Задачи поэтики
Задачи поэтики
Поэтика есть наука, изучающая поэзию как искусство. Поэтика – предмет наиболеее оживленного научного интереса, история поэзии становится в один ряд с другими науками об искусстве.
Вопросы поэтики в Росси были выдвинуты трудами академика Веселовского в статьях « Из истории эпитета», «Психологический параллелизм» и работами А.А Потебни «Из записок по теории словесности (1905) – метод, указанный в его трудах ,- сближение поэтики с общей наукой о языке, лингвистикой,- оказался плодотворным и получил широкое признание. Существенную помощь в изучении этих проблем оказали поэты, которые более сведущи в вопросах поэтического искусства :Валерий Брюсов посвятил несколько работ стихотворной технике у Пушкина и Тютчева. Вячеслав Иванов в своем «Обществе ревнителей художественного слова» (так называемой «Поэтической академии») объединил поэтов и филологов, заинтересованных проблемами поэзии как искусства(1910-1912 гг.) Андрей Белый в книге «Символизм» (1910) указал на необходмимость изучения поэтического искусства. Под этим влиянием пересматривались методы изучения литературы .
Группа молодых лингвистов объединилась в Общество поэтического языка (Опояз). Заслугой кружка является критика того традиционного дуализма формы и содержания в искусстве, которое и в настоящее время является препятствием для построения науки о поэзии.
Если отказаться от поверхностного взгляда на содержание литературного произведения как на сюжет (содержание «отелло» примитивно по сути: муж из ревности убил жену) .Что выражено в данном произведении (=содержание) , как выражено(=форма).
На самом деле такое разделениечто и как в искусстве лишь условное отвлечение. Любовь, грусть, трагическая душевная борьба, философская идея и т.п. существуют в поэзии не сами по себе, но в той конскретной форме, как они выражены в данномконкретном произведении.
С другой стороны такое деление заключает в себе некоторую двусмысленность. Оно наводит на мысль, что содержание (психологический или идейный факт – любовь, грусть, трагическое мировоззрение и т.п.) существует в искусстве втом же виде, что и вне искусства. В сознании исследователя всплывает привычная метафора донаучного мышления: форма-это сосуд, в который вливают жидкость – содержание с уже готовыми неизменными свойствами, или форма –одежда, в оторую облекается тело, остающееся под одеждой таким, как прежде. Это ведет к пониманию формы как внешнего украшения, к изучению содержания как внеэстетической реальности, и настроенной не по своеобразным художественным законам, а по законам эмпирического мира: к сравнению характера Татьяны с психологией русской девушки, к изучению типа Гамлета по методам психоанологии, к спорам о психологической вероятности какого-нибудь условного сценического наложения и т.д.
Между тем в пределах искусства такие факты так называемого содержания не имеют уже самостоятельного существования, назависимо от общих законов художественного построения; они являются поэтической темой, художественным мотивом (или образом), они также участвуют в единстве поэтического произведения, в создании эстетического впечатления, как и другие формальные факты (например, композиция или стилистика данного произведения). Если под формальным разуметь эстетическое, в искусстве все факты содержания становятся тоже явлением формы.
Всяое искусство пользуется каким-нибудь материалом , заимствованным из мира природы. Этот материал оно подвергает особой обработке, свойственной данному искусству (с помощью приемов), в результате обработки природный факт (материал) возводится в достоинство эстетического факта, становится художественным произведением. Задача изучения искусства заключается в описании художественных приемов данного произведения, поэта и целой эпохи.
Рекомендуемые материалы
Дрлгое время считалось, что материалом поэзии являются образы . На образах построить искусство невозможно; искусство требует законченности и точности и поэтому не может быть предоставлено произволу воображения читателя; не читатель а поэт создает произведение искусства.
В смысле наглядности поэзия не может соперничать с музыкой и живописью. Группа фопрмально-логических связей и отношений, которые находят себе выражение с слове–но недоступны для других искусств.
Материалом поэзии являются не образы и не эмоции, а слово. Поэзия- словесное искусство, история поэзии-история словесности.
