями во всех буддийских странах отмечается День поминовения усопших. В храмах служат молебны, прихожане приводят в порядок могилы, выставляют приношения буддам и другим богам, кормят нищих. Во многих странах отмечается обряд вступления в сангху (июнь-июль), связанный с началом сезона дождей. С середины октября до середины ноября празднуется окончание дождливого сезона, отмечается нисхождение Будды с небес из царства Индры, где он, согласно буддийским легендам, читал проповеди богам и своей матери, которая также пребывает в этом царстве. В храмах проводятся специальные церемонии, в некоторых монастырях статуи Будды снимаются с пьедесталов и проносятся по улицам. В июне-июле отмечается праздник прихода на землю Майтреи (Будды Грядущего мирового порядка). Он знаменуется объездом вокруг храма колесницы, на которой находится статуя Майтреи. Этот праздник называется также — Круговращение Майтреи. В регионах распространения буддизма тибетского толка (Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува) празднуется день рождения Цзонхавы, основателя школы буддизма, популярной в этих регионах. Существует еще значительное количество праздников и обрядов, которые отмечаются в буддийских странах и имеют в каждой стране традиционный оттенок.

В буддийской мифологии есть немало священных растений и животных, почитаемых буддистами всех стран. Из растений это, прежде всего, дерево бодхи из рода фикусов («фикус религиоза»), а также лотос. Из животных более всего почитаемы змея, слон (особенно белый), бык, лев, конь, черепаха, павлин, газель.

Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы

Как отмечалось ранее, основой социальной деятельности буддистов является буддийская община-сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Сангха в широком смысле слова охватывает всех буддийских монахов, существующих в мире. Вместе с тем буддийская община — вполне конкретное объединение монахов или монахинь, принадлежащих к какой-либо школе, направлению буддизма или монастырю. Монахи, как правило, не являются священнослужителями, они проходят обучение в монастыре, изучают священные тексты, занимаются медитацией. Членом общины может стать каждый, независимо от пола (хотя женских монашеских общин значительно меньше, чем мужских), национальности, цвета кожи, социального положения. Обряд посвящения в монахи несложен, во многих странах он связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе». В тибетском буддизме эта формула дополняется еще одним членом: «Я прибегаю к Ламе (Высшему)», которым является наставник — учитель послушника. Как правило, монахи должны соблюдать огромное число правил, изложенных в текстах Виная-питаки. Наиболее строго эти правила соблюдаются в общинах тхеравады. В странах распространения тхеравады монахи должны были жить исключительно милостыней, для них не допускалось участие в социальной и политической жизни. В настоящее время в связи с модернизацией буддизма многие из этих его положений претерпели значительные изменения. В некоторых школах махаяны буддийские монахи, напротив, должны были принимать самое активное участие в сельскохозяйственных работах, часто занимались торговлей и т.д. Если для значительной части монахов считается обязательным вегетарианство, то в регионах распространения тибетского буддизма, согласно существующим там традициям, монахи могут употреблять в пищу мясные продукты. Внутри монашеской общины существует как «духовная» иерархия (по степени накопления добродетелей, уровню освоения практики медитации, образованности монаха), так и различные должностные ранги (настоятель монастыря или храма, например). Отношения между монахами (старшими и младшими по возрасту, учителем и учеником, настоятелем и рядовым членом общины и т.д.) ритуализированы и регламентированы особыми правилами поведения. Подобные же ритуализация и регламентация характерны для взаимоотношений между монахами и простыми верующими — буддистами. В странах распространения буддизма тхеравады существует достаточно резкое разграничение между монахами и мирянами — буддистами. В обязанность последних входит содержание монахов. В буддизме махаяны, который постулирует возможность спасения всех людей, независимо от того, являются они монахами или нет, теоретически такого резкого различия не существует, но на практике монахи, безусловно, пользуются большим уважением и почитанием у мирян. В буддизме тибетского толка ламы подразделяются по степени посвящения на ряд категорий: низшие (банди) дают всего 5 обетов, гецул — 36 обетов (при 5-7 годах учебы), высшая категория — гелунги (253 обета). Высшее буддийское образование монахи проходят в философскхих школах при монастырях (в монастырях Брайбун, Галдан, Сэра давали высшую степень — лха-рамбы (доктор философии)). Старшие ламы — хамбо-ламы (ламы-учителя), из числа которых избирается бандидо-хамбо-лама («ученый первосвященник»). В иерархии тибетского буддизма к самой высшей категории относится Далай-лама («Океан-учитель»), который является духовным руководителем всех последователей буддизма тибетского толка (в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве).

Монастыри (первоначально — место отдыха монахов во время сезона дождей — вихара) представляют собой сложные комплексы с храмом, ступами (своеобразными пирамидами — местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания монахов, столовыми, философскими школами, иногда — со специальными залами для занятия медитацией и др. Наиболее часто среди объектов почитания и предметов культа в храмах встречаются изображения будд и бодхисатв; мандала, магическая диаграмма, используемая в практике созерцания, одновременно являющаяся философской концепцией Вселенной в буддизме; сакральные предметы — ваджра (перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами), один из главных символов буддизма, олицетворяющий мужское начало Вселенной, активность, сострадание; он часто выступает в паре с колокольчиком, символизирующим женское начало, мудрость, пассивность и др.

