Основы Римской цивилизации
6.1 Основы Римской цивилизации. Считается, что римляне трижды завоевали мир: первый раз своими легионами, второй – христианством и третий – римским правом. Самое совершенное созданное культурой древних римлян – это их право, покорившее мир.
В своей «Философии истории» в главе «Элементы римского духа» Гегель излагает одну из версий основания Римского государства. По этой версии, Рим возник там, где соприкасались три различные области: латинян, сабинян и этрусков. С самого начала, по утверждению Гегеля, Рим был чем-то искусственным, насильственным, не первоначальным.
Первоначально Рим существовал как разбойничье государство. Жившие в Риме разбойничьи пастухи принимали к себе всех желающих и туда стекался, по словам Тита Ливия, весь сброд. Пункт на холме на берегу реки был выбран очень удачно с точки зрения убежища для всяких преступников.
Такое основание государства неизбежно повлекло за собой «в высшей степени суровую дисциплину, равно как и самопожертвование для достижения цели ... Государство, которое... основано на насилии, должно быть поддерживаемо насилием. Из такого происхождения вытекает не нравственная связь, достойная свободных людей, а вынужденная субординация».
Насилие же, помимо прочего, Гегель усматривает в общеизвестном факте похищения сабинянок, поскольку в новом государстве первоначально не было женщин и добровольно с римлянами, зная их происхождение, никто не желал вступать в брак.
Очень рано в Риме сложилось различие между патрициями и плебеями, которое Гегель объясняет следующим образом. Патриции – это основатели Рима – разбойничьи пастухи, к которым впоследствии были присоединены жители взятых и разрушенных городов. А более слабые и более бедные лица, позднее поселившиеся, оказавшиеся в зависимом по отношению к основателям государства положении, и составили группы плебеев.
Борьба между патрициями и плебеями на долгие годы стала источником всех противоречий в новом государстве. Около трехсот лет в Риме был царский период, но в 509 г. до н.э. был изгнан последний царь, и установилась республика. Римская республика имела ярко выраженный аристократический характер. Власть в ней принадлежала двум консулам, первоначально называвшимся преторами (идущими впереди). Только патриции имели «юс хонорум» (право занимать эти должности).