В поэзии самый выбор темы служит художественной задаче, т.е. является поэтическим приемом. Единство приемов поэтического произведения мы обозначаем термином стиль.
Только введением в поэтику понятия стиля система основных понятий этой науки (материал, прием, стиль) может считаться законченной.
Значение стиоистического единства для определения художественного стиля тех или иных приемов подтверждается косвенным образом следующим фактом: тот же самый прием, с формальной точки зрения, нередко приобретает различный художественный смысл в зависимости от своей функции.
Так в повествовательной литературе всех народов, в Ветхом завете, в Коране, в русской былине и сказке, в старинной хронике и т.д. встречается как простейший прием синтаксической композиции простое сочинение (как бы нанизывание простых повествовательных единиц, предложений с помощью союза «и»). Пример: отрывок старинной првансальской биографии трубадура Джауфре : «...и сказал о том графие, и она пришла к нему, к его ложу, и обняла его, и он узнал, что то была графиня, и к нему вернулось зрение, слух и обоняние, и мог он её увидеть , и так он умер на руах у донны...»
Этот прием медленного, неторопливого повествования в лирическом стихотворении Фета становится выражением нарастающего эмоционального волнения:
И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность
И пламя твое узнаю, солнце мира.
В поэзии Пушкина метонимия и перефраз являются основными элементами стиля, как в примере:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм ,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Во многих случаях, особенно в «евгении Онегине», где перифраза и метонимия играют чрезвычайно важную роль, мы имеем ироническое подновление обветшалого приема: «Автомедоны наши бойки...» (ямщики) или «Меж тем как сельские циклопы// Перед медлительным огнем// Изделье легкое Европы» ( кузнецы исправляют дорожную коляску).
Поэт нигде не выражаетет непосредственного эмоционального волнения. Сдержанно звучит одинокое врсклицание «увы». Характерно отсутствие словесных повторений в первом стихотворении, это намеренное избегание повторений там, где они подсказываютя параллелизмом. («Брожу..., «Вхожу..., «Сижу...» и т.д.)
Сюжетная линия занимает особенно важное место в поэзии Пушкина, даже произведения отночсящиеся к чистой лирике «Не пой, красавица, при мне...» или «Я помню чудное мгновение», в котором повествование о прошлом играет существенную роль. Рассказ ведется в прошедшем времении только в конце строфы достигает мгновения настоящего.
Замедленность движения придают поэтическому рассказу и обязательные эпитеты.
Основная антитеза дается самой темой : противопоставление разлуки и свидания, любви смерти, тематические контрасты.
При благородствеи идеальной возвышенности стиля языки Пушкина нигде не отклоняется от некоторой нормы простоты и точности, привычной у нас в разговорном языке.
Оттого стилистические приемы поэта так трудно уловимы: мы невольно начинаем думать, что стихотвореный язык ничем не отличается от разговорного:
Я Вас любил безмолвно, безнадежно,
Тот робостью, то ревностью томим;
Я Вас любил так искренно, так нежно,
Как дай Вам Бог любимой быть другим.
5 Диаграммы взаимодействия - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
В такой поэзии вещественный , логический смысл слова играет решающую роль. Искусство поэта проявляется в выборе и соединении слов, индивидуальном, неповторимом, синтетическом, где каждое следующее слово прибавляет нечто новое к сказанному прежде, увеличивает смысловую насыщенность речи.
Сравнение одного стихотворения поэта Пушкина с другими его стихотворениями дает возможность говорить о стиле Пушкина (как представителя классицизма). Сравнение с современниками и предшественниками – о стиле эпохи и о литературной традиции.
Далее разбирается художественная проза
- рассказ Тургенева «три встречи»
- описание ночи у гоголя : «Знаете ли Вы украинскую ночь...»
- описание ночи у Толстого «Семейное счастье»
Эмоционально насыщенная у Тургенева( материал описательный по преимуществу)., рассудочно-аналитического у Толстого. Описание ночи у Гоголя , сохраняя существенные черты эмоционально-синтетического пейзажа, усугубляет некоторый его элементы употреблениеммм лирической гиперболы.
Это образцы романтического стиля.
В этой Жирмунский спорит со Шкловским, который основным считает образ.