Всего число последователей буддизма в мире варьируется по разным источникам от 400 млн. до 700 млн. Монахов и монахинь насчитывается I млн. человек. Буддийские конфессиональные общины входят в состав двух международных организаций: Всемирного братства буддистов, созданного в 1950 г. (штаб квартира в столице Таиланда Бангкоке), и Азиатской буддийской конференции за мир, основанной в 1970 г. (со штаб-квартирой в столице Монголии Улан-Баторе).

Региональные формы буддизма

Чань-буддизм. Само слово чань является сокращением от чаньна (санскр. дхьяна — «медитация», «созерцание»). Таким образом, уже само название указывает на сугубо практическую, психотехническую ориентацию этой школы.

Ее основателем считается индийский проповедник Бодхидхарма, который прибыл в Китай в первой половине VI в. Позднейшая чаньская традиция, правда, утверждает, что Бодхидхарма уже был 28-м патриархом дхьяны в Индии, а первым патриархом был ученик Будды Махакашьяпа, получивший прямую передачу пробужденного сознания от Будды. Эта легенда должна была возвести чаньскую традицию к самому будде Шакьямуни.

Главное положение учения чань — «особая передача пробужденного сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки». Что это означает? Это означает, что просветленный учитель может определенными средствами как бы транслировать свое состояние сознания ученику, наложив на него «печать сердца» (синь инь). Переживший этот опыт ученик закрепляет полученное от учителя пробуждение посредством медитативной практики. Поэтому чань претендует на то, что в ее рамках осуществляется непрерывная линия непосредственной передачи просветления. Идеал чань — «смотрение в свою собственную природу, чтобы стать буддой». Чтобы нагляднее подчеркнуть, что никакого будды вне сознания нет, что просветленное сознание и есть будда, чаньские наставники иногда даже демонстративно уничтожали священные изображения и тексты, хотя уже в XI—XII вв. в чань утверждается монастырская традиция, предполагавшая строжайшую дисциплину и жесткую организацию. И, тем не менее, все чаньские монахи помнили знаменитое высказывание Линь-цзи И-сюаня (IX в.): «Встретил будду — убей будду. Встретил патриарха — убей патриарха». В этой парадоксальной форме Линь-цзи выразил мысль о том, что всякая авторитарность, любые, пусть даже самые возвышенные, формы идолопоклонства препятствуют просветлению, мешают усмотреть в нас самих того «внутреннего человека», который и есть истинный будда.

Со времени знаменитого Шестого патриарха Хуэй-нэна в чань утвердилось учение о мгновенном, внезапном пробуждении, которое могло быть вызвано специфическими приемами. Самый знаменитый из них — гунъань (яп. коан). Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение.

Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове. Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях чань практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе. А все чаньские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации. Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (школа монастыря Шаолинь), которые также выступали одним из методов динамической медитации.

Чань оказал огромное влияние на культуру Китая и Японии. Возьмем ли мы пейзажную монохромную живопись или поэзию, чайную церемонию или сады камней — везде мы увидим специфический отблеск чаньского смотрения в природу.

В конце XII в. чань приходит в Японию, где также быстро становится ведущей школой, в определенной мере он сохраняет свое влияние и в настоящее время. В Корее и Вьетнаме чань (кор. сон, Вьетнам, тхиен) наряду со школой Чистой Земли была и остается господствующим направлением буддизма.

2 Государство - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

В заключение отметим, что именно в чань психологическая сущность религии и базовая значимость религиозного опыта как основы религиозного феномена выявляются в наиболее чистом виде. Это поиск истины (собственной изначально пробужденной природы) без преднахождения; мы не знаем, какова она, и не можем описать ее иначе, чем при помощи эксцентрического поступка (указав пальцем на луну, или сорвав цветок сливы, или ударив себя палкой по голове), но мы можем открыть ее в себе и непосредственно пережить, решив при этом все наши вопросы и проблемы. Не догматы преднаходят для нас истину, но мы сами открываем ее своим усилием, воплощенным в духовном делании. Возможно, кто-то захочет описать, формализовать и догматизировать свой опыт запредельного — и тогда возникнет новое учение.

Дзэн-буддизм. В Китае и Японии на базе махаяны в VI - XII веках сформировалась оригинальная школа дзэн (от санскритского слова «дхьяна» - медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, тотальной взаимосвязи общего и частного (« все в одном, одно во всем»).

Постижение сущности Будды - просветление трактуется школой дзэн как интуитивный прорыв из сферы обыденного сознания. Оно достигается с помощью психофизического тренинга, включающего медитативные упражнения и особые интеллектуальные задачи - коаны.

Школа дзэн оказала огромное влияние на самые различные стороны жизни Китая, Японии, Кореи, Вьетнама - от военного искусства (кэмпо) до искусства аранжировки цветов (икебана) и чайной церемонии. Благодаря трудам выдающегося японского буддолога Д.Судзуки (1870 - 1966) в XX веке школа дзэн приобрела многочисленных последователей в Европе и Америке, став достоянием западной культуры.

Дзэн утверждает медитацию в позе лотоса как средство достижения состояния творческой озаренности, просветления (яп. сатори) и постижения абсолютной реальности. Дзэн – философия озарения, творческого созерцания, переживания целостности бытия, бесконечного в конечном. Изречение «Старая сосна проповедует мудрость.

И дикая птица выкрикивает истину» иллюстрирует глубинное переживание целостности бытия, где отсутствуют противоположности: священное и мирское, добро и зло, жизнь и смерть. Надо войти в поток целостности бытия, а не уповать на книжную мудрость: «Как бабочка подлетает к распустившемуся цветку. Я не знаю».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее